НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 29.11.2023 № А78-6620/2021

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

05 декабря 2023 года

Дело № А78-6620/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Левошко А.Н.,

судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 31 мая 2023 года по делу № А78-6620/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2023 года по тому же делу,

установил:

Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» (далее – комитет) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее – управление, контролирующий орган) о признании недействительным представления № 21-1/28 от 28.05.2021 по пунктам 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 19.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Общество с ограниченной ответственностью «МСС» (ОГРН 1097536007524, ИНН 7536106139, далее –
ООО «МСС»), Общество с ограниченной ответственностью «Интеко-1»
(ОГРН 1127536003792, ИНН 7536127611, далее – ООО «Интеко-1»), Общество с ограниченной ответственностью «Проектно-строительная компания Вымпел»
(ОГРН 1187536000190, ИНН 753603091653, – ООО «ПСК Вымпел»), Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее – антимонопольный орган).

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 31 мая 2023 года, с учетом определения об исправлении опечатки от 09 июня 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2023 года, заявленные требования удовлетворены частично, пункты 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, подпункт 1 пункта 14 в части невыполнения работ по муниципальному контракту
№ Ф.2019.00034 от 03.09.2019 (по наружному освещению (светотехника)), подпункт 2 пункта 14, пункт 19 представления № 21-1/28 от 28.05.2021 признаны недействительными как не соответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее – БК РФ), на управление возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов комитета в установленном законом порядке, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы оспаривает выводы судов об отсутствии в действиях комитета нарушений требований части 2 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 94, подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), пункта 1 статьи 702, пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), частей 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ), пунктов 1.1, 1.2, 2.9 муниципального контракта № Ф.2019.00034 от 03.09.2019 (далее – контракт от 03.09.2019), пункта 1.2 муниципального контракта № Ф.2020.00009 от 09.07.2020 (далее – контракт от 09.07.2020); указывает на наличие в действиях комитета неправомерного изменения условий контракта от 09.07.2020, поскольку дополнительным соглашением от 04.09.2020 объем работ был увеличен более чем на 10 процентов, а также добавлена позиция «Щебень из гравия для строительных работ марка 800, фракция 40-70 мм (ФССЦ -02.2.05.04-0052)», стоимость которой выше ранее согласованной – «Щебень из природного камня для строительных работ марка 800, фракция 40-70 мм (ФССЦ -02.2.05.04-0006)», при этом также не учтено привлечение комитета постановлением антимонопольного органа к административной ответственности за совершение соответствующего административного правонарушения, измененное судом общей юрисдикции лишь в размере назначенного наказания (пункт 3), дополнительным соглашением от 03.04.2021, заключенным после исполнения и принятия работ по контракту от 09.07.2020, вопреки требованиям законодательства не предусмотрено уменьшение цены контракта на стоимость исключенных видов работ, уменьшенного объема работ на общую сумму 8 540 787 рублей 60 копеек (пункт 4); путем подписания акта о приемке выполненных работ № 11 от 24.12.2020 приняты работы, не предусмотренные и не соответствующие условиям заключенного контракта от 09.07.2020, при этом возможность выполнения дополнительных работ взамен ранее исключенных ни контрактом, ни Законом № 44-ФЗ не предусмотрена, дополнительное соглашение к контракту на выполнение данных работ не заключалось (пункты 6, 19); путем заключения дополнительных соглашений от 23.12.2020, 28.12.2020, 30.12.2020 к контракту от 03.09.2019 комитетом допущено неправомерное изменение существенных условий заключенного муниципального контракта по основаниям, не предусмотренным законодательством, также осуществлено принятие работ по акту выполненных работ от 28.12.2020, не предусмотренных указанным контрактом, а дополнительное соглашение на данные работы заключено только после выполнения и принятия работ, предусмотренным контрактом, при этом вопреки требованиям части 3 статьи 69 АПК РФ не учтены вступившие в законную силу судебные акты суда общей юрисдикции, признавшие правомерность привлечения к административной ответственности должностного лица и самого комитета за указанные правонарушения (пункты 5, 7); объем выполненных в соответствии с контрактом от 03.09.2019 работ меньше объема работ, принятых по акту № 31 от 24.09.2020 и оплаченных комитетом платежным поручением № 144810 от 13.10.2020, на сумму 713 111 рублей, поскольку при осмотре (наблюдении) объекты благоустройства (стойка для велосипедов, горки, мобильные туалетные кабины) по месту размещения (площадь Труда) отсутствовали, находились по иному адресу, при этом возможность установления соответствия имеющихся горок для детей принятым и оплаченным комитетом отсутствовала вследствие нахождения их в разобранном виде, а мобильные туалетные кабины не соответствовали техническим характеристикам, установленным техническим заданием к контракту; само по себе приобретение указанных объектов благоустройства без их установки на объекте размещения свидетельствует о недостижении цели программы «Формирование современной городской среды на территории городского округа «Город Чита (пункты 8,9); объем выполненных по контракту от 03.09.2019 работ меньше объема работ, принятых на основании акта № 32 от 24.09.2020 и оплаченных комитетом платежным поручением № 144810 от 13.10.2020, на сумму 38 197 рублей, поскольку в ходе контрольного замера (обмера) установлено, что металлические конструкции со световыми элементами «Салют» и «Звезды» на объекте площадь Труда не установлены, на столбах закреплены металлические конструкции со световыми элементами в количестве 4 штук, не соответствующие форме и виду металлических конструкций, предусмотренных сметной документацией, при этом каких-либо доказательств, подтверждающих факт согласования сторонами контракта замены металлических конструкций со световыми элементами на фактически установленные и внесение соответствующих изменений в проектно-сметную документацию в установленном законом порядке комитетом не представлено (пункты 10, 11); объем выполненных работ по благоустройству парка Угольщиков по контракту от 09.07.2020 меньше объема работ, принятых по акту № 4 от 24.12.2020 и оплаченных комитетом платежным поручением № 202859 от 28.12.2020 на сумму 822 266 рублей, поскольку стоимость светильников Street X1/55/7740лм/Ш8М/4,0К/(О4)/МТКМ/SКХ-01/220АС IР66 и НТУ 04-002 Е27, установленных взамен ранее согласованных светильников ДКУ-61-40-001 Winner 750 и ДТУ-11-19-003 LED, не определена (пункты 13, 14); объем выполненных по контракту от 09.07.2020 работ меньше объема работ, принятых комитетом по акту № 3 от 24.12.2020 и оплаченных платежным поручением от 28.12.2020 № 202876, поскольку вес установленных в парке «Угольщиков» колонн одноветвевых фактически меньше принятого и оплаченного объема на 131,04 кг; кроме того, заявитель указал, что представленные в ходе судебного разбирательства доказательства не могут отвечать требованиям допустимости и надлежащим образом подтверждать доводы комитета

ООО «Интеко-1» в отзыве на кассационную жалобу заявило о согласии с обжалуемыми судебными актами.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), однако своих представителей в Арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.

Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением правительства Забайкальского края от 31.08.2017 № 372 утверждена государственная программа Забайкальского края «Формирование современной городской среды (2018 - 2022 годы)», во исполнение которой между Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края и администрацией городского округа «Город Чита» заключены соглашения о предоставлении субсидий из бюджета Забайкальского края бюджету городского округа «Город Чита» на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды
№ 7670100-1-2019-006 от 24.04.2019, № 76701000-1-2020-003 от 03.04.2020 (с учетом дополнительных соглашений).

Постановлением администрации городского округа «Город Чита» (далее – администрация) от 10.11.2017 № 282 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории городского округа «Город Чита» на 2018 - 2024 годы», согласно паспорту которой ответственным исполнителем определен комитет, а соисполнителями - администрация, комитет градостроительной политики администрации, администрации административных районов городского округа «Город Чита».

В рамках софинансирования указанной муниципальной программы комитетом были заключены муниципальные контракты с ООО «МСС» от 03.09.2019 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства «Благоустройство площади Труда в поселке Текстильщиков» и с ООО «Интеко-1» от 09.07.2020 на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства «Благоустройство парка Угольщиков».

Управлением на основании приказов № 192-о от 09.03.2021, № 268-0 от 30.03.2021, № 298-0 от 09.04.2021 в отношении комитета проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», в ходе которой выявлены нарушения требований части 2 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 94, части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, пункта 1 статьи 702, пункта 1 статьи 711, пункта 1 статьи 743, пункта 1 статьи 746 ГК РФ, частей 1, 3 статьи 9 Закона № 402-ФЗ, пунктов 1.1, 1.2, 2.9 контракта от 03.09.2019, пункта 1.2 контракта от 09.07.2020, выразившиеся, в том числе в следующем: в заключении комитетом дополнительных соглашений от 04.09.2022 и от 03.04.2021 к контракту от 09.07.2020, изменяющих за счет средств субсидии из федерального бюджета существенные условия данного контракта в процессе его исполнения по основаниям, возможность изменения условий контракта по которым не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, на суммы 3 988 983 рубля 80 копеек и 7 784 065 рублей 28 копеек соответственно (пункт 3, 4); в заключении комитетом дополнительных соглашений от 23.12.2020, 28.12.2020, 30.12.2020 к контракту от 03.09.2019, изменяющих за счет средств субсидии из федерального бюджета существенные условия данного контракта в процессе его исполнения по основаниям, возможность изменения условий контракта по которым не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок на сумму 2 617 168 рублей 16 копеек (пункт 5); в принятии комитетом по акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) № 11 от 24.12.2020 за счет средств субсидии из федерального бюджета работ, не соответствующих условиям контракта от 09.07.2020, на сумму 8 203 337 рублей 98 копеек (пункт 6); принятие по актам о приемке выполненных работ (форма КС-2) № 34 от 28.12.2020 и № 31 от 24.09.2020 работ, не соответствующих условиям муниципального контракта от 03.09.2019, на сумму 878 661 рубль 55 копеек, а также фактически не выполненных на сумму 560 566 рублей 21 копейка (стойка для велосипедов окрашенная, горка с лестницей и площадкой высотой 1900 мм (сборно-разборная для детей старшего возраста), горка с лестницей и площадкой высотой 1600 мм (сборно-разборная для детей средней возрастной группы), горка с лестницей и площадкой высотой 900 мм (сборно-разборная для детей младшей возрастной группы), туалет) (пункты 7, 8); в оплате комитетом в 2020 году в рамках исполнения контракта от 03.09.2019 за счет средств субсидии из федерального бюджета на основании заявки на оплату расходов № 1652 от 12.10.2020 платежным поручением № 144810 от 13.10.2020 фактически не выполненных работ, принятых по акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) № 31 от 24.09.2020, на сумму 560 566 рублей 21 копейка (стойка для велосипедов окрашенная, горка с лестницей и площадкой высотой 1900 мм (сборно-разборная для детей старшего возраста), горка с лестницей и площадкой высотой 1600 мм (сборно-разборная для детей средней возрастной группы), горка с лестницей и площадкой высотой 900 мм (сборно-разборная для детей младшей возрастной группы), туалет) (пункт 9); в принятии и оплате комитетом в рамках исполнения контракта от 03.09.2019 по акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) № 32 от 24.09.2020 за счет средств субсидии из федерального бюджета платежным поручением № 144810 от 13.10.2020 фактически не выполненных работ на сумму 30 026 рублей 09 копеек («металлические конструкции со световыми элементами Салют» и «Звезды» в количестве по 4 штуки) (пункты 10, 11); в принятии и оплате комитетом в рамках исполнения контракта от 09.07.2020 на основании актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) №№ 3, 4, 7, 9 от 24.12.2020 за счет средств субсидии из федерального бюджета платежными поручениями №№ 202859, 202881, 202876, 202875 фактически не выполненных работ на общую сумму 1 285 680 рублей 34 копейки (пункты 13, 14); в оплате комитетом в рамках исполнения контракта от 09.07.2020 за счет средств субсидии из федерального бюджета платежным поручением № 202853 от 28.12.2020 работ, принятых по акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) № 11 от 24.12.2020, не предусмотренных данным контрактом, на сумму 8 203 337 рублей 98 копеек (пункт 19).

По факту выявленных нарушений комитету выдано представление № 21-1/28, в соответствии с которым комитету по пунктам 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 13 необходимо принять меры по устранению причин и условий нарушения в течение 30 календарных дней со дня получения представления; по пункту 9 – обязать ООО «МСС» произвести не выполненные работы по контракту от 03.09.2019 (стойка для велосипедов окрашенная, горка с лестницей и площадкой высотой 1900 мм (сборно-разборная для детей старшего возраста), горка с лестницей и площадкой высотой 1600 мм (сборно-разборная для детей средней возрастной группы), горка с лестницей и площадкой высотой 900 мм (сборно-разборная для детей младшей возрастной группы), туалет) или взыскать и вернуть в доход федерального бюджета в срок до 01.12.2021 средства в сумме 560 566 рублей 21 копейка, а также принять меры по устранению его причин и условий; по пункту 11 – обязать ООО «МСС» произвести не выполненные работы по контракту от 03.09.2019 (металлические конструкции «Салют» и «Звезды» в количестве по 4 штуки) или взыскать и вернуть в доход федерального бюджета в срок до 01.12.2021 средства в сумме 30 026 рублей 09 копеек, а также принять меры по устранению его причин и условий; по пункту 14 – обязать ООО «Интеко-1» произвести не выполненные работы по контракту от 03.09.2019 (по наружному освещению (светотехника), озеленению, установке 25-ти металлических урн для мусора и 2-х скамеек С-208) или взыскать и вернуть в доход федерального бюджета в срок до 01.12.2021 средства в сумме 1 189 536 рублей 13 копеек, а также принять меры по устранению его причин и условий, взыскать с ООО «Интеко-1» и вернуть в доход федерального бюджета в срок до 01.12.2021 средства за фактически не выполненные работы по контракту от 03.09.2019 (за колонны одноветвевые) в сумме 96 144 рублей 21 копейки, а также принять меры по устранению его причин и условий; по пункту 19 – вернуть в доход федерального бюджета в срок до 01.12.2021 средства, неправомерно оплаченные за работы, не предусмотренные контрактом от 09.07.2020 в сумме 8 203 337 рублей 98 копеек, а также принять меры по устранению его причин и условий.

Не согласившись с данным представлением, комитет обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя в части заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из несоответствия требованиям бюджетного законодательства пунктов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, подпункта 1 пункта 14 в части невыполнения работ по контракту от 03.09.2019, подпункта 2 пункта 14, пункта 19 представления № 21-1/28 от 28.05.2021 ввиду отсутствия нецелевого и неправомерного использования комитетом средств субсидий, предоставленных в рамках государственной программы Забайкальского края «Формирование современной городской среды (2018 - 2022 годы)» и, следовательно, незаконности оспариваемого представления и нарушения им прав и законных интересов комитета в соответствующей части.

Как следует из положений главы 24 АПК РФ, требование об оспаривании представления может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствия данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив наличие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого представления закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого представления, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял соответствующий ненормативный правовой акт.

Как следует из статьи 265 БК РФ, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета (пункт 1); к органам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится, в том числе Федеральное казначейство (пункт 3).

Согласно пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий либо требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Эффективность использования бюджетных средств, адресность и целевой характер бюджетных средств в соответствии со статьей 28 БК РФ относятся к принципам бюджетной системы Российской Федерации.

Из положений статей 34, 38 БК РФ следует, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности); принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Получатель бюджетных средств на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно пункта 1 статьи 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

На основании части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ по общему правилу при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта; при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 94 данного Закона исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

В силу подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом - если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта; при уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги.

Частью 7 статьи 95 данного Закона предусмотрено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Таким образом, законодателем предусмотрена возможность по согласованию с заказчиком выполнения работ или оказания услуг, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте; кроме того, допускается по соглашению сторон увеличение (уменьшение) предусмотренного контрактом объема работ или услуг с соответствующим пропорциональным увеличением (уменьшением) цены контракта с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации в пределах десяти процентов цены контракта.

Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что при увеличении объема выполненных по контракту работ более чем на 10 процентов заключенным комитетом с ООО «Интеко-1» дополнительным соглашением от 04.09.2022 к контракту от 09.07.2020 увеличение цены контракта по дополнительному соглашению не превысило 10 процентов от первоначальной цены контракта; также указывая на добавление с учетом дополнительного соглашения к контракту в локальный сметный расчет позиции «Щебень из гравия для строительных работ марка 800, фракция 40-70 мм (ФССЦ -02.2.05.04-0052)» управление не установило отсутствие ее аналогичности позиции «Щебень из природного камня для строительных работ марка 800, фракция 40-70 мм (ФССЦ -02.2.05.04-0006)», как и иных оснований, препятствующих применению данного материала при осуществлении работ, предусмотренных контрактом (пункт 3 представления); на основании дополнительного соглашения от 03.04.2021 к контракту от 09.07.2020 и сопоставительных сметных расчетов на выполнение работ по благоустройству парка «Угольщиков» в г. Чита, являющихся приложением к последнему, выполнены и оплачены дополнительные работы на сумму 9 000 819 рублей 60 копеек, в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 8 203 337 рублей 98 копеек, и исключены работы на сумму 8 540 787 рублей 60 копеек, однако контролирующим органом совокупный анализ изложенных обстоятельств не проведен, в акте проверки не изложен, при этом работы заказчиком приняты по факту их исполнения и оплачены до истечения срока действия контракта, а дополнительным соглашением контракт лишь приведен в соответствие фактическим имевшим место обстоятельствам при отсутствии каких-либо изменений стоимости контракта; кроме того, нарушения относительно даты заключения дополнительного соглашения от 03.04.2021 к контракту от 09.07.2020 управлением не устанавливались, в акте проверки не отражались и основанием для каких-либо выводов в оспариваемом представлении не являлись (пункты 4, 6, 19); дополнительным соглашением от 23.12.2020 к контракту от 03.09.2019 проведена замена объемов видов работ без изменения цены контракта путем составления сопоставительной ведомости, что подтверждается и актом проверки, исходя из указанного в нем стоимостного выражения исключенных видов работ и дополнительных видов работ; дополнительным соглашением от 28.12.2020 к контракту от 03.09.2019 цена контракта изменена в пределах 10 процентов в сторону увеличения, при этом работы по данному дополнительному соглашению оплачены из бюджета городского округа «Город Чита», что подтверждается соответствующим платежным документом; дополнительным соглашением от 30.12.2020 к контракту от 03.09.2019 предусмотрено расторжение данного контракта в части неисполненных обязательств, что не привело к превышению установленных законодательством пределов цены контракта, при этом работы заказчиком приняты по факту их исполнения и оплачены до истечения срока действия контракта, а данным дополнительным соглашением контракт лишь приведен в соответствие фактическим имевшим место обстоятельствам при отсутствии каких-либо изменений стоимости контракта с учетом дополнительного соглашения от 28.12.2020; управлением не установлено и в акте проверки не изложено обстоятельств того, что предусмотренные актом о приемке выполненных работ (форма КС-2) № 34 от 28.12.2020 работы по благоустройству площади Труда в г. Чите не являлись необходимыми и выполнены без согласования с заказчиком (пункты 5, 7); относительно предусмотренных актом о приемке выполненных работ (форма КС-2) № 31 от 24.09.2020 и оплаченных в рамках исполнения контракта от 03.09.2019 работ по установке стойки для велосипедов окрашенной, горок для детей (3 штуки), мобильных туалетных кабин (2 штуки) - согласно экспликации указанные горки являются сборно-разборным оборудованием и подлежат установлению зимой, тогда как проверка контролирующего органа была проведена в период с 15 марта по 16 апреля 2021 года, в связи с чем они были демонтированы и вместе с мобильными туалетными кабинами находились в разобранном виде (в том числе с целью устранения недостатков либо замены в связи с порчей, нанесенной неизвестными лицами) на хранении по месту нахождения подрядной организации согласно акту осмотра (наблюдения) от 25.03.2021, какого-либо несоответствия данных горок и мобильных туалетных кабин принятым и оплаченным комитетом не установлено, в актах не отражено; также демонтаж на зимний период стойки велосипедной, в том числе во избежание порчи данного имущества неизвестными лицами и её неиспользования по назначению, не может свидетельствовать о необоснованном принятии и оплате данной стойки комитетом (пункты 8, 9); изложенные в акте проверки обстоятельства того, что столбах закреплены металлические конструкции со световыми элементами, не соответствующие форме и виду металлическим конструкциям со световыми элементами Салют» и «Звезды» в количестве по 4 штуки, предусмотренным сметной документацией, материалами проверки, в том числе актом контрольного замера (обмера) от 25.03.2021 и актом осмотра (наблюдения) от 25.03.2021, не подтверждены, при этом контролирующим органом не оценены доводы комитета о том, что вместо металлических конструкций со световыми элементами «Салют» и «Звезды» были установлены световые элементы крупных размеров на 4 опорах освещения в количестве 12 штук в виде звезд, не опровергнуты и доводы о том, что данные изменения проводились по согласованию с комитетом с целью улучшения визуальных характеристик конструкций со световыми элементами в отсутствие увеличения сметной стоимости (пункты 10, 11); также при исполнении контракта от 09.07.2020 комитетом была согласована ООО «Интеко-1» замена в ходе благоустройства парка «Угольщиков» в г.Чите светильников ДКУ-61-40-001 Winner 750 и ДТУ-11-19-003 LED на светильники Street X1/557740 и НТУ 04-002 Е27 без изменения сметной стоимости, однако в акте о приемке выполненных работ (форма КС-2) № 4 от 24.12.2020 ошибочно указаны первоначальные светильники, при этом согласно паспортным данным световой поток и гарантийный срок светильников Street X1/557740 обладают лучшими характеристиками, светильники НТУ 04-002 Е27 обладают лучшими техническими характеристиками в части световой подачи и светового потока; отсутствует невыполнение работ по контракту от 03.09.2019 в части несоответствия массы фактически установленных колонн одноветвевых, так как изменения строительных работ по устройству сцены согласованы проектной организацией, которая указала, что отчет по обследованию несущих конструкций и ограждающих конструкций сооружения (сцены) выполнен на основании технического задания, в котором не предусматривался расчет массы колонн (пункты 13, 14); в связи с чем обоснованно не установили в действиях комитета как нарушения требований части 2 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 94, пункта 1 части 1, части 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, положений ГК РФ и заключенных комитетом с ООО «МСС» и ООО «Интеко-1» контрактов от 03.09.2019, от 09.07.2020, так и несоблюдения последним принципов результативности, эффективности, адресности и целевого характера использования средств субсидий в рамках исполнения муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории городского округа «Город Чита» на 2018 - 2024 годы», и при совокупности изложенных установленных по делу обстоятельств на основании части 2 статьи 201 АПК РФ правомерно удовлетворили заявленные комитетом требования в соответствующей части.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что изложенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на надлежащей оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.

Доводы заявителя о преюдициальном значении для настоящего дела установленных судами общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях обстоятельств основаны на неправильном толковании положений статьи 69 АПК РФ.

Иные доводы заявителя жалобы по существу основаны на неверном толковании вышеизложенных норм права, сводятся к несогласию с выводами судов по существу спора и направлены на переоценку представленных участвующими в деле лицами доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», не входит в полномочия суда округа.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение и постановление судов на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей,
в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения
в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
в режиме ограниченного доступа.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 31 мая 2023 года по делу № А78-6620/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда
от 14 августа 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок,
не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

А.Н. Левошко

Г.В. Ананьина

А.И. Рудых