НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 29.09.2022 № А58-1460/2021

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

Дело №А58-1460/2021

Резолютивная часть постановления объявлена29 сентября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  29 сентября  2022 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

Председательствующего Шелёминой М.М.,

судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Ивановой И.Г.,

с участием судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Демидович А.В.,

 при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Максимовой Е.А.,

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Алданском районном суде Республики Саха (Якутия) представителя администрации муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия) Шатровой Л.В. (доверенность от 28.07.2022, паспорт, диплом),

при участии в судебном заседании в с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) судьи Евсеевой Е.А.,

при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Стародубцевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2022 года по делу
№ А58-1460/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 07 июня 2022 годапо тому же делу,

установил:

администрация муниципального образования «Алданский район» (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным представления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство) от 29.12.2020 № 17/16-1/14-2434 в части:

- пункта 4 представления в части требования восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму нецелевого использования бюджетных средств в размере 5 149 477 рублей 11 копеек, в том числе: субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в сумме 46 618 рублей 34 копейки; субсидии на организацию отдыха в каникулярное время – 4 084 643 рубля 06 копеек; субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на поддержку скотоводства в сумме 1 018 215 рублей
71 копеек;

- пункта 5 представления в части требования восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму нарушений условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), переплаты в размере 1 260 753 рублям 71 копейка, в том числе: субсидии на реализацию мероприятия по обеспечению жильем молодых семей – 28 491 рубль 49 копеек; субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства муниципальными служащими – 7 740 рублей; субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на другие расходы, связанные с обеспечением осуществления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства – 21 240 рублей; субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на поддержку скотоводства 340 000 рублей; субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на развитие табунного коневодства - 346 862 рубля 20 копеек; субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на развитие северного домашнего оленеводства – 516 419 рублей 42 копейки;

- пункта 7 Представления.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия).

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2022 года, оставленным без изменения постановлением от 07 июня 2022 года,  заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным представление Министерства в части обязания Администрации восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму нецелевого использования бюджетных средств по субсидии на организацию отдыха в каникулярное время в размере 4 084 643 рубля
06 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований по мотивам неправильного применения судами статей 38, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Методики расчета объема субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 № 153 (далее – Методика № 153), Порядка расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 № 152  (далее – Порядок № 152), пунктов 1.6, подпункта 2.7.1(2) пункта 2.7, 2.8, 2.9, 4.1 Порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденного постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.12.2011
№ 678 (далее – Порядок № 678), подпункта 1.2 пункта 1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.05.2010 № 228 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам учреждений, финансируемых за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)» (далее – Постановление № 228), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, Министерство неправомерно отнесло к материальным затратам компенсационную выплату в сумме 134 093 рубля 79 копеек при увольнении сотрудников в связи с ликвидацией организации, которая осуществлена в соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации; получатели субсидий на поддержку сельскохозяйственных производителей представили документы, подтверждающие несение затрат на содержание коров, в том числе проверяющему органу в ходе проверки, при этом, поскольку затраты были понесены в 2018 году, а возмещение затрат произведено в 2019 году, дополнительные документы представлены сельскохозяйственными производителями на 2018 год; расходы на оплату суточных работникам муниципального казенного учреждения «Управление сельского хозяйства» (далее – МКУ «УСХ»), которое финансируется из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), однако является муниципальным, правомерно произведены в соответствии с нормой расходов, установленной решением Алданского районного совета депутатов от 28.05.2015 № 17-8 «Об утверждении Положения о порядке направления работников муниципальных учреждений и муниципальных предприятий в служебные командировки» (далее – Положение № 17-8) в размере 350 рублей/сутки, выплаты произведены из бюджета муниципального образования «Алданский район» в пределах выделенных средств из государственного бюджета; недостижение показателей численности поголовья коров и кобыл было вызвано падежом животных, вынужденным забоем по ветеринарным показаниям, то есть обстоятельствами, возникшими помимо их воли и желания, и их нельзя было избежать, следовательно, в соответствии с условиями соглашений отсутствуют нарушения условий расходования субсидий их получателями; при этом при недостижении показателя результативности на одну голову не может являться основанием для возмещения субсидии в полном объеме; ставка субсидии по направлению «развитие северного домашнего оленеводства» в течение 2019 года менялась дважды по независящим от Администрации обстоятельствам и последнее изменение ставки в сторону уменьшения произошло после выплаты субсидии получателям, в связи с чем излишнее перечисление субсидии не может являться нарушением; излишне выплаченные субсидии были возвращены их получателями в 2020 году и перераспределены иным организациям, недополучившим субсидию в 2019 году, не могут считаться неиспользованным остатком, правовые основания для возврата в доход бюджета этих денежных средств отсутствуют; при проведении проверки Министерством в части начисления и выплаты компенсации родительской платы нарушений не обнаружено, возложение обязанности в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.10.2009 № 448 начисления и выплаты компенсаций на орган управления образованием (МКУ «Департамент образования»), не имеющий в своем составе бухгалтерской службы, является нецелесообразным, повлечет за собой дополнительные расходы бюджетных средств и неэффективность в работе в связи с отсутствием у этого органа информации о начисленном размере родительской платы в каждом конкретном случае.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство считает ее доводы несостоятельными, судебные акты – законными и обоснованными.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru);

Представитель Администрации в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе, Представители Министерства считают судебные акты законными и обоснованными.

В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 22 сентября 2022 годадо 29 сентября 2022 года до 10 часов 50 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» (kad.arbitr.ru) информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей, представители сторон участия в судебном заседании не принимали.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании Плана контрольных мероприятий на 2020 год и приказа от 18.09.2020 № 01-04/1410 Министерством проведена плановая камеральная проверка соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2018-2019 годы, в администрации муниципального образования «Алданский район», по итогам которой составлен акт от 10.11.2020.

В ходе проверки установлены нарушения на общую сумму 43 300 438 рублей
14 копеек, в том числе финансовые нарушения при расходовании бюджетных средств –
10 208 641 рубль 79 копеек, из них: нецелевое использование бюджетных средств –
5 826 515 рублей 73 копейки; неправомерное расходование бюджетных средств –
2 505 293 рубля 39 копеек; другие нарушения при расходовании бюджетных средств –
1  876 832 рубля 67 копеек.

Кроме того, установлены нарушения при предоставлении бюджетных средств – 17 156 937 рублей 40 копеек, другие нарушения – 15 934 858 рублей 95 копеек.

По результатам проверки Министерством Администрации выдано представление от 29.12.2020 № 17/16-1/14-2434, в котором отражены, в том числе следующие нарушения.

Проверкой использования средств, выделенных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию подпрограммы «Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018 - 2022 годы» установлено нарушений на сумму
1 973 843 рубля 08 копеек, в том числе:

- в нарушение пункта 2(1) Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018 - 2022 годы», утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.04.2018 № 100, социальная выплата в размере 28 491 рубль 49 копеек, предоставленная за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), использована получателями (молодыми семьями) на приобретение квартиры у близких родственников (родителей) (2018 год -17 874 рубля
01 копейка, 2019 год - 10 617 рублей 48 копеек).

Проверкой использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2022 годы и на плановый период до 2026 года» установлены нарушения на общую сумму 20 179 860 рублей
35 копеек, в том числе:

- в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.3, 2.2.2 и 2.2.3 Соглашения от 09.01.2018 № 2 на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, заключенных между МО «Алданский район» и Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия), средства субвенции, предусмотренные по Соглашению на оплату труда с начислениями на сумму 46 618 рублей 34 копейки направлены в 2018 году на материальные затраты (учебные расходы), что не соответствует целям получения субвенции;

- в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.1 и 2.3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2013 № 477 «Об организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления», Администрацией допущено нецелевое использование средств субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), на общую сумму 4 084 643 рубля 06 копеек (2018 - 2 655 803 рубля 06 копеек, 2019 - 1 428 840 рублей). Субсидия направлена организации, не имеющей правовых оснований для их получения.

Проверкой использования средств на исполнение государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2021 годы» установлены нарушения на общую сумму 21 146 734 рубля 76 копеек, в том числе:

1. - в нарушение подпункта 2.7.1(2) пункта 2.7. Порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.12.2011 № 678 (далее – Порядок № 678), подпункта 1.2 пункта 1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.05.2010 № 228 при возмещении командировочных расходов начальника МКУ «УСХ» допущена переплата на общую сумму 7 740 рубля (в 2018 году - 5 760 рублей, в 2019 году - 1 980 рублей);

- в нарушение подпункта 2.7.2(2) пункта 2.7. Порядка № 678, подпункта 1.2 пункта 1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.05.2010 № 228 при возмещении командировочных расходов работников МКУ «УСХ» допущена переплата на сумму 21 240 рублей (в 2018 году - 7 740 рублей; в 2019 году -13 500 рублей);

2. по субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на поддержку скотоводства на сумму 14 783 215 рублей 71 копейка, в том числе:

- в нарушение пунктов 1.6, 2.9 Порядка № 678, подпункта б пункта 3.1.2 Порядка предоставления субсидий из бюджета Муниципального образования «Алданский район» на поддержку сельскохозяйственного производства на 2018 год, утвержденного постановлением главы администрации МО «Алданский район» от 28.12.2018 № 1290п (далее – Порядок № 1290п), пунктов 2.2.6, 2.2.9, 2.2.10 Соглашения № С-43/02, пункта 2.2.11 Соглашения № С-31/04, пункта 3.1.2. Порядка предоставления субсидий из бюджета Муниципального образования «Алданский район» на поддержку сельскохозяйственного производства в 2019 году, утвержденного постановлением администрации МО «Алданский район» от 30.012019 № 78п (далее – Порядок № 78п), в результате возмещения расходов, не относящихся к затратам по содержанию коров и неправильного определения поголовья коров на начало года допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму
1 178 215 рублей 71 копейка (в 2018 году - 100 000 рублей, в 2019 году - 1 078 215 рублей 71 копейка);

- в нарушение пунктов 2.8., 4.1. Порядка № 678, подпункта «к» пункта 2.2 Порядка № 1290п, пункта 3.1. Соглашения № С-43/02, пунктов 2.2.4, 2.2.5 Соглашений, заключенных с получателями субсидии в 2018 году, пункта 3.1 Соглашения № С-31/04, подпункта «к» пункта 2.2 Порядка № 78п, пунктов 2.2.4, 2.2.5. Соглашений, заключенных с получателями субсидии в 2019 году, 7 получателей субсидии нарушили условия расходования субсидии, а именно не обеспечили выполнение планового показателя по численности поголовья коров и не возместили в бюджет района полученную субсидию в полном объеме на общую сумму 400 000 рублей (в 2018 году – 140 000 рублей,
в 2019 году - 260 000 рублей);

3. по субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на поддержку табунного коневодства установлены нарушения на сумму 422 863 рубля
51 копейка, в том числе:

- в нарушение пунктов 2.8., 4.1. Порядка № 678, подпункта «к» пункта 2.2 Порядка № 1290п, пункта 3.1. Соглашения № С-43/02, пункта 2.2.6. Соглашения № С-31/04, пунктов 2.2.3, 2.2.4. Соглашений, заключенных с получателями субсидии, 5 получателей субсидии нарушили условия расходования субсидии, а именно не обеспечили выполнение планового показателя по численности поголовья кобыл и не возместили в бюджет района полученную субсидию в полном объеме на общую сумму 346 862 рубля 20 копеек
(в 2018 году - 243 025 рублей 60 копеек, в 2019 году - 103 836 рублей 60 копеек);

4. по субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на развитие северного домашнего оленеводства установлены нарушения на сумму
4 780 337 рублей 21 копейка, в том числе:

- в нарушение пункта 2.1.6 Порядка предоставления в 2019 году субсидий на поддержку северного домашнего оленеводства из средств бюджета Муниципального образования «Алданский район» в рамках реализации муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2016 - 2020 годы», утвержденного постановлением администрации МО «Алданский район» № 79п от 30.01.2019 (далее – Порядок № 79п), Администрацией допущено нарушение условий расходования субсидии на сумму
516 419 рублей 42 копейки, выраженное в излишнем перечислении хозяйствам субсидии.

В оспариваемой части представления от 29.12.2020 № 17/16-1/14-2434  Администрации предложено в срок до 01.12.2022 устранить выявленные нарушения и недостатки, в том числе:

Пункт 4: Восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму нецелевого использования бюджетных средств в размере 5 149 477 рублей 11 копек, в том числе:

- субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в сумме 46 618 рублей 34 копейки;

- субсидии на организацию отдыха в каникулярное время – 4 084 643 рубля
06 копеек;

- субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на поддержку скотоводства в сумме 1 018 215 рублей 71 копейка;

Пункт 5: восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму нарушений условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), переплаты в размере 1 260 753 рублям 71 копейка, в том числе:

- субсидии на реализацию мероприятия по обеспечению жильем молодых семей – 28 491 рубль 49 копеек;

- субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства муниципальными служащими – 7 740 рублей;

- субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на другие расходы, связанные с обеспечением осуществления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства – 21 240 рублей;

 - субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на поддержку скотоводства 340 000 рублей;

- субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на развитие табунного коневодства – 346 862 рубля 20 копеек;

- субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на развитие северного домашнего оленеводства – 516 419 рублей 42 копейки.

Пункт 7: Привести Положение о выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих деятельность на территории
МО «Алданский район» в соответствие с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.10.2009 № 448 в части начислений и выплат компенсаций.

Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении части заявленных требований (за исключением требования о признании недействительным представления в части возмещения средств субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), на общую сумму 4 084 643 рубля 06 копеек), исходили из того, что в оспариваемой части ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах, в том числе эффективности использования бюджетных средств (статья 28), который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34).

Согласно статье 38 Кодекса принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу статьи 162 Кодекса получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 78 Кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров из бюджета субъекта Российской Федерации  в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1).

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Кодекса).

Министерство в ходе проверки установило, что в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.3. 2.2.2 и 2.2.3 Соглашения от 09.01.2018 № 2 средства субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, предусмотренные по Соглашению на оплату труда с начислениями на сумму 46 618 рублей 34 копейки направлены в 2018 году на материальные затраты (учебные расходы).

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Министерство неправомерно отнесло компенсационную выплату в сумме 134 093 рубля 79 копеек при увольнении сотрудников в связи с ликвидацией организации, которая осуществлена в соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации, к материальным затратам, в связи с чем представление в части восстановления в доход бюджета 46 618 рублей 34 копейки является незаконным, не может быть принят во внимание, как несостоятельный.

Возникновение расходов на сумму 134 093 рубля 79 копеек, произведенных работнику в качестве компенсации при увольнении, Министерством при проведении проверки не установлено, в акте проверки и в оспариваемом представлении не отражено.

Как следует из акта проверки, нарушение выразилось в том, что средства субвенции, предоставленные по Соглашению от 09.01.2018 на 2018 год на оплату труда на общую сумму 46 618 рублей 34 копейки, отвлечены с фонда оплаты труда на материальные затраты (учебные расходы). Названное Администрацией не опровергнуто.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 № 153 утверждены Нормативы финансирования и методика расчета объема субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (далее – Методика).

Пунктом 6 Методики установлено, что в размер субвенции включаются расходы на оплату труда и начисления на выплату по оплате труда, учебные расходы, непосредственно связанные с образовательным процессом.

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденного постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 № 152 (далее – Порядок № 152), субвенции направляются на финансирование, в том числе расходов на оплату труда работников; расходов на приобретение учебников, учебных пособий.

Соглашением от 09.01.2018 № 2, заключенным между Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) и МО «Алданский район», предусмотрено два направления расходов: на оплату труда и материальные затраты (учетные расходы).

В силу пункта 2.4 Порядка № 152 субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия), используемые не по целевому назначению, взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, исходя из требований Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н (в редакции на 2018 год), выходные пособия при увольнении сотрудников учитываются в составе пособий по социальной помощи населению, а не в составе расходов по оплате труда.

Таким образом, суды обоснованно признали законным представление в указанной части.

Министерством также установлено, что в нарушение подпункта 2.7.1(2) пункта 2.7. Порядка № 678, подпункта 1.2 пункта 1 Постановления № 228 при возмещении командировочных расходов начальника МКУ «УСХ» допущена переплата на общую сумму 7 740 рублей (в 2018 году - 5 760 рублей, в 2019 году - 1 980 рублей); в нарушение подпункта 2.7.2(2) пункта 2.7. Порядка № 678 от 30.12.2011, подпункта 1.2 пункта 1 Постановления № 228 при возмещении командировочных расходов работников
МКУ «УСХ» допущена переплата на сумму 21 240 рублей (в 2018 году - 7 740 рублей; в 2019 году - 13 500 рублей).

Администрация полагает, что расходы на оплату суточных работникам МКУ «УСХ», которое финансируется из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), является муниципальным, правомерно произведены в соответствии с нормой расходов, установленной Положением № 17-8 в размере 350 рублей/сутки  в пределах выделенных средств из государственного бюджета.

Между тем судами верно учтено, что подпунктом 2.7.1(2) пункта 2.7 Порядка                 № 678 (в редакции, действующей до июня 2019 года) предусмотрено, что расходы на материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений определяется в соответствии с нормативами, установленными Правительством Республики Саха (Якутия).

Размер возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам учреждений, финансируемых за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) установлен Постановлением № 228 – 170 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.

С 07.06.2019 в соответствии подпунктом 2.7.2(2) пункта 2.7 Порядка № 678 расходование средств на материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений должно осуществляться в соответствии с нормативами, утвержденными ведомственным актом уполномоченного органа.

Уполномоченным органом по предоставлению субвенций органам местного самоуправления на осуществление отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства определено Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (пункт 2 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.12.2011 № 678).

При таком правовом регулировании суды пришли к правильному выводу о том, что данные расходы Администрацией неправомерно произведены в соответствии с нормой расходов, установленной решением Алданского районного совета депутатов от 28.05.2015 № 17-8 «Об утверждении Положения о порядке направления работников муниципальных учреждений и муниципальных предприятий в служебные командировки» (далее – Положение № 17-8) в размере 350 рублей/сутки.

Согласно оспариваемому представлению Администрацией в нарушение пунктов 1.6, 2.9 Порядка № 678, подпункта «б» пункта 3.1.2 Порядка № 1290п, пунктов 2.2.6, 2.2.9, 2.2.10 Соглашения № С-43/02, пункта 2.2.11 Соглашения № С-31/04, пункта 3.1.2. Порядка № 78п в результате возмещения расходов, не относящихся к затратам по содержанию коров и неправильного определения поголовья коров на начало года допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе за 2019 год на сумму 1 078 215 рублей 71 копейка: 924 495 рублей 76 копеек – ООО «Алданское агропромышленное предприятие»; 93 719 рублей 95 копеек – ООО «Совхоз Пятилетка».

Доводы жалобы Администрации о том, что получатели субсидий представили документы, подтверждающие несение затрат на содержание коров, в том числе проверяющему органу в ходе проверки, затраты были понесены в 2018 году, а возмещение затрат произведено в 2019 году, дополнительные документы представлены сельскохозяйственными производителями на 2018 год, были обоснованно отклонены судами исходя из подпункта «б» пункта 3.1.2 Порядка № 78п, согласно которому одним из условий предоставления субсидии является предоставление копий документов о понесенных затратах по содержанию коров в отчетном финансовом году до 01 декабря текущего финансового года (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство).

Таким образом, представление документов о произведенных в 2018 году затратах не подтверждает  затраты, произведенные в отчетном финансовом году (2019 год).

В соответствии с оспариваемым представлением в нарушение пунктов 2.8., 4.1. Порядка № 678, подпункта «к» пункта 2.2 Порядка № 1290п, пункта 3.1. Соглашения                 № С-43/02, пунктов 2.2.4, 2.2.5 Соглашений, заключенных с получателями субсидии в 2018 году, пункта 3.1 Соглашения № С-31/04, подпункта «к» пункта 2.2 Порядка № 78п, пунктов 2.2.4, 2.2.5. Соглашений, заключенных с получателями субсидии в 2019 году, получатели субсидий нарушили условия расходования субсидии, а именно не обеспечили выполнение планового показателя по численности поголовья коров и не возместили в бюджет района полученную субсидию в полном объеме на общую сумму 400 000 рублей, в том числе в 2018 году – Кулик Н.Н., Егорова М.С и Бубякин Д.И. на сумму 140 000 рублей; в 2019 году – Жукова И.Л., Максимова Г.П., Порядина З.Ф., Трофимов А.Н. на сумму 260 000 рублей.

Также в нарушение пунктов  2.8., 4.1. Порядка № 678, подпункта «к» пункта 2.2 Порядка № 1290п, пункта 3.1. Соглашения № С-43/02, пункта 2.2.6. Соглашения                     № С-31/04, пунктов 2.2.3, 2.2.4. Соглашений, заключенных с получателями субсидии, получатели субсидии нарушили условия расходования субсидии, а именно не обеспечили выполнение планового показателя по численности поголовья кобыл и не возместили в бюджет района полученную субсидию в полном объеме на общую сумму 346 862 рубля 20 копеек, в том числе: в 2018 году – ОАО КМНС «Хатыстыр», КФХ Охлопков А.А., КРО КМНС «Киен- Юрях» на сумму 243 025 рублей 60 копеек; 2019 год – ОАО КМНС «Хатыстыр», СПК (КРО) «Кудули» на сумму 103 836 рублей 60 копеек).

Заявитель кассационной жалобы указывает, что недостижение показателей численности поголовья коров и кобыл было вызвано обстоятельствами, возникшими помимо их воли и желания (падеж животных, вынужденный забоем по ветеринарным показаниям), которых нельзя было избежать, следовательно, отсутствуют нарушения условий расходования субсидий их получателями.

Как следует из актов на выбытие животных за 2018 -2019 годы, ветеринарных справок, в качестве причин такого выбытия указаны различные болезни животных (брюшные вздутия, травмы, истощение), нападение хищников (травеж волками), низкий уровень продуктивности.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства суды установили, что вынужденный убой не являлся массовым, был осуществлен по причине, вызванной расстройством пищеварения, травмами, низкой продуктивностью, нападением хищников, что могло быть обусловлено ненадлежащим содержанием животных, в связи с чем не может быть расценено в качестве обстоятельства объективного характера, исключающего ответственность получателя субсидии за недостижение показателей результативности. Специалистами ветеринарных службы по Алданскому району массового падежа сельскохозяйственных животных за спорные периоды у получателей субсидии выявлено не было.

Довод Администрации о том, что при этом недостижение показателя результативности на одну голову не может являться основанием для возмещения субсидии в полном объеме, мотивированно отклонен судами с учётом раздела 4.3 Порядка на 2018 год и Порядка на 2019 год, в силу которых субсидия предоставляется на основании Соглашений. Согласно пункту 2.2.5 Соглашений в случае невыполнения условий Соглашения, получатель субсидии возмещает в полном объеме расходы государственного бюджета. Таким образом, Соглашениями, заключенными с получателями субсидии, утвержденными Главой МО «Алданский район» и подписанными сторонами, в дальнейшем не оспоренными в установленном порядке, предусмотрен порядок возмещения расходов государственного бюджета в полном объеме.

В соответствии с оспариваемым представлением Администрации необходимо восстановить в  доход государственного бюджета субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на развитие северного домашнего оленеводства в сумме 516 419 рублей 42 копейки в связи с тем, что в нарушение пункта 2.9 Порядка № 678, пункта 3.2.1 Порядка № 78п допущено нарушение условий расходование субсидии, выраженное в излишнем перечислении хозяйствам субсидии.

Как установлено судами и не оспаривается Администрацией, в 2019 году допущено излишнее перечисление средств субсидии на финансовое обеспечение затрат на поддержку северного домашнего оленеводства на сумму 516 419 рублей 42 копейки, из них: 85 914 рублей 64 копейки СПК (КРО) «Иджек», 14 060 рублей 60 копеек СПК (КРО) «им. Мартынова», 407 970 рублей ОАО КМНС «Хатыстыр», 8 474,18 руб. КРО КМНС(Э) «Юксэн» (Восход).

При этом в 2019 году недоперечислено средств субсидии на финансовое обеспечение затрат на поддержку северного домашнего оленеводства на сумму 516 419 рублей 42 копейки по следующим хозяйствам: КРО КМНС(Э) «БИРАКАН» (Ручей), СПК КРО «Теван», КРО КМНС (Э) «им. В.С. Сидорова», КРО КМНС (Э) «им. Г.П. Маркова», СПК (КРО) «Сеемжа», КРО КМНС(Э) «Сонкан».

Родовым общинам направлены уведомления о возврате излишне полученной субсидии от 01.02.2020 со сроком возврата до 01.03.2020.

Согласно уведомлениям был осуществлен возврат в феврале 2020 года, после чего данные средства субсидии были перераспределены в отсутствие решения ГРБС о наличии потребности в неиспользованных остатках субвенции и направлены родовым общинам, недополучившим субсидию в 2019 году.

Довод заявителя жалобы о том, что ставка субсидии по направлению «развитие северного домашнего оленеводства» в течение 2019 года менялась дважды по независящим от Администрации обстоятельствам и последнее изменение ставки в сторону уменьшения произошло после выплаты субсидии получателям, в связи с чем излишнее перечисление субсидии не может являться нарушением; излишне выплаченные субсидии были возвращены их получателями в 2020 году и перераспределены иным организациям, недополучившим субсидию в 2019 году, не может быть принят во внимание.

Пунктом 4.3.12 Соглашения от 11.12.2019 № С-1400/11, заключенного между Министерством сельского хозяйства РС(Я) и МО «Алданский район», определено, что муниципальное образование обязуется возвратить в государственный бюджет в установленном порядке неиспользованный остаток субвенций по состоянию на 01.01.2020 в государственный бюджет РС(Я) в течение первых 15 рабочих дней 2020 года.

В соответствии с пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

При этом принятие главным администратором средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) решения о наличии (об отсутствии) потребности в указанных в абзаце первом настоящего пункта межбюджетных трансфертах, не использованных в отчетном финансовом году, а также их возврат в бюджет, которому они были ранее предоставлены, при принятии решения о наличии в них потребности, осуществляются не позднее 30 рабочих дней со дня поступления указанных средств в бюджет, из которого они были ранее предоставлены.

Пунктом 7 оспариваемого представления Администрации предложено привести Положение о выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих деятельность на территории МО «Алданский район» в соответствие с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.10.2009 № 448 в части начислений и выплат компенсаций.

В соответствии с пунктом 4.1 Положения о выплате компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих деятельность на территории МО «Алданский район», утвержденного постановлением администрации МО «Алданский район» от 07.04.2015 № 242п, Администрация МО «Алданский район» перечисляет субвенцию на счета получателей средств местного бюджета, осуществляющих выплату компенсации.

Между тем согласно пункту 3.5 Положения о выплате компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного постановлением Правительства  Республики Саха (Якутия)  от 29.10.2009 № 448, начисление и выплата компенсации за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования производится органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.

В этой связи суды правильно сочли данный пункт представления законным и не нарушающим права и законные интересы Администрации.

В части требования  представления о возмещении субсидии на организацию отдыха в каникулярное время – 4 084 643 рубля 06 копеек, а также субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на поддержку скотоводства в сумме
1 018 215 рублей 71 копеек Администрация доводы в кассационной жалобе  не приводит.

Таким образом, поскольку Министерство доказало соответствие закону представления в оспариваемой части, а заявитель не представил доказательства нарушения предствлением его прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 3 статьи 201 названного Кодекса правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.

Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.

При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда  в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2022 года по делу № А58-1460/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 07 июня 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

М.М. Шелёмина

Судьи

 В.Д. Загвоздин

 А.Н. Левошко