НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2009 № А74-2073/2008-Ф02-1682/2009

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

А74-2073/2008 - Ф02-1682/2009

29 апреля 2009 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Первушиной М.А.,

судей: Косачёвой О.И., Новогородского И.Б.,

при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия ФИО1 (доверенности № СД-05-12/1 от 06.11.2008, от 05.03.2009), муниципального предприятия «Абаканские тепловые сети» ФИО2 (доверенность от 01.12.2006), ФИО3 (доверенность от 01.10.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия на решение от 22 декабря 2008 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-2073/2008 (суд первой инстанции - Гигель Н.В.),

установил:

Муниципальное предприятие "Абаканские тепловые сети" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия от 30.04.2008 № 10 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления единого социального налога в сумме 29 303 рублей, начисления пени по единому социальному налогу в сумме 3 666 рублей 30 копеек, привлечения к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 5 860 рублей 74 копеек, решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия от 28.05.2008 № 448 о рассмотрении апелляционной жалобы муниципального предприятия «Абаканские тепловые сети» на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия от 30.04.2008.

Решением от 22 декабря 2008 года Арбитражного суда Республики Хакасия заявленные предприятием требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу решением, налоговая инспекция и управление обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно – Сибирского округа с кассационными жалобами в которых просят его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предприятием требований.

По мнению заявителей кассационных жалоб, поскольку выплаты премий руководителю в 2005-2006 годах в общей сумме 152 320 рублей за результаты финансово-хозяйственной деятельности являются оплатой труда, так как предусмотрены трудовым договором с ФИО4, то данные выплаты подлежат отнесению на расходы предприятия и включению в налоговую базу по единому социальному налогу на основании статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационные жалобы предприятие считает, доводы изложенные в них, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно – Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационных жалоб и отсутствии оснований для их удовлетворения.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2004 по 31.12.2006.

В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговой инспекцией выявлены нарушения налогового законодательства, в том числе неполная уплата единого социального налога в связи с невключением в состав налоговой базы по данному налогу премий, выплаченных руководителю ФИО4 в общей сумме 152 320 рублей, в том числе: за 3 квартал 2005 года в сумме 17 920 рублей, за 4 квартал 2005 года в сумме 33 600 рублей, за 1 квартал 2006 года в сумме 33 600 рублей, за 2 квартал 2006 года в сумме 33 600 рублей, за 3 квартал 2006 года в сумме 33 600 рублей.

По итогам проверки составлен акт № 10 от 02.04.2008.

Решением № 10 от 30.04.2008 общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 5 860 рублей 74 копеек. Данным решением налогоплательщику доначислен единый социальный налог в сумме 29 303 рублей 68 копеек, начислены пени по единому социальному налогу в сумме 3 666 рублей 30 копеек.

Муниципальное предприятие «Абаканские тепловые сети» обжаловало решение налоговой инспекции в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия.

Решением от 28.05.2008 № 48 управление оставило без изменения решение налоговой инспекции в обжалованной части, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Предприятие, не согласившись с принятыми решениями, обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании их незаконным.

Арбитражный суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, исходил из того, что выплаты в виде вознаграждения, производимые за счет прибыли после налогообложения, не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом и не включаются в налоговую базу.

В силу пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком единого социального налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Согласно пункту 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

Как следует из материалов дела, начисление и выплата премий руководителю предприятия производились на оснований Положения «О поощрении и вознаграждении руководителей муниципальных предприятий ЖКХ, работающих по трудовому договору», утвержденного постановлением мэра г.Абакана от 02.02.2004 № 176 (в редакции постановления от 22.04.2005 № 695).

В разделе II Положения предусмотрено, что размер ежеквартального вознаграждения руководителям муниципальных предприятий ЖКХ за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия по итогам работы за квартал определяется решением балансовой комиссии администрации г.Абакана.

Непосредственным основанием для выплат премий руководителю предприятия явились распоряжения мэра г.Абакана.

Как установлено арбитражным судом, предприятие не включало произведенные выплаты в расходы в целях налогообложения.

Из акта выездной налоговой проверки и решения № 10 от 30.04.2008 следует, что выплата премий руководителю производилась за счет средств фонда потребления.

Согласно Уставу предприятия, фонд потребления самостоятельно формируется предприятием по итогам года за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли.

Согласно пункту 5.6 Устава средства, зачисленные предприятием в фонд потребления, используются в установленном порядке, в том числе на материальное стимулирование сотрудников предприятия.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, а именно: бухгалтерскими балансами, оборотно-сальдовыми ведомостями, у предприятия имелась чистая прибыль и остатки фонда потребления, достаточные для выплаты вознаграждения руководителю предприятия.

В соответствии с пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктами 1 и 22 статьи 270 Налогового кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются следующие расходы: в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений; в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения.

Арбитражным судом сделан обоснованный вывод о том, что выплаты в виде вознаграждения, производимые за счет прибыли после налогообложения, не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом и не включаются в налоговую базу.

При таких обстоятельствах арбитражный суд на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовал имеющиеся в деле доказательства, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, поэтому у суда кассационной инстанции, в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и отмены вынесенного по делу судебного акта.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22 декабря 2008 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-2073/2008 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи:

М.А.Первушина

О.И. Косачёва

И.Б. Новогородский