НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2008 № А33-12373/2007-Ф02-1621/2008

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

А33-12373/2007 - Ф02-1621/2008

29 апреля 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Белоножко Т.В.,

судей: Новогородского И.Б., Парской Н.Н.,

представители сторон участие в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Таймура» на решение от 23 ноября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 24 января 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-12373/2007 (суд первой инстанции – Данекина Л.А., суд апелляционной инстанции: Демидова Н.М., Бычкова О.И., Дунаева Л.А., ),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Таймура» (далее – общество, ООО «Таймура») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Красноярскому краю (далее – налоговая инспекция) о признании недействительным решения №339 от 05.08.2007.

Решением суда от 23 ноября 2007 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 января 2008 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «Таймура» обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, общество имеет лицензию на право пользования недрами, выданную до 01.01.2007, на участок недр, расположенный в Красноярском крае, со сроком разработки запасов участка недр до 31.12.2013, что не превышает 10 лет, начиная с 01.01.2007, поэтому оно имело право применять налоговую ставку 0 рублей в отношении добытой нефти до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн при степени выработанности запасов нефти меньшей или равной 0,05 на конкретном участке недр на 01.01.2007.

Также заявитель жалобы считает, что несмотря на то, что государственный баланс запасов полезных ископаемых, составляется ежегодно по состоянию на 1 января и опубликовывается по мере подготовки, примерно в начале третьего квартала, следующего за учетным годом, при расчете степени выработанности запасов он правомерно воспользовался результатами Экспертного заключения №918-07оп от 29.05.2007 с изменениями в государственном балансе запасов полезных ископаемых по Пайгинскому месторождению.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция с изложенными в ней доводами не согласилась, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления №№64253, 64254 от 01.04.2008), однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, в связи с чем Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судебными инстанциями, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленной ООО «Таймура» налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2007 года.

По результатам проверки составлен Акт №193 от 25.05.2007 и вынесено решение №339 от 05.08.2007, которым общество привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в виде штрафа в сумме 582 498 рублей. Также указанным решением ООО «Таймура» предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 2 912 490 рублей.

Основанием принятия указанного решения послужил вывод налоговой инспекции о неправомерном применении обществом налоговой ставки 0 рублей к добытой нефти по налогу на добычу полезных ископаемых, так как при расчете степени выработанности запасов ООО «Таймура» использовало данные запасов нефти по состоянию на 01.01.2007, а должно было использовать данные государственного баланса запасов нефти по состоянию на 01.01.2006 без учета прироста и списания запасов нефти на конкретном участке недр.

Не согласившись с указанным решением, ООО «Таймура» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что общество в нарушение пункта 4 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в спорном периоде 2007 года применяло степень выработанности соответствующего участка недр, определенную им самостоятельно на основании запасов полезных ископаемых по нефти за 2006 год по состоянию на 1 января 2007 года, поэтому им неправомерно при исчислении налога на добычу полезных ископаемых применялась ставка 0 рублей. Суд апелляционной инстанции по аналогичным основаниям решение суда оставил без изменения.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов двух инстанций законными и обоснованными.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 Кодекса объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 338, статьи 340 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого (пункт 2 статьи 340 Кодекса).

В целях решения первоочередных задач развития нефтедобывающей отрасли, в частности, создания стимулов к освоению новых месторождений 27.07.2006 был принят Федеральный закон №151-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

В частности, пункт 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации был дополнен подпунктом 8, абзацем 2 которого определены основания применения нулевой налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на месторождениях Восточной Сибири, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края. Так, данным абзацем установлено, что для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2007 года и степень выработанности запасов которых на 1 января 2007 года меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 рублей в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам, начиная с 1 января 2007 года, при использовании прямого метода учета количества добытой нефти на конкретных участках недр.

Порядок расчета степени выработанности запасов конкретного участка недр указан в пункте 4 статьи 342 Кодекса (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ), в соответствии с которым степень выработанности запасов конкретного участка недр (Св) рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (V). При этом начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче), определяются как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.

Министерство Финансов Российской Федерации в письмах №03-07-01-02/53 от 12.10.2006, №03-07-01-04/34 от 20.12.2006, №03-06-05-01/9 от 23 апреля 2007 обратило внимание, что согласно пункту 4 статьи 342 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2007) степень выработанности запасов конкретного участка недр рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду.

С учетом того, что в соответствии со статьей 341 Кодекса налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых признается календарный месяц, финансовое ведомство пришло к выводу, что налогоплательщик в течение календарного года применяет степень выработанности соответствующего участка недр, определенную им самостоятельно на основании утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на первый налоговый период этого календарного года. Так, в течение 2007 года налогоплательщик применяет данные государственного баланса запасов полезных ископаемых по нефти за 2005 год, в 2008 году - за 2006 год и так далее. Накопленный объем добычи нефти для каждого конкретного участка недр определяется с начала разработки этого участка до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн.

Таким образом, степень выработанности конкретного участка недр налогоплательщик рассчитывает самостоятельно исходя из данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых. При этом величина накопленной добычи нефти определяется по данным того баланса, который был утвержден не в текущем году, а в году, предшествующем году налогового периода. Иными словами, при расчете суммы налога на добычу полезных ископаемых за налоговые периоды 2007 года (январь, февраль, март и все остальные месяцы 2007 г.) используются данные о накопленной добыче согласно балансу, утвержденному в 2006 году по состоянию на 1 января 2006 года. Данные о накопленной добыче по балансу, утвержденному в 2007 году, будут применяться при исчислении налога за налоговые периоды 2008 года. Начальные же извлекаемые запасы определяются на фиксированную дату - 1 января 2006 года, в связи с чем это правило действует при расчете налога и в 2007 году, и в последующие годы.

Как следует из материалов дела, при проведении камеральной налоговой проверки представленной ООО «Таймура» налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2007 года расчет степени выработанности запасов по спорному месторождению обоснованно произведен налоговой инспекцией на основе информации о данных государственного баланса запасов нефти по состоянию на 01.01.2006, содержащего показатели объемов добычи, запасов и отдельные качественные показатели нефти по месторождениям, залежам, пластам, горизонтам в пределах лицензионного участка недр, представленной Управлением Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю №16-01-16/04402 дсп от 12.04.2007. Налоговой инспекцией установлено, что степень выработанности запасов превышает установленный законодательством показатель 0,05.

В соответствии с пунктом 23 Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации №122 от 09.07.1997 по согласованию с Минэкономики России, Минтопэнерго России, Госгортехнадзором России, Госкомстатом России (с последующими изменениями) Росгеолфонд ежегодно представляет Минэкономики России, Госкомстату России, Госгортехнадзору России и МПР России сводные данные о разведанных запасах и добыче полезных ископаемых по Российской Федерации до 1 июля - по углю, и до 1 августа - по нефти и газу; государственный баланс запасов полезных ископаемых - по мере его подготовки и издания; сводные данные по рациональному и комплексному использованию полезных ископаемых - до 1 августа.

Таким образом, несмотря на то, что государственный баланс составляется ежегодно по состоянию на 1 января, публикуется он по мере подготовки, что также подтверждается письмом № 06-48/1963 от 15.12.2006 Территориального агентства по недропользованию по Красноярскому краю.

Согласно пункту 10 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, вступившего в действие 18.02.2007 и утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 286 от 15.12.2006, основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденные Федеральным агентством по недропользованию.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Госкомстата России от 18.06.1999 №44 "Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием" представляется статистическая отчетность по форме 6-гр юридическими лицами, их обособленными подразделениями - пользователями недр, ведущими разведку и разработку месторождений, по объектам недропользования в территориальные органы Госгортехнадзора, территориальные геологические фонды, Российскому федеральному геологическому фонду МПР России для формирования Государственного баланса запасов полезных ископаемых (далее - Госбаланс).

Согласно же пункту 4 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленном порядке ведение Госбаланса, направляет в налоговые органы данные этого баланса, а не вышеуказанную форму 6-гр.

Таким образом, для целей главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации принимаются утвержденные данные Госбаланса, а не данные статистической отчетности по форме 6-гр.

Учитывая изложенное, ссылка ООО «Таймура» на Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых и экспертное заключение № 918-07оп от 29.05.2007, рекомендованное Федеральным агентством по недропользованию на основании протокола совещания №18/567-пр от 12.07.2007 к утверждению руководством Роснедра, не опровергает выводов судов двух инстанций о том, что общество не вправе было применять предусмотренную подпунктом 8 пункта 1 статьи 342 Кодекса ставку 0 рублей при расчете налога на добычу полезных ископаемых за февраль 2007 года, поскольку из вышеназванного экспертного заключения следует, что ОАО «ЭТЭК», ООО «Таймура» рекомендовано отразить изменения в состоянии запасов нефти и растворенного газа по залежам пластов ВН-I, ВН-II, ВН-III-V Пангийского месторождения по графе «переоценка» в форме 6-гр за 2006 год, которые впоследствии должны учитываться при формировании и утверждении Государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2007 года.

При таких обстоятельствах, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судебных инстанций о том, что расчет степени выработанности запасов, произведенный ООО «Таймура» на основании данных Экспертного заключения №918-07оп от 29.05.2007 по залежам Пайгинского месторождения, не соответствует нормам налогового законодательства, поскольку произведен не на основании государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года, правильными. Следовательно, общество не вправе было применять предусмотренную подпунктом 8 пункта 1 статьи 342 Кодекса ставку 0 рублей при расчете налога на добычу полезных ископаемых за февраль 2007 года.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 23 ноября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 24 января 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-12373/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.В. Белоножко

Судьи

И.Б. Новогородский

Н.Н. Парская