НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 28.03.2022 № А78-4910/2021

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

28 марта 2022 года

Дело № А78-4910/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2022 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Загвоздина В.Д.,

судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабак Д.В.,

при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, присутствующего в Арбитражном суде Забайкальского края представителя Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю – ФИО1 (доверенность от 22.02.2022, диплом о высшем юридическом образовании),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 августа 2021 года по делу № А78-4910/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2021 года по тому же делу,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, далее - ФИО2, предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 18.01.2021 № 186 о приостановлении операций по расчетным счетам.

На стадии апелляционного рассмотрения произведена замена инспекции на ее правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (далее - УФНС, Управление).

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20 августа 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2021 года, в удовлетворении требований налогоплательщику отказано.

ФИО2, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального права.

Как указано в кассационной жалобе, применение упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) носит уведомительный, а не разрешительный характер. Налоговые органы, обладающие сведениями о нарушении налогоплательщиком процедуры начала применения УСН хозяйствующим субъектом, обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков. Принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения по результатам проверки не может выступать самостоятельной целью налогового контроля.

Судами не учтено, что предпринимателем были представлены декларации по УСН за 2019 и 2020 годы, инспекция 07.08.2020, 30.04.2021, 21.05.2021 выставляла требования об уплате налога, исчисленного в этих декларациях, 30.09.2020, 08.10.2020, 21.10.2020, 11.06.2021, 08.07.2021 принимала решения, направленные на взыскание задолженности по УСН в бесспорном порядке по правилам статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). Таким образом, налоговый орган и в отсутствие поданного налогоплательщиком уведомления о применении УСН признал право предпринимателя на использование данного специального налогового режима.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения заседания судом округа извещены в соответствии с положениями статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения – т. 1 л.д. 59-61, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена
в установленном порядке на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
и картотеки арбитражных дел в сети «Интернет»).

Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.

В заседании суда округа представитель УФНС поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и отзывана неё, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и поставлен на налоговый учет 25.02.2019.

Уведомление о переходе на УСН от предпринимателя в инспекцию не поступало.

С момента регистрации и постановки на учет предпринимателем в налоговый орган были представлены 03.07.2019, 11.10.2019, 02.03.2020, 22.07.2020 расчеты сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (по форме № 6-НДФЛ) за 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев и 12 месяцев 2019 года.

Платежным поручением от 15.10.2019 № 82 (до подачи налоговой декларации) предприниматель уплатил налог по УСН в сумме 340 000 рублей.

24.07.2020 налогоплательщиком в инспекцию направлена декларация за 2019 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Объектом налогообложения указаны «доходы», отражена сумма полученного дохода в размере 20 793 506 рублей, исчислен к уплате в бюджет налог в сумме 1 178 436 рублей (в том числе авансовые платежи по срокам уплаты 25.07.2019 - 94 950 рублей, 25.10.2019 - 540 995 рублей, налог к уплате по сроку 12.05.2020 - 542 491 рубль).

Инспекцией выставлено требование от 07.08.2020 № 124033 об уплате налога, исчисленного в декларации по УСН за 2019 год и не уплаченного в бюджет, установлен срок его добровольного исполнения до 22.09.2020.

В связи с неисполнением требования от 07.08.2020 № 124033 в установленный срок, налоговым органом в соответствии со статьей 46 Кодекса принято решение от 30.09.2020 № 10949 о взыскании налога по УСН в сумме 838 436 рублей (1 178 436 рублей – 340 000 рублей), в порядке, предусмотренном статьей 76 Кодекса, приняты решения от 30.09.2020 № 18996, от 30.09.2020 № 18997 о приостановке операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, направлены инкассовые поручения на списание и перечисление соответствующих денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации.

При этом в ходе проведения камеральной проверки декларации по УСН за 2019 год, представленной 24.07.2020, ФИО2 налоговым органом в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса направлено уведомление от 29.09.2020 № 21-22/3756 о вызове в налоговый орган для дачи пояснений, которое получено предпринимателем 05.10.2020.

В данном уведомлении инспекцией по результатам анализа информации и документов, относящихся к деятельности предпринимателя и полученных в ходе осуществления мероприятий налогового контроля, указано, что установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии налоговых рисков, связанных с занижением налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) за 2019 год, и налогоплательщику сообщено, что он в соответствии со статьей 207 Кодекса в период с 25.02.2019 по 31.12.2019 являлся плательщиком НДФЛ и обязан представить декларацию по этому налогу в установленный законодательством срок (до 30.07.2020 с учетом введенных в связи с пандемией ограничений).

Также предпринимателю было предложено в срок до 13.10.2020 провести анализ своей финансово-хозяйственной деятельности в 2019 году в целях самостоятельной проверки правильности формирования налоговой базы по НДФЛ и представить пояснения по вопросу непредставления декларации по НДФЛ за 2019 год по доходам в сфере осуществления предпринимательской деятельности, в том числе в сфере лесного хозяйства и использования грузового транспортного средства марки УРАЛ 4320 в 2019 году. Также налогоплательщику предложено представить декларацию по НДФЛ за 2019 год с отражением всех полученных доходов, книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя за 2019 год.

05.10.2020 налогоплательщиком на уведомление от 29.09.2020 № 21-22/3756 представлено письменное пояснение, в котором ФИО2 указал, что подал уведомление о применении УСН 21.03.2019 в одном экземпляре. Кодекс не предусматривает получения подтверждения о применении УСН, то есть документ, аналогичный тому, который получают плательщики других специальных налоговых режимов (ЕНВД, патент), плательщикам УСН не выдают.

05.10.2020 инспекцией в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 88 Кодекса, предпринимателю выставлено требование от 02.10.2020 № 16183, в котором содержится информация о том, что в ходе проведения камеральной проверки декларации по УСН за 2019 год выявлены ошибки и противоречия между сведениями, содержащимися в документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа и полученными им в ходе налогового контроля. Налогоплательщику указано на отсутствие в налоговом органе сведений о представлении уведомления о переходе на УСН, в связи с чем обязанность по представлению декларации по УСН отсутствует.

Также предпринимателю указанным требованиям предложено представить доказательства представления уведомления о переходе на УСН и в случае отсутствия данного уведомления представить налоговую отчетность за 2019 год по общей системе налогообложения (налоговые декларации по форме 3-НДФЛ, НДС) и уточненную декларацию по УСН за 2019 год с нулевыми показателями.

На требование от 02.10.2020 № 16183 налогоплательщик представил 05.10.2020 письменные пояснения, аналогичные по содержанию представленным ранее в ответ на уведомление от 29.09.2020 № 21-22/3756.

В связи с изложенным инспекцией принято решение от 18.01.2021 № 18 о приостановлении операций по расчетным счетам ФИО2, открытым в ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие».

Основанием вынесения указанного решения послужил тот факт, что предприниматель не представил в налоговый орган декларацию по НДФЛ за 2019 год в срок до 30.07.2020.

Не согласившись с решением от 18.01.2021 № 18 и полагая себя в 2019 году налогоплательщиком, применяющим УСН, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что предприниматель не доказал представление уведомления о применении УСН в инспекцию в одном экземпляре 21.03.2019. При этом уведомление о применении УСН также не было представлено предпринимателем в налоговый орган ни с ответом на уведомление о явке в инспекцию, ни с ответом на требование о представлении документов по вопросу отсутствия объекта налогообложения по УСН, ни в ходе проведения камеральной налоговой проверки.

На основании изложенного применительно к положениям пункта 2 статьи 346.13 Кодекса ФИО2 не вправе был применять УСН, в связи с чем обязан был представлять отчетность за 2019 год по общей системе налогообложения и неисполнение данной обязанности влечет принятие решения о приостановлении операций по счетам в силу положений статьи 76 Кодекса.

Также суды пришли к выводу, что в настоящем случае инспекция изначально не признавала права налогоплательщика на применение УСН, в рассматриваемом случае действовала в пределах предоставленных ей законодательством прав и возложенных на нее обязанностей и не допустила недобросовестного налогового администрирования.

Суд округа полагает выводы судов законными и обоснованными, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.

Вновь зарегистрированный предприниматель вправе применять УСН только при соблюдении условия, предусмотренного пунктом 2 статьи 346.13 Кодекса, а именно подачи соответствующего заявления в налоговый орган в установленный срок - не позднее 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет.

В то же время, в силу императивного запрета, установленного подпунктом 19 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на УСН в сроки, установленные пунктами 1 и 2 ст. 346.13 Кодекса, не вправе применять данный специальный налоговый режим.

В силу положений пунктов 1, 2 статьи 346.19 Кодекса налоговым периодом по УСН признается календарный год, отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии с пунктом 7 статьи 346.21 Кодекса налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 Кодекса. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Авансовые платежи по УСН за отчетные периоды исчисляются налогоплательщиками самостоятельно, учитываются при исчислении в декларации налога к уплате в бюджет по итогам налогового периода (пункты 2, 3 статьи 346.21 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 346.23 Кодекса индивидуальные предприниматели, уведомившие в установленном порядке о применении УСН, представляют декларацию в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).

В силу пункта 1 статьи 80 Кодекса декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу прямого запрета, установленного абзацем 2 пункта 4 статьи 80 Кодекса, налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 88 Кодекса камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, если иное не предусмотрено главой 13 Кодекса.

По общему правилу камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или расчета (пункт 2 статьи 88 Кодекса).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (пункт 3 статьи 88 Кодекса).

Из установленных судами обстоятельств следует, что до представления 24.07.2020 предпринимателем декларации по УСН за 2019 год у налогового органа не имелось законных оснований для проведения мероприятий налогового контроля, в ходе которых могла быть проверена законность применения ФИО2 рассматриваемого специального налогового режима.

В ходе камеральной проверки вышеуказанной декларации инспекция применительно к пункту 3 статьи 88 Кодекса уведомлением от 29.09.2020 № 21-22/3756 и требованием от 02.10.2020 № 16183 известила налогоплательщика о том, что по данным налогового органа предприниматель не выполнил предусмотренное законодательством условие для применения УСН в 2019 году ввиду непредставления уведомления о применении специального налогового режима.

При этом в силу ограничения предмета камеральной проверки декларации по УСН только данным налогом и ограничения по истребованию документов в рамках камеральной проверки, установленного пунктом 7 статьи 88 Кодекса, а также в связи с непредставлением налогоплательщиком деклараций по общей системе налогообложения, налоговый орган без проведения выездной проверки в пределах периода, установленного пунктом 4 статьи 89 Кодекса, не мог уменьшить исчисленный налогоплательщиком в декларации налог по УСН без соответствующей корректировки (доначисления) налогов по общей системе налогообложения.

В связи с изложенным действия инспекции, известившей налогоплательщика об отсутствии уведомления о применении УСН и необходимости представления деклараций по общей системе налогообложения с одновременным принятием до окончания камеральной проверки мер, предусмотренных статьями 46, 47, 69, 70, 76 Кодекса, по взысканию налога, исчисленного предпринимателем самостоятельно, в данном конкретном случае не свидетельствует о недобросовестном налоговом администрировании, фактическом признании права на применение специального налогового режима, несоразмерности принятых налоговым органом мер характеру допущенного нарушения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 и подпунктом 2 пункта 11 статьи 76 Кодекса налоговый орган может принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-индивидуального предпринимателя по его счетам в банке и переводах его электронных денежных средств в случае непредставления этим налогоплательщиком декларации в налоговый орган в 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения указанного срока.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие в деле доказательств представления ФИО2 в налоговый орган уведомления, предусмотренного пунктом 2 статьи 346.13 Кодекса, является обоснованным вывод судов о законности решения от 18.01.2021 № 186 о приостановлении операций по расчетным счетам.

Ссылки заявителя кассационной жалобы на представление им 08.04.2021 декларации по УСН за 2020 год и принятые налоговым органом меры, направленные на взыскание исчисленного в этой декларации налога, не влияют на законность решения от 18.01.2021 № 186 с учетом того, что данные обстоятельства возникли после принятия указанного решения, а также после возникновения между налогоплательщиком и налоговым органом спора о возможности применения УСН в 2019 году и поэтому сами по себе также не свидетельствуют об одобрении инспекцией действий налогоплательщика и в рассматриваемом случае являются лишь следствием поведения самого предпринимателя.

По мнению суда округа, примененный нижестоящими судами правовой подход с учетом установленных ими фактических обстоятельств согласуется с пунктом 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019.

Выводы судов основаны на правильном применении норм права, соответствуют имеющимся в деле доказательствам и установленным по делу фактическим обстоятельствам. Положения главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при исследовании и оценке доказательств судами соблюдены.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 августа 2021 года по делу № А78-4910/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

В.Д. Загвоздин

Г.В. Ананьина

А.И. Рудых