НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 27.01.2009 № А19-6809/08-50-Ф02-6810/2008

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г.Иркутск

А19-6809/08-50 - Ф02-6810/2008

27 января 2009 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Первушиной М.А.,

судей: Белоножко Т.В., Косачёвой О.И.,

при участии в судебном заседании представителя Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г.Иркутска ФИО1 (доверенность № 08/9448 от 03.04.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г.Иркутска на решение от 10 июля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 13 октября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А19-6809/08 -50 (суд первой инстанции – Позднякова Н.Г., суд апелляционной инстанции: Рылов Н.Д., Лешукова Т.О., Желтоухов Е.В.),

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г.Иркутска (далее – налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – предприниматель) о взыскании налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления налоговой декларации по единому налогу за полугодие 2007 года в виде штрафа в сумме 2 489 рублей.

Решением от 10 июля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований отказано.

Постановлением от 13 октября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно – Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

По мнению заявителя кассационной жалобы, отсутствие у налогоплательщика доказательств получения налоговой инспекцией 24.07.2007 налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения за первое полугодие 2007 года свидетельствует о неисполнении предпринимателем обязанности по представлению налоговой декларации в сроки, предусмотренные законодательством.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Предприниматель о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, но своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно – Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за первое полугодие 2007 года.

В ходе проведения камеральной проверки налоговой инспекцией установлен факт нарушения установленного срока представления указанной декларации.

Решением от 25.12.2007 № 03-11/7989/1040 предприниматель привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за нарушение установленного срока представления налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за первое полугодие 2007 года в виде штрафа в сумме 2 489 рублей.

Требованием от 29.01.2008 № 1802 предпринимателю в добровольном порядке предложено уплатить налоговые санкции.

Неисполнение указанного выше требования явилось основанием для обращения налоговой инспекции в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании налоговых санкций в принудительном порядке.

Арбитражный суд, отказывая налоговой инспекции в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что предпринимателем не нарушен срок представления налоговой декларации по единому налогу.

Как установлено арбитражным судом и подтверждается материалами дела, предприниматель через специализированного оператора связи 24.07.07 направила в налоговую инспекцию налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за первое полугодие 2007 года.

На основании пункта 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Пунктом 2 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Отчетными периодами по единому налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (пункт 2 статьи 346.19 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, срок представления налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системой налогообложения, за первое полугодие 2007 года установлен не позднее 25.07.07.

В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Во исполнение названной нормы Министерство Российской Федерации по налогам и сборам Приказом от 02.04.2002 г. №БГ-3-32/169 утвердило Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно пункту 4 раздела 2 данного Порядка датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Арбитражным судом установлено, что налоговая декларация в электронном виде представлена предпринимателем своевременно, что подтверждается ответом на запрос от 31.08.07 №02-08/10204 Иркутского филиала ОАО «Сибирьтелеком», экспертизой отправки отчетов и «Подтверждением оператора», согласно которому 24.07.2007 в 10:38:47 зафиксирована отправка сообщения, имеющего идентификатор 39047789-ab54-4e2e-b4b3-3d7e95832723@nalog.irtel.ru (отправитель 381000n@nalog.irtel.ru получатель 3810000@m10.r38.nalog.ru).

В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

Согласно пункту 1 статьи 108 Кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, чем по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.

По смыслу статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации ответственность за непредставление или несвоевременное представление налоговых деклараций наступает, когда обязанное лицо не представило в установленный срок налоговую декларацию, которая необходима для осуществления налогового контроля.

Поскольку диспозиция части 1 статьи 119 Налогового Кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за виновное непредставление декларации, иных документов и сведений, предусмотренных Кодексом, в определенные законодательством о налогах и сборах сроки, то вывод арбитражного суда о том, что данной статьей не предусмотрена ответственность за несоблюдение порядка электронного документооборота, является обоснованным.

Учитывая изложенное, арбитражным судом сделан правильный вывод о соблюдении налогоплательщиком установленного законом срока представления налоговой декларации.

Довод кассационной жалобы об отсутствии у налогоплательщика квитанций налоговой инспекции о приеме налоговой декларации, протоколов входного контроля, предусмотренных пунктом 6.11 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 10.12.2002 г. № БГ-3-32/705@ «Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, который пришел к правильному выводу, что невыполнение требований Методических рекомендаций, носящих межведомственный характер и в установленном Указом Президента Российской Федерации от 23.05.96 №763 порядке не опубликованных, не может служить основанием для применения к налогоплательщику налоговых санкций.

Суд обоснованно указал, что вина предпринимателя судом не установлена. Налогоплательщиком исполнена обязанность по представлению в установленный срок налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за первое полугодие 2007 года. Факт ее неполучения налоговой инспекцией не может быть основанием для привлечения предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговой инспекцией не указаны в жалобе конкретные нормы материального и процессуального права, которые суды нарушили при принятии судебных актов. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой и апелляционной инстанций, что в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в суде кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах судебные акты, принятые на основании всестороннего и полного исследования представленных в материалы дела доказательств и при правильном применении норм материального и процессуального права, изменению или отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 10 июля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 13 октября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А19-6809/08-50 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи:

М.А. Первушина

Т.В. Белоножко

О.И. Косачёва