НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 25.11.2008 № А58-1515/08-Ф02-5749/2008

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

тел. 8 (3952) 56–44–04, 56–44–54, факс 8 (3952) 56–44–61, e-mail: sibiria@arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

№ А58-1515/08-Ф02-5749/2008

25 ноября 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Юдиной Н.М.,

судей: Брюхановой Т.А., Скубаева А.И.,

стороны участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) на решение от 25 июня 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), постановление от 29 августа 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу №  А58-1515/08  (суд первой инстанции – Столбов В.В., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Лешукова Т.О., Доржиев Э.П.)

установил:

Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица Кузнецов Андрей Викторович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) (далее – управление) о признании недействительным решения №19-20/41/14225 от 25.12.2007.

Решением от 25 июня 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением от 29 августа 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, налогоплательщик имеет право заявлять налоговые вычеты только в том налоговом периоде, в котором внесены исправления в счет-фактуру.

Заявитель также указывает, что налогоплательщик не восстановил суммы налога, принятые к вычету, за тот налоговый период, который предшествовал его переходу на упрощенный режим налогооблажения, то есть за 4 квартал 2006 года.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что по результатам камеральной налоговой проверки, представленной предпринимателем налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2006 года инспекцией принято решение № 2804 от 04.09.2007 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 24 833 рублей, а также доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 124 165 рублей и пени 9 628,38 рублей.

Кроме того, решением № 146 от 04.09.2007 предпринимателю отказано в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению, за 4 квартал 2006 года в размере 824 рублей.

Указанные решения налоговой инспекции были обжалованы предпринимателем в Управление. Решением Управления №19-20/41/4225 от 25.12.2007 обжалуемые решения оставлены без изменения.

Не согласившись с решением управления, предприниматель обратился в суд.

Удовлетворяя заявленные требования предпринимателя, суды обоснованно исходили из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявляемые налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции 2006 года) налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету и возмещению в установленном порядке.

Арбитражным судом установлено, что предпринимателем в проверяемом периоде были предъявлены к вычету суммы налога на добавленную стоимость на основании счетов-фактур от 06. 10.06 №1030, от 07.10.06 №112, от 26.10.06 №15, от 07.11.06 №112, от 13.11.06, без номера, от 17.11.06 №447, от 04.12.06 №347,189, от 06.12.06, без номера, от 09.12.06 №300, всего на сумму 116 898,49 рублей, в которые были внесены изменения в графу «Цена (тариф) за единицу измерения».

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В соответствии с пунктом 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N914 исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы определен также пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которым в первичные учетные документы исправления могут вноситься по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

Судами установлено, что налогоплательщиком были внесены изменения в графу «Цена (тариф) за единицу измерения» в счета-фактуры, в соответствии с указанными нормами права.

С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у налогового органа отсутствовали основания для отказа предпринимателю в вычетах спорной суммы налога на добавленную стоимость по указанным основаниям.

Доводы управления о необходимости восстановления сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к вычету в связи с переходом его на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2007 года обоснованно признаны судами ошибочными, противоречащим требованиям действующего налогового законодательства.

Федеральным законом от 22.07.2005 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" внесены изменения в пункт 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением операции, предусмотренной подпунктом 1 указанного пункта, а также при передаче основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц. Восстановлению подлежат суммы налога на добавленную стоимость в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Согласно абзацу 5 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает несостоятельными доводы, приведенные в кассационной жалобе, и не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 25 июня 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), постановление от 29 августа 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу №  А58-1515/08  оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Н.М.Юдина

Судьи

Т.А. Брюханова

А.И. Скубаев