ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел., факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru; e-mail: sibiria@arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№ 33-13959/2007 - Ф02-2351/2008
25 июня 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Скубаева А.И., Юдиной Н.М.,
представители сторон участие в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Компания «Ваш Рай-ОН» на постановление от 4 апреля 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-13959/2007 (суд первой инстанции – Крицкая И.П, суд апелляционной инстанции: Демидова Н.М., Бычкова О.И., Первухина Л.Ф.)
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Компания «Ваш Рай-ОН» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об оспаривании бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска, выразившегося в отказе регистрации машины электронной контрольно-кассовой МИНИКА 1102Ф.
Решением от 22 января 2008 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 4 апреля 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, на основании пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ) общество имело право использовать модель контрольно – кассовой техники МИНИКА 1102Ф до истечения нормативного срока ее амортизации.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция считает постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что обществом на основании договора купли-продажи от 28.02.2007 приобретена машина электронная контрольно-кассовая МИНИКА 1102Ф, в связи с чем 21.09.2007 общество обратилось в инспекцию с заявлением о регистрации данной машины.
Письмом от 26.09.2007 № 16-21/11014 общество уведомлено об отказе в регистрации указанной машины в связи с тем, что она исключена из Государственного реестра с 01.10.2004.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия инспекции незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ инспекции в регистрации контрольно-кассовой машины не соответствует нормам действующего законодательства.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции сослался на то, что право эксплуатации исключенной из Государственного реестра контрольно-кассовой техники имеют на основании пункта 5 статьи 3 Закона № 54-ФЗ только те лица, которые использовали ее до момента такого исключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно положениям пункта 1 статьи 3 указанного закона, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.
В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации (пункт 5 статьи 3 Закона № 54-ФЗ).
Исходя из пункта 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации, амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного амортизируемого имущества в соответствии с положениями указанной статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) контрольно-кассовые машины относятся к средствам механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда (код 14 3010160).
Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда включены в состав амортизируемого имущества четвертой группы (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
В соответствии с пунктом 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года № 470, для регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе (за исключением кредитных организаций) пользователь представляет в налоговый орган (по месту нахождения - для юридического лица или по месту жительства - для физического лица) заявление о регистрации контрольно-кассовой техники по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники.
Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.
К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации, и договор о ее технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания).
Налоговый орган не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрирует контрольно-кассовую технику путем внесения сведений о ней в книгу учета контрольно-кассовой техники (далее - книга учета).
Налоговый орган одновременно с регистрацией контрольно-кассовой техники выдает пользователю карточку регистрации контрольно-кассовой техники (далее - карточка регистрации), а также возвращает документы, прилагавшиеся к заявлению.
Пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.
Исходя из разъяснений Минфина РФ (письмо от 7 июня 2006 года N 03-01-15/4-124), перерегистрация в налоговых органах и дальнейшая эксплуатация контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, с неистекшим нормативным сроком амортизации допускается исключительно для контрольно-кассовой техники, ранее применявшейся (зарегистрированной в налоговых органах) этой организацией и индивидуальным предпринимателем, в следующих случаях:
- при изменении наименования организации, фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя,
- при изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя,
- при реорганизации организации,
- при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого в качестве индивидуального предпринимателя была ранее прекращена,
- при внесении в уставный капитал (уставный фонд) организации,
- при регистрации организации физическим лицом, являющимся (являвшимся) индивидуальным предпринимателем, на которого была зарегистрирована контрольно-кассовая техника.
В рассматриваемом случае данные обстоятельства отсутствуют, в связи с чем суд апелляционной инстанции правильно сделал вывод о том, что инспекцией обоснованно отказано в регистрации названной контрольно-кассовой машины.
Таким образом, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление от 4 апреля 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-13959/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Судьи
Т.А. Брюханова
А.И. Скубаев
Н.М. Юдина