НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 25.05.2022 № А58-5192/20

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

01 июня 2022 года

Дело №А58-5192/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 01 июня2022 года

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.М.,

судей: Скубаева А.И., Тютриной Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захваткиной Е.В.,

с участием представителей Министерства строительства Республики Саха (Якутия) Егоровой В.П. (доверенность от 11.01.2022), администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) Кириллиной Н.Г. (доверенность от 23.12.2019), Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Герасимова А.З. (доверенность от 17.01.2022),

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) кассационную жалобу Министерства строительства Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2021 года по делу
№ А58-5192/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 05 марта 2022 года по тому же делу,

установил:

администрация муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031400310534, ИНН 1407005163, далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском
к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства строительства Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402029141, ИНН 1435079270, далее – Минстрой Республики), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673, далее – Минфин Республики) о взыскании 58 008 400 рублей 30 копеек убытков.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2021 года, в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 июня
2021 года указанные решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

При новом рассмотрении истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования, просил исключить из числа ответчиков Минфин Республики, взыскать с Республики Саха (Якутия) за счет казны в лице Минстроя Республики 58 008 400 рублей 03 копейки.

Министерство финансов Республики Саха (Якутия) привлечено к участию в деле
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2022 года, исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми решением и постановлением, Минстрой Республики обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой,
в которой просит их отменить в связи с нарушением судами норм материального
и процессуального права, несоответствием их выводов фактическим обстоятельствам
и имеющимся в деле доказательствам.

По мнению заявителя, судами не учтено, что решение о перечислении денежных средств непосредственно гражданам и последующее исполнение этого решения приняты администрацией самостоятельно до уведомления Минстроя Республики и внесения соответствующих изменений в программу переселения; совокупность условий, необходимых для применения гражданско-правовой ответственности в виде убытков судами не установлена.

В судебном заседании представители Минстроя Республики и Минфина Республики доводы кассационной жалобы поддержали, а представитель администрации их отклонил по мотивам, приведенным в письменном отзыве.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Предметом иска является требование о взыскании убытков, понесенных муниципальным образованием в связи с реализацией этапа 2014 года республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы».

Возникновение убытков истец связывает с перечислением гражданам денежных средств из местного бюджета в целях выкупа жилых помещений аварийного жилого фонда.

Суды, удовлетворяя исковые требования, исходили из доказанности факта несения администрацией расходов в размере 58 008 400 рублей 30 копеек, затраченных в связи
с исполнением обязательств по реализации этапа 2014 года республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов и отклоняет доводы кассационной жалобы в связи со следующим.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Положениями подпункта 3 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ) предусмотрено долевое финансирование реализации мероприятий, предусмотренных региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и (или) внебюджетных средств.

Названное условие, как следует из материалов дела, предусмотрено в соглашении № 14/РАП2014-мс, заключенном 02.07.2014 между Минстроем Республики (государственный заказчик) и администрацией (участник программы) (с учетом редакций дополнительных соглашений от 10.11.2014, от 22.12.2014, от 01.04.2015), согласно пункту 3.2 которого объем финансовой поддержки реализации этапа 2014 года республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилого фонда составляет
65 583 612 рублей 90 копеек, из которых: 6 558 361 рубль 29 копеек – за счет средств Фонда, 57 713 579 рублей 35 копеек – за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), 1 311 672 рубля 26 копеек – за счет средств бюджета участника программы (муниципальное образование).

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные
в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив факт исполнения муниципальным образованием мероприятий в рамках реализации этапа 2014 года республиканской адресной программы только за счет средств местного бюджета,
в отсутствие доказательств исполнения обязанности по финансированию этой программы
за счет средств республиканского бюджета, пришли к обоснованному выводу о наличии
у субъекта Российской Федерации (Республика Саха (Якутия)) обязанности по возмещению расходов истца.

Само по себе решение администрации о реализации этапа 2014 года республиканской адресной программы путем выкупа аварийного жилого помещения
не является обстоятельством, порождающим для муниципального образования обязанности самостоятельного финансирования республиканской адресной программы
и нивелирующим обязательство Республики Саха (Якутия) по предоставлению финансовой поддержки участника программы за счет средств республиканского бюджета, как это предусмотрено Законом № 185-ФЗ и соглашением от 02.07.2014.

Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся
в деле доказательств, а выводы судов основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные
статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания
для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.

В связи с окончанием кассационного производства приостановление исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 28 октября 2021 года подлежит отмене в соответствии с частью 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2021 года
по делу № А58-5192/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу –
без удовлетворения.

Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2021 года по делу № А58-5192/2020, принятое определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2022 года, отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок,
не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Л.М. Соколова

Судьи

А.И. Скубаев

Н.Н. Тютрина