Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Иркутск | |
Дело № А19-89/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена24 октября2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Шелега Д.И., Юшкарёва И.Ю.,
при участии в судебном заседании представителя Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Левченко А.А.(доверенность от 22.08.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2017 года по делу № А19-89/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции – Ананьина Г.В., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области
(ОГРН 1143850002394, ИНН 3808233587, г. Иркутск; далее – ФКР МКД Иркутской области, Фонд) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (далее – Служба) от 29.09.2016 № 4111/16.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2017 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФКР МКД Иркутской области обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 13, 14, 15, 17, 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294), пункта 136 Административного регламента Службы государственного жилищного надзора Иркутской области по исполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного жилищного надзора», утвержденного приказом Службы от 15.10.2015 № 017-спр (далее – Административный регламент), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности ненормативного правового акта Службы, ссылаясь на то, что проверка проведена Службой с грубым нарушением Федерального закона № 294-ФЗ в части превышения сроков поведения проверки; судами не дана оценка представленному Фондом расчету монтируемого трубопровода; капитальный ремонт трубопровода проводился исходя из 427, 02 кв. м, что при расчете не превышает предельную стоимость, и подтверждается актами приемки выполненных работ; суды необоснованно не включили в расчет теплоизоляцию на весь трубопровод, а приняли лишь часть теплоизоляции 91, 74 кв. м; судами не дана оценка возможности и реальной исполнимости предписания, которое не содержит конкретных указаний, конкретных действий, которые Фонду необходимо совершить для устранения названных в предписании нарушений, каким способом возможно изменить (устранить) предельную стоимость после проведенного капитального ремонта многоквартирного дома; возврат средств невозможен при отсутствии установленного законодательно порядка возврата средств; законные основания для взыскания средств с подрядчика, выполнившего добросовестно свои обязательства, также отсутствуют.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда – fasvso.arbitr.ru и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru), ФКР МКД Иркутской области своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
ПредставительСлужбы в судебном заседании указала на законность и обоснованность судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 14.07.2016 № 4111 ср-п должностным лицом Службы 03.08.2016, 05.08.2016, 08.08.2016, 29.09.2016 проведена внеплановая документарная выездная проверка в отношении ФКР МКД Иркутской области с целью проведения проверки в соответствии с требованиями части 4.3 статьи 20, части 1 статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 3, 5 Положения о порядке осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Иркутской области, и обеспечением сохранности этих средств, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 28.03.2014 № 171-пп (далее – Положение № 171-пп), соответствия объема и видов оказанных услуг и (или) выполненных работ объему, предусмотренному соответствующим договором о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах №№ 5, 7 по ул. Боткина и №№ 1, 3 по ул. Бочкина в г. Иркутске в соответствии с краткосрочным планом реализации в 2015 году региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014-2043 годы, утвержденным приказом Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области от 13.07.2015 № 73-мпр.
В ходе проверки Службой установлено, что предельная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме № 5 по
ул. Боткина в г. Иркутске, а именно по ремонту системы теплоснабжения, оплаченная региональным оператором за счет средств Фонда, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, превышает размер предельной стоимости, установленной постановлением Правительства Иркутской области от 20.10.2014 № 510-пп «Об установлении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Иркутской области, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт» (далее – Постановление № 510-пп).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 29.09.2016 № 4111/16.
29.09.2016 Служба выдала ФКР МКД Иркутской области предписание № 4111/16, согласно которому Фонду необходимо в срок до 30.11.2016 устранить выявленные нарушения, предоставить в Службу подтверждающие документы.
ФКР МКД Иркутской области, полагая, что названное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый акт Службы не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьями 170, 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, распоряжением Правительства Иркутской области от 29.11.2013 № 528-рп «О создании Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области», Уставом Фонда, утвержденным протоколом Правления Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области от 02.03.2016 № 1-иуф, ФКР МКД Иркутской области является специализированной некоммерческой организацией, осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; создан в целях осуществления деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области и является региональным оператором региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов на территории Иркутской области.
Согласно статье 190 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора (часть 1). Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме) (часть 2). Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в части 1 статьи 166 настоящего Кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с частью 2 статьи 166 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт (часть 4).
Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Иркутской области, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установлен Постановлением № 510-пп, в том числе на ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, ремонт индивидуального теплового пункта составляет 4 100 рублей за погонный метр монтируемого трубопровода.
Судами по результатам исследования и оценки в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств и доводов сторон установлено, что подрядчиком проведены работы по замене системы отопления в местах общего пользования на общую сумму 675 423 рублей. Стоимость погонного метра монтируемого трубопровода в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Иркутск, улица Боткина, 5, по ремонту внутридомовой системы теплоснабжения, в том числе ремонту индивидуального теплового пункта на погонный метр монтируемого трубопровода, по представленным Фондом документам составила 6 529 рублей 61 копеек при предельной стоимости, установленной Постановлением № 510-пп, 4 100 рублей.
Суды мотивированно признали обоснованным расчет Службы предельного размера стоимости ремонта индивидуального теплового пункта на погонный метр монтируемого трубопровода, исходя из того, что в соответствии с актом о приемке выполненных работ от 07.07.2016 № 7 подрядчиком была произведена замена 91,74 м трубопровода.
Доводы Фонда о том, что общий метраж трубопровода, на котором проводились работы, составляет 427, 02 кв. м, Служба и суды необоснованно не включили в расчет теплоизоляцию на весь трубопровод, были предметом оценки судами и правомерно отклонены. Суды исходили из того, что согласно акту 07.07.2016 № 7 были проведены работы по изоляции 427,02 м трубопроводов диаметром 180 мм изделиями из вспененного каучука («Армофлекс»), вспененного полиэтилена («Термофлекс»); трубками (п/п № 12). При этом произведена замена 91,74 м трубопровода (включая замену трубы, ее изоляцию) и 335,28 м замена изоляции без монтажа трубы.
Суды установили, что названные виды работ относятся к текущему ремонту и не могут финансироваться за счёт средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному и мотивированному выводу о доказанности Службой превышения установленной Постановлением № 510-пп предельной стоимости работ по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, в том числе ремонт индивидуального теплового пункта.
Довод заявителя жалобы о проведении Службой проверки с грубым нарушением Федерального закона № 294-ФЗ в части превышения сроков поведения проверки также подлежит отклонению, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи, которой установлено, что срок проведения проверок деятельности региональных операторов не ограничивается.
Доводам заявителя кассационной жалобы о неисполнимости предписания Службы также дана оценка судами, которые верно указали, что содержащиеся в предписании требования направлены на устранение выявленных в ходе проверки нарушений, выразившихся в превышении стоимости работ по ремонту внутридомовой системы теплоснабжения, в том числе ремонту индивидуального теплового пункта на погонный метр монтируемого трубопровода.
Ссылка Фонда на отсутствие в предписании указания на то, каким законным способом возможно изменить (устранить) предельную стоимость после проведенного капитального ремонта многоквартирного дома, не свидетельствует о незаконности предписания. Заявитель не лишён права обратиться к Службе за соответствующим разъяснением способа исполнения.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2017 года по делу
№ А19-89/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 23 августа 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | М. М. Шелёмина | |
Судьи | Д.И. Шелег | |
И.Ю. Юшкарёв |