АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664025, г. Иркутск, ул. Чкалова, 14
Тел./факс (3952) 210-170, 210-172; http://www.fasvso.arbitr.ru; e-mail: info@ fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Иркутск
№ А10-2873/2014
25 марта 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Новогородского И.Б., Парской Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новиковой С.В.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Усиповой Д.А.,
при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем
Раднаевой С.С.,
рассмотрев кассационную жалобу Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 110 «Золушка» г. Улан-Удэ комбинированного вида на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря
2014 года по делу № А10-2873/2014 Арбитражного суда Республики Бурятия (суд первой инстанции: Кушнарева Н.П., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.),
установил:
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (ИНН 0323048828, ОГРН 1020300893249, г. Улан-Удэ, далее – пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад
№ 110 «Золушка» г. Улан-Удэ (ИНН 0323099188, ОГРН 1020300904392, г. Улан-Удэ, далее –
учреждение, детский сад) о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 395 814 рублей 6 копеек, пени в размере 54 190 рублей 18 копеек и штрафа на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от
24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах) в размере
79 162 рублей 92 копеек, а всего в сумме 529 167 рублей 7 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300978972, ИНН 0323063752, г. Улан-Удэ, далее – комитет).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 октября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2014 года, заявленные требования удовлетворены частично.
С учреждения в пользу пенсионного фонда взысканы недоимка, пени и штрафы в сумме 489 580 рублей 33 копейки.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 5 (подпункт «а» пункта 1 части 1), 7, 8, 12, 18, 57, 57.2, 58 Закона о страховых взносах, статьи 346.15, 249, 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы апелляционного суда об отсутствии у образовательного учреждения как страхователя оснований для применения пониженных тарифов страховых взносов в соответствии подпунктом "с" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона о страховых взносах основаны на неправильном применении положений статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1.4 статьи 58 Закона о страховых взносах. Учреждение считает, что в целях определения возможности реализации указанной льготы доля доходов от оказания услуг по основному виду экономической деятельности детского сада неправомерно исчислена судом с учетом средств целевого финансирования, поступающих из местного бюджета.
Поскольку обжалуемым постановлением апелляционного суда решение суда первой инстанции было оставлено в силе, в порядке кассационного производства подлежат проверке судебные акты первой и апелляционной инстанций.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений №№ 06585, 06587, информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в разделе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
По результатам проверки учреждения за 2012 год пенсионным фондом составлен акт проверки от 30.09.2013 и принято решение от 30.10.2013 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 47 Закона о страховых взносах, доначислении страховых взносов и соответствующих им пени и штрафа, направленное 05.11.2013 в адрес детского сада. На основании данного решения 21.11.2013 учреждению выставлено требование об уплате указанных в решении сумм недоимки по страховым взносам, соответствующих им пени и штрафа.
Поскольку учреждением требование добровольно исполнено не было, пенсионный фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
К правоотношениям сторон арбитражные суды правильно применили положения Закона о страховых взносах.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 18 и пункта 1 части 2 статьи 28 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Основанием для принятия оспариваемого решения о доначислении взыскиваемых по настоящему делу сумм недоимки, пени и штрафа послужил вывод пенсионного фонда о неправомерном применении детским садом пониженных тарифов страховых взносов.
Основным спорным вопросом между сторонами является вопрос об обоснованности применения учреждением пониженных тарифов страховых взносов на основании подпункта "с" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона о страховых взносах.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 58 Закона о страховых взносах в переходный период 2011 - 2027 годов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в том числе согласно подпункту "с" образование, применяются пониженные тарифы страховых взносов.
В силу части 1.4 статьи 58 Закона о страховых взносах соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии с положениями статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив доводы и возражения сторон и представленные в их обоснование доказательства, арбитражные суды установили, что основным видом деятельности детского сада, как муниципального образовательного учреждения, является образовательная деятельность, осуществляемая в рамках выполняемого муниципального задания и финансируемая из муниципального бюджета; доля доходов от реализации услуг по основному виду экономической деятельности «Дошкольное образование, предшествующее начальному общему образованию» в общем объеме доходов, полученных за 2012 год, учитывая бюджетное целевое финансирование, составляет 23,69 процента, что не соответствует законодательно установленному минимальному размеру доли доходов в 70 процентов.
Арбитражными судами также установлено, что фонд оплаты труда и начисляемые на него суммы страховых взносов формируются за счет бюджетных ассигнований и направляются учреждению в соответствии с Порядком определения объема и условий предоставления субсидий муниципальным и автономным учреждениям из бюджета городского округа «город Улан-Удэ», утвержденным постановлением администрации г. Улан-Удэ от 25.07.2011 № 315.
При этом, сумма, отражающая весь фонд оплаты труда учреждения за отчетный период (на который начислены страховые взносы по льготной ставке), составляет величину, превышающую сумму налогооблагаемых доходов, полученных учреждением вне связи с выполнением муниципального задания (из которой сформирован соответствующий фонд оплаты труда), и взятую за 100 процентов при предъявлении права на льготу.
С учетом изложенного, применение детским садом пониженных страховых тарифов ставит организацию, финансируемую за счет бюджета, в преимущественное положение относительно иных субъектов предпринимательской деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения и претендующих на льготу в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона о страховых взносах.
Данные обстоятельства учреждением не оспариваются и не опровергнуты.
Таким образом, являются правильными выводы судов о том, что у образовательного учреждения отсутствует право на применение указанной льготы и в случае применения учреждением льготного тарифа происходит необоснованное удержание образовательным учреждением бюджетного финансирования, выделенного, в том числе на оплату страховых взносов, и, как следствие, наличии правовых оснований для доначисления недоимки по страховым взносам, вменения к уплате сумм пени и штрафа и частичном удовлетворении требований.
Данные выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, основаны на правильном толковании и применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
При оценке доказательств положения статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами соблюдены.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют правовую позицию учреждения, были рассмотрены арбитражными судами и отклонены со ссылкой на имеющиеся в деле доказательства, установленные по результатам их оценки обстоятельства и положения статьи 58 Закона о страховых взносах, статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации и признаны несостоятельными.
Данные доводы по существу выражают несогласие учреждения с оценкой доказательств и выводами судов.
Между тем, полномочий по переоценке доказательств у суда кассационной инстанции нет в силу положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что принятые по настоящему делу решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от
9 февраля 2015 года № 763 муниципальным учреждением «Комитет по финансам Администрации г. Улан-Удэ за детский сад государственная пошлина в сумме 500 рублей подлежит возврату на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 октября 2014 года по делу
№ А10-2873/2014 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от
26 декабря 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить МУ «Комитет по финансам Администрации г. Улан-Удэ» (МАДОУ детский сад № 110 «Золушка» г. Улан-Удэ комбинированного вида, лс 101.02.220.3) из средств федерального бюджета 500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Судьи
А.И. Рудых
И.Б. Новогородский
Н.Н. Парская