ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
Дело № А33-10309/2008 – Ф02-1446/2009
21 апреля 2009 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Парской Н.Н.,
судей: Скубаева А.И., Юдиной Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю на решение от 7 ноября 2008 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 11 февраля 2009 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-10309/2008 (суд первой инстанции – Цыганкова И.Н.; суд апелляционной инстанции: Колесникова Г.А., Демидова Н.М., Первухина Л.Ф.),
установил:
Красноярский край в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края (далее – агентство) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным решения от 07.06.2008 № Р 11677А Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю (далее – налоговая инспекция, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации юридического лица.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска, государственное учреждение «Краевое агентство сезонной занятости и информационного обеспечения молодежи» (далее – учреждение).
Решением от 7 ноября 2008 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 11 февраля 2009 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с нарушением судами норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, учреждению обоснованно отказано в государственной регистрации в связи с добровольной ликвидацией, поскольку задолженность перед бюджетом по уплате налогов, пеней и штрафов ликвидируемым юридическим лицом не погашена.
В отзывах на кассационную жалобу агентство и председатель ликвидационной комиссии учреждения указали на несогласие с ее доводами, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления от 30.03.2009 №№ 67466, 67467, 66468, от 28.03.2009 № 67469), однако своих представителей в судебное заседание не направили, налоговая инспекция и председатель ликвидационной комиссии учреждения заявили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
В соответствии с положениями части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, учреждение зарегистрировано администрацией г. Красноярска 26.02.1996 за номером 24, основной государственный регистрационный номер 1022402676152, основными видами деятельности являются организация временных рабочих мест, сезонной занятости молодежи и подростков (свидетельство о государственной регистрации серия 8-А № 17294). Учредителем учреждения является комитет по делам молодежи администрации Красноярского края.
Согласно пункту 7.2 Устава учреждения его ликвидация осуществляется по решению учредителя и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в установленном законом порядке.
Постановлением от 24.03.2006 № 18-4596П Законодательного Собрания Красноярского края согласована ликвидация учреждения.
Распоряжениями от 06.06.2006 № 424-рублей, от 28.06.2006 № 527-р Совета администрации Красноярского края принято решение о ликвидации учреждения и создана ликвидационная комиссия.
В журнале «Вестник государственной регистрации» от 19.07.2006 № 28 (79) опубликовано сообщение о ликвидации государственного учреждения «Краевое агентство сезонной занятости и информационного обеспечения молодежи», в котором кредиторам предложено в течение двух месяцев с момента публикации предъявить свои требования к должнику.
Распоряжением от 08.08.2007 № 890-р Совета администрации Красноярского края утвержден промежуточный ликвидационный баланс учреждения, согласно которому размер кредиторской задолженности составляет 9 213 659 рублей 87 копеек.
Распоряжением от 31.01.2008 № 109-р Совета администрации Красноярского края утвержден ликвидационный баланс, согласно которому размер кредиторской задолженности составил 7 605 671 рубль 20 копеек, в том числе задолженность по платежам в бюджет – 7 539 546 рублей 77 копеек.
02.06.2008 председатель ликвидационной комиссии обратился в налоговую инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией по форме № Р16001.
Регистрирующим органом принято решение от 07.06.2008 № Р11677А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов.
Не согласившись с указанным решением, агентство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного акта регистрирующего органа незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что представление необходимых для государственной регистрации в связи с ликвидацией документов подтверждено материалами дела, а наличие задолженности перед бюджетом не препятствует добровольной ликвидации учреждения. Кроме того суды указали, что налоговой инспекцией не утрачена возможность взыскания задолженности учреждения по платежам в бюджет с собственника имущества.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда правильными.
Порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией регламентирован главой 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Согласно статье 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
Указанные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Перечень оснований отказа в государственной регистрации установлен пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и является исчерпывающим. В соответствии с названным пунктом отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 названного Закона.
Материалами дела подтверждается и налоговой инспекцией не оспаривается, что на государственную регистрацию были представлены следующие документы: заявление о государственной ликвидации юридического лица в связи с ликвидацией по форме № Р16001; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; распоряжение от 31.01.2008 № 109-р об утверждении ликвидационного баланса; справка Управления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.05.2008 № ВС-3739/10-08 о наличии задолженности перед бюджетом.
В связи с чем судами обоснованно признан неправомерным отказ налоговой инспекции в государственной регистрации ввиду непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
Довод регистрирующего органа о недостоверности сведений, содержащихся в представленном заявлении, в связи с наличием задолженности по платежам в бюджет и незавершенностью расчетов с кредиторами судебными инстанциями обоснованно отклонен как противоречащий материалам дела.
В материалы дела представлены требования, решения и постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска, которые учтены ликвидационной комиссией и отражены в качестве неисполненных обязательств учреждения перед бюджетом. Наличие задолженности учреждения перед бюджетом отражено в промежуточном ликвидационном балансе и ликвидационном балансе, из содержания которых следует, что денежных средств для погашения кредиторской задолженности у учреждения недостаточно.
Согласно пункту 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние (то есть кредиторы) вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия.
Пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации», при рассмотрении требований о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого учреждения судам необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения. Пунктами 1, 2, 6 статьи 63 и пунктом 5 статьи 64 Кодекса определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения.
При таких обстоятельствах недостоверности отражения учреждением сведений в документах, представленных на государственную регистрацию, судебными инстанциями не установлено. Кроме того, обоснованно отмечено, что налоговой инспекцией не утрачена возможность взыскания оставшейся суммы задолженности с собственника имущества в соответствии с положениями статей 63, 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что нарушения процедуры добровольной ликвидации учреждения отсутствуют, и материалами дела подтверждается, что задолженность по платежам в бюджет не погашена в связи с недостаточностью денежных средств, суды обоснованно указали на отсутствие у налоговой инспекции на момент принятия оспариваемого решения причин для отказа в государственной регистрации.
Кроме того, как отмечено судом апелляционной инстанции, 25.11.2008 регистрирующим органом внесена в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации государственного учреждения «Краевое агентство сезонной занятости и информационного обеспечения молодежи», что подтверждается свидетельством серии 24 № 005255271, выпиской от 25.11.2008 № 11677А из Единого государственного реестра юридических лиц. Учреждение снято с учета в Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Налоговая инспекция в нарушение названных норм права не обосновала законность вынесения оспариваемого ненормативного акта.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, для изменения или отмены судебных актов, принятых на основании всестороннего и полного исследования представленных в материалы дела доказательств и при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 7 ноября 2008 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 11 февраля 2009 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-10309/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.Н. Парская
Судьи
А.И. Скубаев
Н.М. Юдина