НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.08.2008 № А19-3663/08-11-Ф02-4072/200

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

 А19-3663/08-11-Ф02-4072/2008

20 августа 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Парской Н.Н.,

судей: Брюхановой Т.А., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» Богданова А.М. (доверенность №01 от 01.01.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г.Братска Иркутской области на решение от 28 апреля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу
 № А19-3663/08-11 (суд первой инстанции – Филатов Д.А.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис»» (далее – общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения от 30.10.2007 № 07-01/19707 «О привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г.Иркутска (далее – налоговая инспекция).

Решением от 28 апреля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования общества удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.

Заявитель кассационной жалобы считает, что поскольку общество представило в инспекцию налоговую декларацию в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, полученная декларация на бумажном носителе, отправленная обществом по почте, обоснованно была не принята по причине наличия налоговой декларации принятой в электронном виде.

Отзыв на кассационную жалобу налоговой инспекции обществом не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Налоговая инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.

Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов жалобы.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя налогоплательщика и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области и следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2007 года.

По результатам камеральной налоговой проверки налоговой инспекцией принято решение от 30.10.2007 № 07-01/19707 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок в виде штрафа в сумме 144 810 рублей 10 копеек.

По апелляционной жалобе общества в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области вышестоящий налоговый орган решение налоговой инспекции от 30.10.2007 № 07-1/19707 оставил без изменения.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного правового акта налоговой инспекции недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обществом не нарушен срок представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2007 года.

Выводы суда соответствуют закону и фактическим обстоятельствам по делу.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации общество являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Следовательно, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за май 2007 года должны быть представлена не позднее 20.06.2007.

Согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

В силу пункта 3 названной статьи налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 250 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

При этом пунктом 4 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, предусмотрено, что представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Согласно пункту 4 статьи 80 Кодекса налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату).

Из материалов дела следует, что обществом 20 июня 2007 года в адрес инспекции ценным письмом была направлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за май 2007 года, что подтверждается описью вложения от 20.06.2007 и квитанцией об отправке почтового отправления № 13032 от 20.06.2007.

Поскольку 20.06.2007 до 23 часов 00 минут в связи с проведением профилактических работ телекоммуникационный канал был закрыт, что подтверждается уведомлением фирмы ООО «Сайфтэк» от 11.07.2007, общество 21.06.2007 года в 15 часов 55 минут 12 секунд представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за май 2007 года по телекоммуникационным каналам связи, что подтверждается протоколом входного контроля.

Уведомлением от 26.06.2007 № 02-18.3 (в котором по техническим причинам указана дата получения декларации в электронном виде 20.06.2007) налоговая инспекция отказала в принятии налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2007 года, направленной по почте 20.06.2007, поскольку эта же декларация была направлена в электронном виде.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции налоговому органу было предложено представить налоговую декларацию, полученную от налогоплательщика по почте. Представить налоговую декларацию налоговый орган не смог в связи с ее утерей.

Суд первой инстанции, проверив представленную обществом налоговую декларацию, установил, что представленная декларация была направлена по почте 20.06.2007 и соответствует установленной форме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 года № 71, расширение сферы действия норм Налогового кодекса Российской Федерации о налоговой ответственности недопустимо.

Поскольку статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации ответственность за представление декларации по неустановленной форме не предусмотрена, арбитражный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности.

С учетом изложенного, Арбитражный суд Иркутской области всесторонне и полно исследовал имеющиеся в деле доказательства, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, поэтому у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств и отмены вынесенного по делу судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 28 апреля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу №А19-3663/08-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Н.Н.Парская

Судьи

Т.А.Брюханова

Л.Ю. Пущина