НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 19.12.2006 № А69-2975/05

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

тел.564-404,564-454, тел. (факс) 20-96-75, 564-461

e-mail: sibiria@arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г.Иркутск

А69-2975/05-6– Ф02-7227/2006 -C1

             Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

            Председательствующего Кадниковой Л.А.,

            судей:   Шелёминой М.М., Гуменюк Т.А.,

            представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

            рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу   муниципального унитарного многоотраслевого производственного предприятия коммунального хозяйства города Турана на решение  от  25 сентября 2006 года Арбитражного суда Республики Тыва  по делу  № А69-2975/05-6 (суд первой инстанции – Павлов А.Г.),

            установил:

            Муниципальное  унитарное  многоотраслевое производственное  предприятие  коммунального  хозяйства города Турана обратилось в Арбитражный суд  Руспублики Тыва  с заявлением о признании   недействительными  распоряжений  Главы  Администрации  Пий –Хемского  кожууна  от 13.08.2004 № 211/1 и  от 31.03.2005            № 55/1 и возврате изъятого имущества.    

            Решением  от 24 ноября 2005 года производство по делу прекращено.

            Постановлением  апелляционной инстанции от 31 марта 2006 года решение  изменено, принят  новый судебный акт об отказе в удовлетворении  заявленных требований.

Постановлением кассационной инстанции от 23 июня 2006 года  судебный акт  отменен.  Дело передано на  новое рассмотрение  в первую инстанцию.

Решением суда первой инстанции от 25 сентября 2006 года в  удовлетворении  заявленных требований  отказано.  В апелляционной инстанции   законность и обоснованность  решения  не  проверялись.

В кассационной жалобе  конкурсный  управляющий  МУМППКХ  г. Турана  ставит вопрос  о  проверке  законности решения суда  первой инстанции  по основаниям неправильного применения ст.ст. 235,295,299 ГК РФ, ст.  30 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В судебном заседании на основании  ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв                 до 11 час. 30 мин. 17.01.2007.

             Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления  № 90991,92,94  от 21.12.2006), однако  в заседание не явились, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие. 

Дело рассматривается  в порядке  главы  35 АПК РФ.

Проверив  правильность   применения  норм материального  права и  норм  процессуального права по делу, и  исходя  из  доводов кассационной жалобы, Федеральный  арбитражный суд  Восточно-Сибирского округа пришел к  следующим  выводам по делу.

  Как установлено  материалами  дела, распоряжением  Главы Пий-Хемского  кожууна  от 13 августа  2004 года № 211/1 с баланса  предприятия на баланс  Администрации г. Турана переданы основные средства  по акту  приема-передачи от  13 августа 2004 года.

              По распоряжению  Главы  Пий –Хемского кожууна  от 31 августа 2005 года

№ 55/1 с баланса  МППКХ г. Турана на баланс  Администрации  г. Турана  переданы основные средства  по  акту приема- передачи  от 31.03.2005.

              Временный управляющий  МУМППКХ г. Турана  Ситкина Л.А.  обратилась в

Арбитражный суд  с заявлением  о  признании  названных  распоряжений  недействительными  и возврате  имущества предприятию.

              Выполняя  указания суда кассационной инстанции, изложенные  в постановлении  от 23.06.2006, суд  проверил  соблюдение срока  подачи заявления, установленного частью 4 ст. 198 АПК РФ.

              Суд пришел к выводу  о том, что названный срок  не пропущен и  рассмотрел  возникший спор по существу заявленных требований.

               Отказывая Ситкиной Л.А., ныне  конкурсному управляющему  предприятия, Арбитражный суд  исходил из того, что  имел место отказ директора  предприятия  от имущества, находившегося у предприятия на праве хозяйственного ведения.  Суд также посчитал, что  заявителем не доказан факт нахождения  имущества у предприятия на праве хозяйственного ведения, и следовательно, нарушение  оспариваемыми  распоряжениями законных  прав  предприятия.

 Суд не усмотрел  наличия  оснований, о которых  заявлял временный управляющий, а именно,  изъятие имущества  в преддверии банкротства  предприятия.

              Выводы суда по  делу не основаны на установленных обстоятельствах                      и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при неправильном  применении норм права.

               Как усматривается  из заявления временного управляющего,  она просила арбитражный суд  проверить распоряжения  на соответствие их  ст.ст. 113, 114, 301-306 Гражданского кодекса  Российской Федерации, а также  Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

               Суд установил, что  основанием для изъятия  имущества из хозяйственного ведения  предприятия послужило обращение  директора  предприятия  к собственнику имущества об отказе от основных средств.

                Между тем,  спорные распоряжения  изданы  в связи с тем, что предприятие неэффективно  использует имущество, переданное ему на праве  хозяйственного ведения, что усматривается из преамбулы распоряжений.

                Суд указанные причины,  послужившие  основанием для  принятия распоряжений, не проверял.

                 В деле  (л.д. 78, том 1)  имеется ходатайство  директора  муниципального предприятия от 20.01.2004, в котором  руководитель  просит  о передаче основных средств  на баланс администрации в связи с невозможностью уплаты имущественного налога.

                 Названные доказательства оценки суда  не получили.

                 Кроме того, судом не  было установлено следующее.

                 В соответствии со статьей 294 Гражданского  кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное  унитарное предприятие, которому  имущество принадлежит  на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется  и распоряжается  этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

                  В силу  статьи  295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы  создания предприятия, определения  предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием  по назначению  и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

                   Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему  на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной (складочный) капитал  хозяйственных обществ и товариществ или иным  способом  распоряжаться  этим имуществом  без согласия собственника (часть 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации,

пункт 2 статьи  18 Федерального закона от 14.11.2002  № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных   унитарных  предприятиях»)

                      Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161 –ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусмотрено, что движимым и недвижимым  имуществом государственное или  муниципальное  предприятие распоряжается только  в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

                      Арбитражным судом не устанавливалось  соблюдение требований, вытекающих  из указанных норм.

                      С учетом изложенного суд  кассационной  инстанции приходит к выводу  о том, что суду следовало  выяснить вопрос о правомерности распоряжения имуществом предприятия при изложенных обстоятельствах. С этой целью необходимо  было установить,  предназначено ли  изъятое  имущество для осуществления  уставной деятельности данного предприятия и не лишило ли  его изъятие  МУППКХ г. Турана возможности  осуществлять  деятельность, цели,  предмет и виды которой  определены Уставом. Содержащийся  в решении суда  вывод  о том,  что изъятие имущества  не могло привести к  банкротству предприятия, не мотивирован.

                       При таких условиях решение  арбитражного суда Республики Тыва   от  25 сентября  2006 года  подлежит отмене  с  передачей дела   на новое рассмотрение в первую инстанцию  того же суда.

                       Руководствуясь статьями  274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа            

ПОСТАНОВИЛ:

            Решение от 25 сентября 2006 года  Арбитражного суда  Республики Тыва по делу № А69-2975/05-6 отменить. Передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Л.А. Кадникова                                    

Т.А. Гуменюк

М.М. Шелёмина