НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 19.06.2008 № А74-2640/2007-ФО2-2642/2008

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г.Иркутск

№А74-2640/2007-ФО2-2642/2008

19 июня 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Воробьевой Н.М.,

судей: Мироновой И.П., Рюмкиной М.Д.,

при участии в судебном заседании представителя муниципального унитарного предприятия «Стомотолог» - ФИО1 (доверенность от 10.10.2007),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства труда и социального развития Республики Хакасия на решение от 14 февраля 2008 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу №А74-2640/2007 (суд первой инстанции: Тропина С.М.),

установил:

Муниципальное предприятие г.Абакана «Стоматолог» (далее – МП «Стоматолог») обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к управлению социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан о взыскании 1 287 184 рубля 40 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением услуг по зубопротезированию льготным категориям граждан.

В соответствии со статьёй 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, Министерство финансов и экономики Республики Хакасия.

Определением арбитражного суда от 10 декабря 2007 года Министерство труда и социального развития Республики Хакасия привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика.

Определением арбитражного суда от 26 декабря 2007 года принят отказ истца от требований к управлению социальной поддержки населения муниципального образования города Абакан, которое привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 февраля 2008 года исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Министерства труда и социального развития Республики Хакасия за счёт казны Республики Хакасия в пользу МП «Стоматолог» 1 287 184 рубля 40 копеек убытков.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения суда первой инстанции не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство труда и социального развития Республики Хакасия обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.

Как полагает заявитель кассационной жалобы, Министерство труда и социального развития Республики Хакасия является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку заказчиком услуг по зубопротезированию является управление социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан, которому были доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 54 000 000 рублей.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Присутствующий в судебном заседании представитель МУП «Стомотолог» возразил против доводов кассационной жалобы, считая их необоснованными.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями, содержащимися в главе 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Хакасия норм материального и норм процессуального права при принятии обжалуемого решения, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рамках реализации Закона Республики Хакасия «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия» между МП «Стоматолог» и управлением социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан, Городским управлением здравоохранения подписан договор №61-В от 20.02.2006 «О совместной деятельности по реализации Закона Республики Хакасия «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия».

В соответствии с условиями настоящего договора МП «Стоматолог» осуществляет предоставление льгот категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Хакасия «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия».

Управление социальной поддержки населения муниципального образования г.Абакан направило МП «Стоматолог» денежные средства, перечисленные из Министерства труда и социального развития Республики Хакасия.

Городское управление здравоохранения осуществляет контроль за качеством и медицинскими показаниями выполненных работ в рамках настоящего договора.

Согласно пункту 5.1 указанного договора распорядителем бюджетных средств, направляемых на реализацию Закона Республики Хакасия «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия», является Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.

Годовой лимит для МП «Стоматолог» составляет 5 000 000 рублей.

МП «Стоматолог» выполнены работы по льготному зубопротезированию льготников, предусмотренные законом Республики Хакасия «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия», на сумму 4 375 270 рублей 70 копеек. Управлением социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан осуществлено финансирование оказанных услуг в сумме 3 088 086 рублей 30 копеек. В возмещении оставшейся суммы было отказано в связи с отсутствием финансирования.

Поскольку услуги по зубопротезированию льготной категории граждан фактически были оказаны, но не оплачены в полном объеме, у МП «Стоматолог» образовались убытки, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязательства по предоставлению льгот по зубопротезированию являются расходными обязательствами Республики Хакасия и подлежат взысканию с главного распорядителя бюджетных средств - Министерства труда и социального развития Республики Хакасия за счёт казны Республики Хакасия.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не может согласиться с выводами Арбитражного суда Республики Хакасия, исходя из следующего.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» постановил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Ответчиком по такого рода искам должно выступать публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В соответствии со статьёй 4 Закона Республики Хакасия «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия» меры социальной поддержки, устанавливаемые настоящим законом и иными нормативными актами Республики Хакасия, являются расходными обязательствами Республики Хакасия.

Выводы арбитражного суда о взыскании суммы задолженности за счёт средств казны Республики Хакасия являются обоснованными.

Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.

Арбитражный суд Республики Хакасия, удовлетворяя исковые требования за счёт казны Республики Хакасия, в нарушение требований статьей 15, 47, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привлек к участию в деле Республику Хакасия, к расходным обязательствам которой отнесено финансирование закона Республики Хакасия «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия».

Кроме того, не установлено, кто в силу положений статей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации является главным распорядителем финансовых средств Республики Хакасия.

При таких обстоятельствах решение от 14 февраля 2008 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу №А74-2640/2007 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует привлечь к участию в деле Республику Хакасия в лице надлежащего финансового органа. С учётом заявленных требований включить в предмет судебного исследования вопросы финансирования Закона Республики Хакасия «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия», перечисления денежных средств для его реализации Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, управлению социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан в необходимых объемах.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 14 февраля 2008 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу №А74-2640/2007 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Хакасия.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Н.М. Воробьева

Судьи

И.П. Миронова

М.Д. Рюмкина