НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 19.06.2008 № А33-3340/2008-Ф02-2570/2008

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

№ А33-3340/2008-Ф02-2570/2008

19 июня 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Смоляк Л.И.,

судей: Пущиной Л.Ю., Шелёминой М.М.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю на решение от 04 апреля 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу №  А33-3340/2008 (суд первой инстанции – Шайхутдинов Е.М.),

установил:

Открытое акционерное общество «Красфарма» (далее – ОАО «Красфарма», общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю (далее – Управление, административный орган) о признании недействительным постановления от 04.03.2008 № 20-35/3-12 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 04 апреля 2008 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель кассационной жалобы, ссылаясь на нормы пунктов 4, 6 Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 858 (далее - Положение), которыми предусмотрено представление деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за IV квартал года не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, на бумажном носителе и в электронном виде, полагает правомерным привлечение общества к административной ответственности в связи с несвоевременным представлением ОАО «Красфарма» деклараций на бумажном носителе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.13 КоАП РФ.

В отзыве на кассационную жалобу общество ссылается на то, что непредставление обществом деклараций на бумажном носителе, при условии их своевременного представления в электронном виде, не образует состав вменяемого административного правонарушения, несвоевременное представление деклараций на бумажном носителе не причинило вреда государственным интересам, не нанесло материального ущерба бюджету и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

В судебном заседании был объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 16 июня до 19 июня 2008 года до 11 часов 00 минут. После перерыва представители сторон в судебном заседании участия не принимали.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.

Как следует из материалов дела, 12.02.2008 административным органом проведена проверка соблюдения обществом требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении № 20-35/3-6ДЮ от 12.02.2008, в котором зафиксирован факт несвоевременного представления обществом в налоговый орган на бумажном носителе «Декларации об объёмах использования этилового спирта» и «Декларации об объёмах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (приложения № 2, № 7 к Положению).

Постановлением от 04.03.2008 № 20-35/3-12 ОАО «Красфарма» привлечено к административной ответственности на основании статьи 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Красноярского края исходил из недоказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения. Суд пришёл к выводу, что действия общества по несвоевременной подаче деклараций на бумажном носителе, при условии их своевременной подачи в электронном виде, не содержат признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, в связи с чем основания для привлечения общества к административной ответственности отсутствуют.

Статьей 15.13 КоАП РФ установлена ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального Закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 858 утверждено Положение, пунктом 4 которого предусмотрено, что декларации представляются в территориальные налоговые органы ежеквартально (за отчетный квартал) не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

В силу пункта 3 Положения организации, использующие этиловый спирт, в том числе денатурированный, для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на технические или иные цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению № 2.

Организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также закупку этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупающие этиловый спирт на цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению № 7.

В соответствии с пунктом 6 Положения декларации представляются на бумажном носителе и в электронном виде в утвержденном Федеральной налоговой службой формате.

Как следует из материалов дела, «Декларация об объёмах использования этилового спирта» и «Декларация об объёмах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» за IV квартал 2007 года представлены обществом в электронном виде 14.01.2008 своевременно, в соответствии с требованиями, установленными пунктом 4 Положения, а на бумажном носителе - 29.01.2008, то есть с нарушением установленного срока.

Учитывая, что административная ответственность, предусмотренная статьей 15.13 КоАП РФ, установлена за непредставление декларации в установленный срок, а в соответствии с Положением декларации представляются как на бумажном носителе, так и в электронном виде, срок представления которых является одинаковым, суд кассационной инстанции считает неправомерным вывод суда об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.

Вместе с тем суд кассационной инстанции считает, что необоснованный вывод суда не привел к принятию неправильного решения, в силу следующего.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая, что декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за IV квартал 2007 года представлены обществом в электронном виде в утверждённом Федеральной налоговой службой формате своевременно, содержащиеся в них сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, соответствуют сведениям, указанным в декларациях, представленных на бумажном носителе, что свидетельствует об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, исходя из принципов соразмерности и справедливости наказания, суд кассационной инстанции считает возможным освободить общество от административной ответственности в виде штрафа и в силу малозначительности совершенного правонарушения ограничиться устным замечанием.

На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 04 апреля 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу №  А33-3340/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.И. Смоляк

Судьи

Л.Ю. Пущина

М.М. Шелёмина