ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
Дело № А33-5153/2008 – Ф02-4595/2008
18 сентября 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Парской Н.Н.,
судей: Скубаева А.И., Юдиной Н.М.,
представители сторон участие в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска на решение от 26 июня 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-5153/2008 (суд первой инстанции – Лапина М.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Стройком-Плюс» (далее – общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (далее – налоговая инспекция), выразившихся в отказе произвести зачет (возврат) ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и об обязании налоговой инспекции произвести зачет ошибочно (излишне) уплаченных страховых взносов по платежным поручениям от 30.01.2008 № 00031, от 15.02.2008 № 0043, от 03.03.2008 № 00071, от 03.03.2008 № 00074 в сумме 990 000 рублей с КБК 18210202030061000160 на КБК 18210202010061000160.
Решением от 26 июня 2008 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности в связи с нарушением судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации обладает полномочиями по управлению средствами Пенсионного фонда, то Приказ Минфина от 16.12.2004 № 116н не подлежит применению в данном деле, а у налоговой инспекции отсутствуют полномочия по возврату излишне уплаченных страховых взносов.
Обществом отзыв на кассационную жалобу налоговой инспекции не представлен.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления от 27.08.2008 № 69583, от 28.08.2008 № 69584), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, обществом за январь - март 2008 года платежными поручениями от 30.01.2008 № 31, от 15.02.2008 № 43, от 03.03.2008 № 71, от 03.03.2008 № 74 перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии в общей сумме 990 000 рублей.
Однако при заполнении указанных платежных поручений обществом был ошибочно указан код бюджетной классификации, вместо КБК 18210202010061000160 указан КБК 18210202030061000160, в результате чего денежные средства зачислены как страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии.
19.03.2008 общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением об отнесении платежей в общей сумме 990 000 рублей на КБК 18210202010061000160.
Налоговая инспекция письмом от 31.03.2008 № 09-40/03805 отказала обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на отсутствие возможности уточнения платежей.
02.04.2008 общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением № 290 о зачете (возврате) излишне уплаченных страховых взносов по платежным поручениям от 30.01.2008 № 31, от 15.02.2008 № 43, от 03.03.2008 № 71, от 03.03.2008 № 74 на общую сумму 990 000 рублей.
Письмом от 08.04.2008 № 6429 налоговая инспекция отказала обществу в удовлетворении заявления, в обоснование чего указала, что произвести зачет (возврат) в указанной сумме не представляется возможным до внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», касающихся зачетов (возвратов) излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов, а также определения органа, который должен производить зачет (возврат).
Полагая названные действия налоговой инспекции нарушающими его права и законные интересы, общество обратилось с арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что налоговая инспекция в нарушение закона не выполнила возложенную на нее обязанность по проведению возврата излишне уплаченной предпринимателем суммы страховых взносов, предусмотренную статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает данный вывод суда правильным.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 названного Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии с приложением № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 № 174-ФЗ) «О бюджетной классификации Российской Федерации» главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Приказом Минфина России от 16.12.2004 № 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляются органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).
Таким образом, довод налоговой инспекции о том, что у налоговой инспекции отсутствуют полномочия для принятия решения о проведении возврата (зачета) плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обоснованно отклонен судом.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В нарушение указанных норм права налоговой инспекцией не представлены доказательства, опровергающие выводы суда о незаконности действий по отказу в возврате (зачете) обществу излишне уплаченных страховых взносов.
Налоговой инспекцией не указаны в жалобе конкретные нормы материального и процессуального права, которые суд нарушил при принятии решения по делу.
При таких обстоятельствах решение суда, принятое на основании всестороннего и полного исследования представленных в материалы дела доказательств и при правильном применении норм материального и процессуального права, изменению или отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26 июня 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-5153/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.Н. Парская
Судьи
А.И. Скубаев
Н.М. Юдина