ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№А19-7859/08-55-Ф02-6505/2008
18 февраля 2009 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Кадниковой Л.А.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелёминой М.М.,
с участием представителей: администрации Иркутского района – Халтаевой М.П. (доверенность от 12.03.2008), Ивановой А.В. (доверенность от 23.04.2008 №1254), территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области – Ишигилова И.П. (доверенность от 04.08.2008 №ЛЛ-11/5260),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области на решение от 25 августа 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-7859/08-55 (суд первой инстанции – Антонова С.Н.),
установил:
Дачное некоммерческое товарищество (ДНТ) «Бодрость» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к администрации Иркутского района о признании недействительным постановления мэра Иркутского района от 31.03.2008 № 1353 «О предоставлении садоводческому некоммерческому товариществу «Жаворонки» земельного участка в срочное пользование для расширения садоводства, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 19 км. Байкальского тракта».
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области (Управление), садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) «Жаворонки».
Решением от 25 августа 2008 года Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда от 25 августа 2008 года не проверялись.
В кассационной жалобе территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области просит проверить в части законность принятого по делу судебного акта и исключить из мотивировочной части решения от 25 августа 2008 года следующие выводы:
«участок лесного фонда в составе кварталов 127 и 131 Ангарского лесничества Ангарского лесхоза площадью 24 га распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.07 №1017-р переведен из состава земель лесного фонда в состав земель сельскохозяйственного назначения, указанный земельный участок с 30.07.07 является участком, государственная собственность на который не разграничена, распоряжение которым согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» осуществляет администрация Иркутского района. При названных обстоятельствах, ссылка заявителя на отсутствие у ответчика полномочий по распоряжению указанным земельным участком, не может быть принята во внимание»;
«постановление мэра Иркутского района принято в соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», предусматривающего безвозмездность (бесплатность) предоставления земельных участков садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, названное постановление не противоречит статье 24 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем ссылка заявителя на неправомерность предоставления СНТ «Жаворонки» земельного участка в безвозмездное срочное пользование не может быть принята во внимание.».
Заявитель сослался на неправильное применение статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 19, пункта 10 статьи 3, пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 (в ред. от 01.12.2007) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ, статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 №22-ФЗ, пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Администрация Иркутского района считает судебный акт законным. Обоснование приведено в отзыве и дополнительном отзыве на кассационную жалобу. Представители Администрации Иркутского района в судебном заседании поддержали данную позицию.
В отзыве ДНТ «Бодрость», поддержав доводы кассационной жалобы, просит отменить судебный акт, передать дело на новое рассмотрение.
В возражениях на отзыв территориальное управление Федерального агентство по управлению государственным имуществом по Иркутской области опровергает доводы Администрации Иркутского района и просит удовлетворить кассационную жалобу. Представитель территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе и в возражениях на отзыв.
В судебном заседании 14.01.2009 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 12 часов 00 минут 15.01.2009 в связи с тем, что на 14 января 2008 года СНТ «Жаворонки» не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела.
Извещённая 15.01.2009 телефонограммой о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы председатель правления товарищества сообщила о том, что извещение получено поздно, присутствовать на судебном заседании 15.01.2009 не может и заявила ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Определением от 15 января 2009 года рассмотрение кассационной жалобы было отложено до 10 часов 30 минут 18 февраля 2009 года.
ДНТ «Бодрость» и СНТ «Жаворонки» о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзывов относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как усматривается из материалов дела, постановлением мэра Иркутского района Иркутской области от 31.03.2008 №1353 для расширения садоводства, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 19 км Байкальского тракта, СНТ «Жаворонки» предоставлен земельный участок общей площадью 24 га из земель сельскохозяйственного назначения в срочное пользование сроком на 1 год.
Полагая, что постановление от 13.03.2008 №1353 нарушает действующее законодательство а также права и законные интересы ДНТ «Бодрость», лишив его возможности реализовать свое право на получение земельного участка, товарищество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Спорный участок распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.07 №1017-р был переведен из состава земель лесного фонда в состав земель сельскохозяйственного назначения и данное обстоятельство является основанием для признания его участком, государственная собственность на который не разграничена. В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставляющего право органам местного самоуправления муниципальных районов распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, администрация Иркутского района, по мнению суда, обладала полномочиями по распоряжению такими земельными участками.
В кассационной жалобе заявитель указывал, что при постановке данного вывода судом не были учтены положения Лесных кодексов Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ и от 29.01.1997 №22-ФЗ. Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат учету в связи со следующим.
В соответствии с пунктами "к" и "в" статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство и вопросы владения, пользования и распоряжения лесами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статей 3 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство применяется в совокупности с нормами иных отраслей, в том числе - лесного. Лесное законодательство регулирует лесные отношения, то есть распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью.
Статьей 17 (пункт 1) Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к федеральной собственности относятся, в числе прочих, предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно нормам Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 №4613-1, Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 №22-ФЗ (статьи 7 и 10), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, и Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ земли лесного фонда отнесены к федеральному уровню собственности. В лесной фонд подлежали включению все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).
Допускается передача части лесного фонда на основании федерального закона в собственность субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 Лесного кодекса от 29.01.1997 №22-ФЗ (статья 81 Лесного кодекса от 04.12.2006 №200-ФЗ) перевод лесных земель в нелесные земли, изменение границ леса в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в лесах первой группы и (или) изъятие земель лесного фонда и перевод их в земли иной категории отнесены к полномочиям Российской Федерации.
Порядок перевода лесов одной группы в другую, изъятия лесных земель, изменения состава лесного фонда определены Земельным и Лесным кодексами, Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2004 №455 «Об утверждении положения о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом" (период действия с 01.01.2005 до 31.03.2008).
Изъятие земель лесного фонда и изменение лесных земель на нелесные в лесах первой группы осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с Федеральной службой лесного хозяйства России.
Обязательность публичной процедуры перевода земель из одной категории в другую подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в Постановлении от 9 января 1998 года №1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Из материалов дела видно, что по ходатайству администрации Иркутского района о переводе спорного земельного участка из состава земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 30.07.07 №1017-р. Согласно приложению к данному распоряжению участок лесного фонда в составе кварталов 127 и 131 Ангарского лесничества Ангарского лесхоза площадью 24 га, границы которого определены кадастровым планом земельного участка, переведен из состава земель лесного фонда в состав земель сельскохозяйственного назначения для расширения территории садоводческого некоммерческого товарищества «Жаворонки».
Факт обращения с ходатайством о переводе спорного участка из состава земель лесного фонда в состав земель сельскохозяйственного назначения подтверждает то, что данный земельный участок находился в собственности Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Доказательств завершения процедуры перевода земельного участка в материалы дела не представлено. При таких условиях у суда не имелось оснований считать процедуру законченной, а земли отнесенными к землям сельскохозяйственного назначения.
В деле имеется выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.10.2003 №29/2003-15 (л.д.12.т 2), в соответствии с которой собственником участка лесного фонда за кадастровым номером 38:06:000000:00:01 площадью 112448 00га является Российская Федерация. Довод администрации Иркутского района о том, что в данном случае было зарегистрировано право на объект недвижимости -лесной фонд, а не земли лесного фонда, не может быть принят во внимание в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.10.2003 №29/2003-15 свидетельствует о праве собственности Российской Федерации на участок лесного фонда. Приведенные выше положения вводного закона это право признают как право собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда. Лесным участком в соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ является земельный участок. Таким образом, названная выписка подтверждает право собственности Российской Федерации на соответствующий земельный участок, которым необоснованно распорядился орган местного самоуправления.
Следовательно, включение вывода о том, что «участок лесного фонда в составе кварталов 127 и 131 Ангарского лесничества Ангарского лесхоза площадью 24 га распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.07 №1017-р переведен из состава земель лесного фонда в состав земель сельскохозяйственного назначения, указанный земельный участок с 30.07.07 является участком, государственная собственность на который не разграничена, распоряжение которым согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» осуществляет администрация Иркутского района. При названных обстоятельствах, ссылка заявителя на отсутствие у ответчика полномочий по распоряжению указанным земельным участком, не может быть принята во внимание.» не соответствует приведенному выше действующему законодательству и подлежит исключению из мотивировочной части решения от 25 августа 2008 года.
Основанием к отказу в удовлетворении требования об оспаривании постановления от 31.03.2008 № 1353 также послужило и то, что, по мнению Арбитражного суда Иркутской области, администрацией Иркутского района соблюден порядок предоставления земельного участка садоводческому товариществу. Так, сославшись на пункт 4 статьи 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» суд пришел к выводу о правомерности предоставления СНТ «Жаворонки» земельного участка в безвозмездное срочное пользование.
В кассационной жалобе заявитель просил исключить из мотивировочной части решения вывод суда о законности предоставления земельного участка на безвозмездной основе, ссылаясь на статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующую вопрос предоставления в безвозмездное срочное пользование земельных участков.
Вместе с тем, данный конкретный вывод суда основан на неправильном выводе о наличии полномочий у администрации Иркутского района по распоряжению спорным участком. В связи с этим подлежит исключению из мотивировочной части решения от 25 августа 2008 года вывод следующего содержания:
«постановление мэра Иркутского района принято в соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», предусматривающего безвозмездность (бесплатность) предоставления земельных участков садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, названное постановление не противоречит статье 24 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, ссылка заявителя на неправомерность предоставления СНТ «Жаворонки» земельного участка в безвозмездное срочное пользование не может быть принята во внимание.».
Основанием к его исключению суд кассационной инстанции признал отсутствие у администрации Иркутского района права распоряжаться этим земельным участком, в связи с чем вопрос о соблюдении порядка его предоставления (срочность, безвозмездность) является вторичным и не влияющим на основной вывод суда по делу.
Учитывая изложенное, выводы суда о наличии у администрации Иркутского района полномочий по распоряжению земельным участком и правомерности предоставления СНТ «Жаворонки» земельного участка в безвозмездное срочное пользование постановлены без учета положений вышеприведенного действующего законодательства, в связи с чем их включение в мотивировочную часть решения от 25 августа 2008 года не соответствует требованиям статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 25 августа 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу №А19-7859/08-55 изменить.
Исключить из мотивировочной части решения от 25 августа 2008 года следующее:
«Учитывая, что участок лесного фонда в составе кварталов 127 и 131 Ангарского лесничества Ангарского лесхоза площадью 24 га распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.07 №1017-р переведен из состава земель лесного фонда в состав земель сельскохозяйственного назначения, указанный земельный участок с 30.07.07 является участком, государственная собственность на который не разграничена, распоряжение которым согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» осуществляет администрация Иркутского района. При названных обстоятельствах, ссылка заявителя на отсутствие у ответчика полномочий по распоряжению указанным земельным участком, не может быть принята во внимание»;
«Учитывая, что постановление мэра Иркутского района принято в соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», предусматривающего безвозмездность (бесплатность) предоставления земельных участков садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, названное постановление не противоречит статье 24 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем ссылка заявителя на неправомерность предоставления СНТ «Жаворонки» земельного участка в безвозмездное срочное пользование не может быть принята во внимание.».
В остальной части решение от 25 августа 2008 года оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Судьи
Л.А. Кадникова
Л.Ю. Пущина
М.М. Шелёмина