НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 17.08.2007 № А19-25300/06

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

 Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: sibiria@arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

А19-25300/06-43- Ф02-5320/2007

            Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

            председательствующего судьи  Первушиной М.А.,

            судей: Борисова Г.Н., Скубаева А.И.,

            при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу          ФИО1 (доверенность № 04-13/167 от 15.01.2007), ФИО2 (доверенность № 04-13/1 от 11.07.2007), представителей закрытого акционерного общества «Трир» ФИО3 (доверенность № 40 от 12.07.2007), ФИО4 (доверенность № 41 от 14.08.2007),

            рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть - Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение  от 14 февраля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от    7 мая 2007 года  по делу № А19-25300/06 -43 (суд первой инстанции – Седых Н.Д., суд апелляционной инстанции: Григорьева И.Ю., Желтоухов Е.В., Лешукова Т.О.),

            установил:

            закрытое акционерное общество "Трир" (далее – общество) обратилось в   Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть - Ордынскому Бурятскому автономному округу(далее – налоговая инспекция) о признании незаконным решения от 25.08.2006 № 12-19.3/1.

            Решением  Арбитражного суда   Иркутской области   от 14 февраля 2007 года заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.

           Постановлением  Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 мая       2007 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

           Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно – Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального  права  и принять по делу новое решение.

           По мнению заявителя кассационной жалобы, так как налоговым периодом по акцизам является календарный месяц, следовательно, в  расчет налоговой базы за март 2006 года могут быть включены операции по оприходованию нефтепродуктов, совершенные только в указанном налоговом периоде, и соответственно, налоговый вычет по декларации за март 2006 года может быть применен только по операциям с подакцизными товарами, совершенным  в том же налоговом периоде. При применении освобождения от уплаты акциза, приходящегося на нефтепродукты, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта, необходимо учитывать, что объектом обложения акцизами на нефтепродукты является оприходование нефтепродуктов и соответственно освобождение от уплаты акциза предусмотрено только для операций по реализации в дальнейшем (после оприходования) данного объекта нефтепродуктов на экспорт за соответствующий налоговый период. Налогоплательщик получает в отчетном налоговом периоде право на освобождение от уплаты акциза, начисленного по операциям с подакцизными товарами, совершенным в этом же периоде, если поручительство банка или банковская гарантия, представлена в налоговый орган до наступления срока подачи налоговой декларации по акцизам, отражающей вышеуказанные операции. Вывод суда о том, что налоговое законодательство не содержит условия (для представления освобождения от уплаты акциза, которое отражается в налоговой декларации за определенный налоговый период), в виде необходимости вывоза нефтепродуктов за пределы территории Российской Федерации в тот же налоговый период, в котором нефтепродукты приобретены, противоречит положениям Налогового кодекса Российской Федерации. Вывод суда о том, что в состав спорных вычетов в размере 7876703 рубля обществом включен только объем нефтепродуктов, оприходованных в марте не подтвержден ни одним документом бухгалтерского учета налогоплательщика, так же отсутствует ссылка на какой-либо конкретный документ по отгрузке прямогонного бензина, в объем которого вошел спорный объем нефтепродукта.   

           В отзыве на кассационную жалобу общество считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность принятых судебных актов.

           Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            В судебном заседании 14 августа 2007 года, в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 11 часов 17 августа 2007 года.

           Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и  соблюдение норм процессуального права,  Федеральный арбитражный суд Восточно – Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности  доводов  кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

          Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленной обществом налоговой декларации по акцизам за нефтепродукты за март 2006 года и документов, подтверждающих обоснованность применения вычетов по акцизам.

          По результатам проверки налоговой инспекцией принято решение № 12-19.3/1 от 25.08.2006 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере               484 447 рублей. Данным решением обществу предложено уплатить указанные налоговые санкции, доначисленный акциз в сумме 2 501 606 рублей, пени в сумме 56 147 рублей.

           В качестве основания для принятия оспариваемого решения, налоговая инспекция указала на неправомерное включение обществом в состав налоговых вычетов  за март 2006 года сумм акцизов в размере 2 501 606 рублей, исчисленных заявителем за 942 тоны прямогонного бензина, оприходованного в феврале 2006 года и реализованного в таможенном режиме экспорта в марте 2006 года.

          Общество, не согласившись с принятым решением налоговой инспекции, обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании его недействительным.

          Арбитражный суд,  удовлетворяя требования общества, исходил из наличия законных оснований для освобождения общества от уплаты акциза, начисленного при оприходовании в марте 2006 года бензина и в дальнейшем реализованного на экспорт.

          В соответствии с подпунктом 10 пункта 1  статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации прямогонный бензин является подакцизным товаром.

          Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации операции по получению собственником сырья и материалов нефтепродуктов (в том числе прямогонного бензина) в качестве готовой продукции, произведенных из этого сырья и материалов на основании договора переработки, признаются объектом налогообложения (объектом обложения акцизами).   

 В силу  подпункта 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции, являющиеся объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 статьи 182 Кодекса, с нефтепродуктами, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта.

 На основании статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик освобождается от уплаты акциза, начисленного по операциям,  предусмотренным подпунктами 2 – 4 пункта 1 статьи 182 Кодекса, в части акциза, приходящегося на нефтепродукты, в дальнейшем помещенные под таможенный режим экспорта, реализованные за пределами территории Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящей статьей, при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 Кодекса или банковской гарантии.

Такое поручительство банка (банковская гарантия) должно (должна) предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случае непредставления в порядке и в сроки, которые установлены пунктом 7 статьи 198 настоящего Кодекса, налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных нефтепродуктов, и неуплаты им акциза и (или) пеней.

Арбитражным судом установлено, что по акту приема-передачи нефтепродуктов от 31.03.2006, составленному между ООО «Трансбункер-Ванино» («Исполнитель») и обществом («Заказчик»), в марте 2006 года, Исполнитель в своих резервуарах передал Заказчику, а Заказчик принял от Исполнителя нефтепродукты, в том числе прямогонный бензин в количестве 4 553, 149 тонн, начислен акциз на оприходованный прямогонный бензин в сумме 12 097 716 рублей 89 копеек.

Полученный (оприходованный) в марте 2006 года прямогонный бензин в количестве 4 553, 149 тонн в последующем реализован обществом на экспорт, в том числе: 2022, 991 тонны отгружены по грузовой таможенной декларации 10711020/310306/0001964 (пакет документов, предусмотренный статьей                      198 Налогового кодекса Российской Федерации представлен 24.05.2006), 2000 тонн отгружено по грузовой таможенной декларации 10711020/130406/0002324 (пакет документов, предусмотренный статьей 198 Налогового кодекса Российской Федерации представлен 23.06.2006), 530, 158 тонн отгружено по грузовой таможенной декларации 1071102/040506/0002920 (пакет документов, предусмотренный статьей 198 Налогового кодекса Российской Федерации представлен 25.07.2006).

До наступления срока подачи декларации по акцизам за март 2006 года обществом сопроводительным письмом № 85 от 24.05.2006 представлена в налоговую инспекцию банковская гарантия от 23.03.2006, которая обеспечивала уплату Гарантом (ЗАО «Номос-Банк») акцизов в сумме 15 000 000 рублей в пользу Бенефициара (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу) в случае непредставления Принципалом (ЗАО «Трир) в течение 180 дней со дня вывоза подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней.

По реализованному в марте 2006 года на экспорт прямогонному бензину в количестве 2 964, 510 тонн обществом заявлена сумма акциза, подлежащая вычету – 7 876 703 рубля.

Так как сумма, заявленная к вычету, не превышает сумму акциза по оприходованному в марте 2006 года прямогонному бензину, в связи с дальнейшей реализацией указанного подакцизного товара на экспорт, при наличии банковской гарантии на соответствующую сумму, на основании указанных правовых норм налогового законодательства, общество правомерно воспользовалось правом освобождения от уплаты акциза, заявленного в налоговой декларации.

Арбитражный суд правомерно отклонил довод налоговой инспекции о применении обществом в марте 2006 года права на освобождение от уплаты акциза по прямогонному бензину в количестве 942 тонны, оприходованному в феврале 2006 года, поскольку из оприходованного в марте 2006 года 4 553, 149 тонн прямогонного бензина обществом освобожден от уплаты акциза прямогонный бензин в количестве             2 964, 510 тонн.

Налоговой инспекцией не представлено доказательств бесспорно свидетельствующих о том, что в реализованный на экспорт товар в количестве         2 964, 510 тонн прямогонного бензина вошел оприходованный в феврале 2006 года бензин.

Судом обоснованно не принят во внимание  и довод налоговой инспекции об использовании обществом в апреле и мае 2006 года права на возмещение сумм акцизов по прямогонному бензину, оприходованному в марте 2006 года, а отгруженному в апреле 2006 года, поскольку указанные обстоятельства не положены в основу оспариваемого решения.

 Доводы налоговой инспекции, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам, приведенным в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, в апелляционной жалобе, которым арбитражным судом дана надлежащая  оценка, в связи с чем, суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки доводов налогового органа.

         С учетом вышеизложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения судебных актов принятых по настоящему спору.

         Руководствуясь статьями  274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

          Решение от 14 февраля 2007 года   Арбитражного суда    Иркутской области , постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2007 года  по делу  № А19-25300/06 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи:

                             М.А. Первушина

                     Г.Н. Борисов

                      А.И. Скубаев