НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 17.01.2012 № А19-9

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел., факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Иркутск

№ А19-9730/2011

17 января 2012 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Брюхановой Т.А.,

судей: Новогородского И.Б., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Качугском и Жигаловском районах Иркутской области (межрайонное) ФИО1 (доверенность от 05.12.2011),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Качугском и Жигаловском районах Иркутской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 июля 2011 года по делу № А19-9730/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции – Гурьянов О.П.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Панькова Н.М., Желтоухов Е.В.),

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Качугском и Жигаловском районах Иркутской области (далее учреждение, истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с муниципального учреждения культуры Межпоселенческой библиотечной системы (далее - ответчик) 279 299 рублей 1 копейки, из которых:

- 83 464 рубля 79 копеек - страховые взносы на страховую часть пенсии; 13 665 рублей 46 копеек - страховые взносы на накопительную часть пенсии, 5 341 рубль 98 копеек - страховые взносы в ФФОМС и 9 712 рублей 75 копеек - страховые взносы в ТФОМС - за 6 месяцев 2010 года;

- 117 285 рублей - страховые взносы на страховую часть пенсии, 20 851 рубль - страховые взносы на накопительную часть пенсии, 7 598 рублей - страховые взносы в ФФОМС и 13 814 рублей - страховые взносы в ТФОМС - за 9 месяцев 2010 года;

- 3 250 рублей 77 копеек - пени по недоимке страховых взносов на страховую часть пенсии, 539 рублей 83 копейки - пени по недоимке страховых взносов на накопительную часть пенсии, 208 рублей 49 копеек - пени по недоимке страховых взносов в ФФОМС и 602 рубля 52 копейки - пени по недоимке страховых взносов в ТФОМС - за 6 месяцев 2010 года;

- 2 190 рублей 55 копеек - пени по недоимке страховых взносов на страховую часть пенсии, 376 рублей 2 копейки - пени по недоимке страховых взносов на накопительную часть пенсии, 141 рубль 18 копеек - пени по недоимке страховых взносов в ФФОМС и 256 рублей 67 копеек - пени по недоимке страховых взносов в ТФОМС - за 9 месяцев 2010 года;

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 июля 2011 года заявленные требования удовлетворены частично, с ответчика взыскано 277 288 рублей 69 копеек, из которых:

- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по страховой части трудовой пенсии за полугодие 2010 года в размере 63 464 рубля 79 копеек и пени в сумме 1 913 рублей 94 копейки;

- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по накопительной части трудовой пенсии за полугодие 2010 года в размере 13 665 рублей 46 копеек и пени в сумме 320 рублей 95 копеек;

- недоимка по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за полугодие 2010 года в размере 5 341 рубль 98 копеек и пени в сумме 122 рубля 92 копейки;

- недоимка по страховым взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования за полугодие 2010 года в размере 9 712 рублей 75 копеек и пени в сумме 233 рубля 48 копеек;

- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по страховой части трудовой пенсии за 9 месяцев 2010 года в размере 117 285 рублей и пени в сумме 2 190 рублей 55 копеек;

- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по накопительной части трудовой пенсии за 9 месяцев 2010 года в размере 20 851 рубль и пени в сумме 376 рублей 2 копейки;

- недоимка по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 9 месяцев 2010 года в размере 7 598 рублей и пени в сумме 141 рубль 18 копеек;

- недоимка по страховым взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования за 9 месяцев 2010 года в размере 13 814 рублей и пени в сумме 256 рублей 67 копеек.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2011 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их в данной части отменить, в отмененной части направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не исследованы расчеты доначисленных пеней за 1 полугодие 2010 года, составленные по состоянию на 24.11.2010.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель учреждения в судебном заседании поддержала доводы кассационной жалобы.

Ответчик надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направил, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно представленным ответчиком расчетам по начисленным и уплаченным страховым взносам наОПС в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование вФФОМС и ТФОМС, а также поступившим от страхователя платежам, учреждением выявлена задолженность ответчика по страховым взносам:

- за полугодие 2010 года: на страховую часть пенсии - 83 464 рубля 79 копеек, на накопительную часть пенсии - 13 665 рублей 46 копеек, в ФФОМС - 5 341 рубль 98 копеек, в ТФОМС - 9 712 рублей 75 копеек;

- за 9 месяцев 2010 года: на страховую часть пенсии - 117 285 рублей, на накопительную часть пенсии - 20 851 рубль, в ФФОМС - 7 598 рублей, в ТФОМС - 13 814 рублей.

В этой связи учреждением были начислены пени:

- за полугодие 2010 года: на страховую часть пенсии - 3 250 рублей 77 копеек, на накопительную часть пенсии - 539 рублей 83 копейки, в ФФОМС - 208 рублей 49 копеек, в ТФОМС - 602 рубля 52 копейки;

- за 9 месяцев 2010 года: на страховую часть пенсии - 2 190 рублей 55 копеек, на накопительную часть пенсии - 376 рублей 2 копейки, в ФФОМС - 141 рубль 18 копеек, в ТФОМС - 256 рублей 67 копеек.

Требованиями № 04801240031886 от 23.09.2010 и № 04801240086822 от 24.11.2010 учреждение предложило погасить задолженность по страховым взносам и пеням, начисленным по установленной недоимке за указанный период в указанный в требованиях срок.

Неисполнение данных требований явилось основанием для обращения учреждения варбитражный суд с указанным выше заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований частично, суд первой инстанции исходил из того, что учреждением представлен расчет пеней за полугодие 2010 года только за период просрочки с 18.05.2010 по 23.09.2010. Какого-либо другого расчета пеней по заявленной ко взысканию сумме не представлено.

Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.

Исходя из части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.

В соответствии со статьями 3, 6 Закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в том числе и организации.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно нормам пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 № 326-ФЗ страхователями для работающих граждан, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 10 данного Федерального закона, являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно положениям пункта 2 части 2 статьи 17 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 № 326-ФЗ страхователь обязан своевременно и в полном объеме осуществлять уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В соответствии с нормами пункта 1 части 2 статьи 28, статей 15, 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 указанного Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 данной статьи.

Согласно положениям пунктов 1-4 статьи 26 Закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Согласно положениям частей 3, 5 и 6 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным данным Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно оспариваемым судебным актам судами отказано учреждению во взыскании с ответчика пеней в сумме 2 010 рублей 32 копейки в связи с тем, что учреждением в материалы дела представлен расчет пеней по несвоевременной уплате страховых взносов за 6 месяцев 2010 года именно по сумме 2 591 рубль 29 копеек.

Вместе с тем в материалы дела учреждением представлены расчеты пеней по задолженности страховых взносов за период с 01.04.2010 по 30.06.2010 за период просрочки их уплаты с 01.04.2010 по 23.09.2010 и расчеты пеней по этой же задолженности за период просрочки их уплаты с 24.09.2010 по 24.11.2010.

Расчеты пеней за период просрочки с 01.04.2010 по 23.09.2010 учтены судами первой и апелляционной инстанций, при этом расчеты пеней за период просрочки с 24.09.2010 по 24.11.2010 (л.д. 21-24) не исследовались.

Таким образом, судами неполно исследованы обстоятельства дела.

Учитывая, что в этой связи судами могли быть приняты неправильные решения (постановление), оспариваемые судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований подлежат отмене с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела необходимо исследовать представленные учреждением расчеты пеней по задолженности за полугодие 2010 года по состоянию на 24.11.2010 за период просрочки уплаты страховых взносов с 24.09.2010 по 24.11.2010 (л.д. 21-24), с учетом чего принять законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 июля 2011 года по делу № А19-9730/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2011 года по тому же делу отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании с муниципального учреждения культуры Межпоселенческой библиотечной системы пеней по недоимке страховых взносов за полугодие 2010 года в размере 2 010 рублей 32 копейки.

В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А. Брюханова

Судьи:

И.Б. Новогородский

Н.М. Юдина