ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
тел. 8 (3952) 56–44–04, 56–44–54, факс 8 (3952) 56–44–61, e-mail: sibiria@arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№ А33-2486/2008-Ф02-6225/2008
16 декабря 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.М.,
судей: Брюхановой Т.А., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителя закрытого акционерного общества «Богучанская ГЭС» ФИО1 (доверенность от 14.02.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Красноярска на решение от 4 июня 2008 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 2 сентября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу №А33-2486/2008 (суд первой инстанции – Смольникова Е.Р., суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Борисов Г.Н., Демидова Н.М.)
установил:
Закрытое акционерное общество «Богучанская ГЭС» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Красноярска (далее - инспекция) о признании недействительным решения №803 от 11.01.2008 в части предложения уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость в сумме 716 949,15 рублей.
Решением от 4 июня 2008 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 2 сентября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, у заявителя не возникло право на возмещение налога на добавленную стоимость, поскольку налогоплательщик не доказал, что результаты проектно-изыскательских работ им приобретены для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В отзыве на кассационную жалобу общество отклонило изложенные в ней доводы, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направила в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в соответствии с учредительными документами, целями деятельности общества являются строительство объектов электроэнергетики, оказание услуг по организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В рамках реализации названного вида деятельности 25.09.2006 между обществами «Богучанская ГЭС» и «Научно-исследовательский институт энергетических сооружений» заключен договор №269-06, предметом которого является выполнение последним работ на тему: «Предварительные материалы для обоснования инвестиций (в части бизнес-плана) строительства Эвенкийской ГЭС». Общая стоимость работ составила 4 700 000 рублей.
Исполнителем работ 30.11.2006 выставлен счет-фактура №1472а на общую сумму 4 700 000 рублей (в том числе 716 949,15 рублей налога на добавленную стоимость) за выполненные по договору работы.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации за ноябрь 2006 года инспекцией составлен акт №3290 от 12.11.2007 и принято решение №803 от 11.01.2008, согласно которому обществу предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость на сумму 716 949,15 рублей.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в суд.
В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.
На основании пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, согласно пункту 1 статьи 173 Кодекса определяется как сумма налога, исчисленная в соответствии со статьей 166 Кодекса, уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса. Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, то в соответствии с пунктом 2 статьи 173 Кодекса положительная разница подлежит возмещению в порядке, установленном статьей 176 Кодекса.
Статьей 171 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на сумму налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров на территории Российской Федерации, в том числе в отношении товаров, приобретенных для перепродажи.
Такие налоговые вычеты согласно статье 172 Кодекса производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, после принятия соответствующих товаров (работ, услуг) к учету.
Требования к форме и содержанию счетов-фактур установлены статьей 169 Кодекса.
Следовательно, право на применение налогоплательщиком вычета налога на добавленную стоимость возникает при соблюдении им совокупности условий: наличия надлежащим образом оформленных счетов-фактур, принятия товара (работ, услуг) на учет, приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.
В подтверждение обоснованности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2006 года в общей сумме 716 949,15 рублей обществом представлены следующие документы: договор №269-06, предметом которого является выполнение последним работ на тему: «Предварительные материалы для обоснования инвестиций (в части бизнес-плана) строительства Эвенкийской ГЭС», заключенные с обществом «Научно-исследовательский институт энергетических сооружений»; надлежащим образом оформленный счет-фактуру №1472а от 30.11.2006 на общую сумму 4 700 000 рублей (в том числе 716 949,15 рублей налога на добавленную стоимость), выставленные обществом «Научно-исследовательский институт энергетических сооружений»; акт сдачи-приемки выполненных работ от 30.11.2006 по договору №269-06от 25.09.2006, подтверждающие их принятие к учету.
Налоговый орган не отразил в оспариваемом решении какие-либо замечания к указанным документам, а также не указал на обстоятельства, свидетельствующие о получении обществом необоснованной налоговой выгоды.
Следовательно, судами сделал правильный вывод о том, что представленные налогоплательщиком документы подтверждают правомерность применения налоговых вычетов в заявленной сумме.
Судами обоснованно отклонен довод инспекции о том, что осуществляемая обществом деятельность по разработке проекта строительства не относится к операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Главой 21 Кодекса не установлена зависимость вычетов налога по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления в том же налоговом периоде налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги). Реализация товаров (работ услуги). Реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов.
Следует отметить, что деятельность общества по подготовке проекта является его основной производственной деятельностью и направлена на осуществление операций, признаваемых объектом налогообложения (реализация проекта строительства соответствующей подрядной организации либо осуществление строительства объекта и его последующая продажа или эксплуатация).
Из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике», Федерального закона от 25.02.1999 №39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» следует, что создание объекта гидроэнергетики представляет собой долгосрочный инвестиционный процесс с момента возникновения идеи (замысла) по строительств у гидроэлектростанции до сдачи объекта в эксплуатацию. Принятие решения о начале реализации таких проектов в проверяемый период осуществлялось на уровне Правительства Российской Федерации и Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации «ЕЭС России». Соответствующие согласования проекта проходят на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе.
На основании пункта 2 названной статьи проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Под инженерными изысканиями понимают изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно выписке из протокола заседания Правительства Российской Федерации № 27 от 03.08.2006 одобрена Генеральная схема размещения объектов энергетики до 2020 года, предложенная Минтопэнерго Российской Федерации.
23.06.2006 обществом «Богучанская ГЭС» и федеральной гидрогенерирующей компанией ОАО «ГидроОГК» была утверждена Декларация о намерениях строительства гидро- энергетического комплекса Эвенкийской ГЭС на реке Нижняя Тунгуска в Эвенкийском автономном округе и Туруханском районе Красноярского края. Согласно протоколу № 44 от 26.09.2006 совещания у Председателя правления открытого акционерного общества РАО «ЕЭС России» было принято решение, в т.ч. выполнить проектно-изыскательские работы по проекту «Эвенкийской (Туруханской) ГЭС». 23 августа 2007 года на совещании при Председателе Правления РАО «ЕЭС» по вопросу о проекте «Эвенкийской (Туруханской) ГЭС» принято решение начать работу по реализации Проекта о строительстве Эвенкийского гидроэнергетического комплекса (протокол № 37 от 23.08.2007). Генеральным директором общества «Богучанская ГЭС» 12.07.2006 утвержден план-график выполнения проекта Эвенкийской ГЭС на период 2006-2010 годы. По утвержденному плану получение заключения государственной экспертизы ТЭО (проект) Эвенкийской ГЭС планируется в июле-августе 2010 года.
Общество имеет лицензии №№ 934946, 935030, 934888 от 08.10.2007 на осуществление проектирования зданий и сооружений первого и второго уровней ответственности, а также проведение инженерных изысканий для их строительства.
Таким образом, проведение обществом работ по разработке проектной документации является необходимым промежуточным этапом комплекса работ по подготовке проектной документации строительства Эвенкийской ГЭС, который, в свою очередь, является промежуточным этапом реализации всего проекта строительства гидроэлектростанции.
При изложенных обстоятельствах на промежуточном этапе подготовки проектной документации законодательством не предусмотрено наличие государственного заказа на проектирование гидроэлектростанции, разрешения государственных органов на проведение работ, связанных с созданием проектно-сметной документации на строительство гидротехнических сооружений, как особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. При этом отсутствие у налогоплательщика на данном этапе указанной документации не свидетельствует о неправомерности предъявления налоговых вычетов.
Следовательно, суды правомерно признали недействительным решение №803 от 11.01.2008 в части предложения уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость в сумме 716 949,15 рублей.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает несостоятельными доводы, приведенные в кассационной жалобе, и не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 4 июня 2008 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 2 сентября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу №А33-2486/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.М.Юдина
Судьи
Т.А. Брюханова
А.И. Скубаев