ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
тел./факс 20-96-75, 20-95-67 e-mail: sibiria@arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск | №А78-4316/2006-С2-28/195-04АП-9/2007-Ф02-2564/2007 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Парской Н.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» ФИО1 (доверенность № 14 от 15.01.2007) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Читинской области и Агинскому Бурятскому Автономному округу ФИО2 (доверенность № 04-02/ от 12.01.2007), ФИО3 (доверенность № 05.04/1 от 04.05.2007), ФИО4 (доверенность №,05.04./1 от 04.05.2007),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» на решение от 27 ноября 2006 года Арбитражного суда Читинской области и постановление от 12 февраля 2007 года Четвертого Арбитражного Апелляционного суда по делу № А78-4316/2006-С2-28/195-04АП-9/2007 (суд первой инстанции – Литвинцев А.Б., суд апелляционной инстанции: Доржиев Э.П., Григорьева И.Ю., Лешукова Т.О.,),
установил:
Открытое акционерное общество «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (далее – общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о признании недействительным решения от 28 марта 2006 года № 12-29/44 Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Читинской области и Агинскому Бурятскому Автономному округу (далее - налоговая инспекция) о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 27 ноября 2006 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 12 февраля 2007 года Четвертого Арбитражного Апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с изложенными в судебных актах выводами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, общество обоснованно из состава доходов от реализации электрической энергии через федеральный оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее ФОРЭМ) в целях налогообложения исключило стоимость небаланса ФОРЭМ в размере 68 252 101 рубль.
Налогоплательщик считает, что судебными инстанциями было допущено неправильное применение статей 247 – 249 Налогового кодекса Российской Федерации, не учтены особенности поставок электроэнергии на федеральный оптовый рынок, вследствие чего судом был сделан ошибочный вывод о размере дохода.
В отзыве на кассационную жалобу общества налоговая инспекция указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании, назначенном на 10 часов 00 минут 10 мая 2007 года, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 14 мая 2007 года.
После перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражения относительно этих доводов, заслушав представителей сторон и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 год, представленной 28.12.2005 открытым акционерным обществом «Харанорская ГРЭС» (далее – налогоплательщик).
По результатам проведенной проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 28.03.2006 года № 12-29/44 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, обществу отказано в уменьшении обязательств по платежам в бюджет по уточненной декларации по налогу на прибыль за 2004 год.
Открытое акционерное общество «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (далее – общество правопреемник), являющееся правопреемником налогоплательщика, полагая, что вынесенное решение не соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о признании данного ненормативного акта недействительным.
Арбитражный суд Читинской области, отказывая в удовлетворении требования общества, признал выводы налоговой инспекции о нарушении налогоплательщиком положения пункта 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации обоснованными и пришел к выводу о необоснованном исключении из доходов от реализации сумм небаланса ФОРЭМ.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, указал также на обязанность налогоплательщика доказать обоснованность доходов.
Кассационная инстанция считает выводы судов не соответствующими нормам материального права.
В проверяемом периоде налогоплательщик вырабатывал электроэнергию и поставлял ее на оптовый рынок.
Статьей 1 Федерального закона от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» определено, что федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее - оптовый рынок) - сфера обращения особого товара - электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъектов оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка;
Основные принципы функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) определены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 года № 793 «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 года № 793 в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» утверждены Основные принципы функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее – основные принципы ФОРЭМ), в соответствии с которыми Федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) является сферой купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России.
В соответствии с пунктом 8 Основных принципов ФОРЭМ поставка электрической энергии (мощности) на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) и получение ее с указанного оптового рынка осуществляются на основании договоров субъектов оптового рынка с Российским акционерным обществом «ЕЭС России» или уполномоченной им организацией, заключенных в установленном порядке.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что налогоплательщиком заключались договоры на поставку, получение и оплату электроэнергии и мощности и оказание услуг между ним как поставщиком, покупателями электрической энергии и закрытым акционерным обществом «ЦДР ФОРЭМ» (оператор), согласно которым поставщик поставляет электрическую энергию и мощность в сеть ЕЭС России с оплатой их стоимости покупателем, покупатель принимает электрическую энергию и мощность из сетей ЕЭС России и оплачивает их стоимость поставщику, а оператор оказывает услуги по организации функционирования и развития ФОРЭМ и по реализации договорных отношений между субъектами.
В соответствии с условиями данных договоров на оператора (ЗАО «ЦДР ФОРЭМ») возложены обязанности по осуществлению учета количества и стоимости электроэнергии и мощности, отпущенных налогоплательщиком, являющимся поставщиком, и полученных покупателями, ведению учета расчетов и контроля оплаты покупателями полученной электроэнергии (мощности), сообщению сумм платежей поставщику и покупателям. Для определения количества реализованной и приобретенной электроэнергии, оператор устанавливает схемы плановых платежей, на основании которых составляются счета-извещения и счета-требования.
Условиями данных договоров предусмотрена также обязанность оператора при общей несбалансированности ФОРЭМ из-за утвержденных ФЭК России плановых балансов электроэнергии и мощности и утвержденных для поставщиков и покупателей тарифов, распределение платежей производить с учетом существующего стоимостного баланса ФОРЭМ с возмещением выпадающих доходов в последующих периодах.
Как следует из материалов дела, в первоначально представленной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 год сумма доходов от реализации производимой продукции определена налогоплательщиком исходя из данных, содержащихся в счетах-извещениях, направленных ЗАО «ЦДР ФОРЭМ». В представленной уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 год обществом исключены суммы, отраженные в счетах-извещениях суммы по строке «нед. по бал. и тар. ФЭК» в размере 68 252 101 рубль, называемые сторонами «стоимостным или тарифным небалансом ФОРЭМ».
Судами, исходя из положений учетной политики налогоплательщика, согласно которым для признания доходов в целях исчисления налога на прибыль применяется метод начисления, а также с учетом того, что налогоплательщиком не представлены доказательства факта реализации производимой продукции в меньших объемах относительно указанных в счетах-извещениях ЗАО «ЦДР ФОРЭМ», отклонены доводы общества о необходимости корректировки на спорную сумму доходов от реализации электроэнергии.
Судами к рассматриваемым правоотношениям были применены положения нормативных актов, регулирующих взаимоотношения сторон по энергоснабжению, не относящихся к налоговому законодательству и не определяющих вопросы налогообложения прибыли.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций регулируется главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которой признается для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Согласно статьей 248 Кодекса к доходам в целях налогообложения налогом на прибыль относятся прежде всего доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.
Статьей 249 Кодекса установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Пунктом 2 названной статьи Кодекса определено, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Согласно статьей 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Статьей 40 Кодекса, устанавливающей принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, предусмотрено, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Пунктом 13 названной статьи установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» установлено, что государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Названной нормой установлено также, что оплата электрической и тепловой энергии производится за фактически принятое потребителем количество электрической и тепловой энергии в соответствии с данными учета электрической и тепловой энергии, если иное не предусмотрено федеральным законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон.
Из анализа норм названного закона следует, что государственное регулирование тарифов осуществляется как в отношении энергоснабжающих организаций, так и в отношении потребителей энергии.
Пунктом 3 статьи 249 Кодекса предусмотрено, что особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями настоящей главы.
Поставки электрической энергии на оптовый рынок имеют специфический характер и регулируются целым рядом законодательных и нормативных актов. Вместе с тем, данные нормативные акты и глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливают какие-либо особенности в определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль для поставщиков электрической энергии.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что фактический объем реализованной электроэнергии и её стоимость должны быть выведены на основании актов первичного учета, составленных по показаниям приборов коммерческого учета. Однако судом не было учтено, что налоговой инспекцией в ходе проверки были приняты данные налогоплательщика и не проверялась правильность исчисления дохода.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции без учета положений названной нормы возложил бремя доказывания размера доходов на налогоплательщика.
При этом судом не было учтено, что в ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль, результаты которой оспаривались налогоплательщиком, налоговая инспекция не проверяла обоснованность и реальность отраженной в декларации суммы налогооблагаемой прибыли. Оспариваемое налогоплательщиком решение налоговой инспекции не содержит выводов о количестве отпущенной в сеть электроэнергии, и её стоимостном выражении, а также ссылок на первичные документы, подтверждающие обоснованность включения спорной суммы в состав доходов и налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Налоговой инспекцией не было проверено также выполнение условий договоров на поставку, получение и оплату электроэнергии и мощности и оказание услуг, по которым предусмотрено распределение платежей с учетом существующего стоимостного баланса ФОРЭМ и возмещение выпадающих доходов.
В ходе судебного разбирательства налоговой инспекцией не были представлены доказательства того, что суммы, отраженные в счетах-извещениях по строке «нед. по бал. и тар. ФЭК» являются доходом налогоплательщика от реализации электроэнергии, и подлежат оплате и включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Таким образом, налоговая инспекция не доказала обоснованность выводов оспариваемого решения и его законность.
При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций не было оснований для отказа в удовлетворении требований общества. В связи с чем, обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Учитывая, что судами при рассмотрении фактические обстоятельства по делу установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании положений пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять по делу новое решение.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 27 ноября 2006 года Арбитражного суда Читинской области и постановление от 12 февраля 2007 года Четвертого Арбитражного Апелляционного суда по делу № А78-4316/2006-С2-28/195-04АП-9/2007 отменить.
Принять по делу новое решение.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение от 28 марта 2006 года № 12-29/44 Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Читинской области и Агинскому Бурятскому Автономному округу, как не соответствующее положениям главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Судьи | Н.Н. Парская И.Б. Новогородский М.А. Первушина |