Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Иркутск
13 сентября 2017 года
Дело №А74-2204/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А. Н.,
судей: Кадниковой Л. А., Шелега Д. И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Винокуровой М. Ю.,
при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия (судья Ишь Н. Ю., секретарь судебного заседания Надеева И. В.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Хакасия представителя общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Илона» Акулова Р. В. (доверенность от 09.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Илона» на определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 мая 2017 года по делу № А74-2204/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции – Гигель Н. В., суд апелляционной инстанции: Иванцова О. А.,
Борисов Г. Н., Магда О. В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Илона»
(ОГРН 1021900522687; ИНН 1901054966; г. Абакан; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (далее – Министерство) о признании недействительным приказа от 01.12.2015 № 020-152-п в части пункта 578 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (в отношении помещения 057Н с кадастровым номером 19:02:010522:437, расположенного по адресу: Республика Хакасия,
г. Черногорск, ул. Советская, 96).
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 мая 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2017 года, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –
АПК РФ).
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты.
Согласно доводам кассационной жалобы, вопреки выводам судов, приказ Министерства от 01.12.2015 № 020-152-п в оспариваемой в части не является нормативным правовым актом; в частности, пункт 578 Перечня затрагивает исключительно права и законные интересы общества как собственника указанного в данном пункте объекта недвижимого имущества, вследствие чего указанный акт является ненормативным и подлежит обжалованию в арбитражном суде.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Министерство о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Республики Хакасия и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (утв. постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2013 № 734) Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества, относящегося к государственной собственности Республики Хакасия, в том числе земельных участков, функции по управлению и распоряжению объектами государственной собственности Республики Хакасия, включая земельные участки, проведению единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений на территории Республики Хакасия, в частности, в области приватизации, а также межотраслевой координации в этих вопросах.
Пунктом 2.1.50 указанного Положения (в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 22.12.2014 № 694) Министерство осуществляет функции уполномоченного органа исполнительной власти Республики Хакасия по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в отношении которых налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества.
Приказом Министерства от 01.12.2015 № 020-152-п «Об определении на 2016 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» на 2016 год определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению (далее – Перечень).
В данный Перечень включено помещение с кадастровым номером 19:02:010522:437, расположенное по адресу: г. Черногорск, ул. Советская, 96 (пункт 578).
Не согласившись с указанным приказом в части включения в Перечень названного помещения, общество обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
По мнению общества, указанное помещение не подлежит включению в Перечень в связи с отсутствием признаков объекта, в отношении которого в силу статьи 378.2 НК РФ, Закона Республики Хакасия от 27.11.2003 № 73 «О налоге на имущество организаций» налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Прекращая производство по данному делу, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый приказ является нормативным правовым актом, вследствие чего данный спор подведомственен суду общей юрисдикции.
Третий арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда, признав их законными и обоснованными.
В силу части 4 статьи 3 АПК РФ судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьёй 29 АПК РФ закреплен перечень подведомственных арбитражным судам экономических споров и иных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь указанными нормами процессуального законодательства, суды при определении подведомственности дела об оспаривании приказа Министерства правильно разрешили вопрос о правовой природе оспариваемого акта.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», разъясняется, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно статьям 14, 372 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Во исполнение указанных норм налогового законодательства Законом Республики Хакасия от 27.11.2003 № 73 «О налоге на имущество организаций» на территории республики введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, в соответствии с пунктом 1 статьи 1(1) которого налоговая база в отношении нежилых помещений общей площадью свыше 1 000 кв. м, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 1 постановления Правительства Республики Хакасия от 12.08.2014 № 407 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 02.11.2013
№ 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» Министерство определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия по: определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества; направлению перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества; размещению перечня на официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с федеральным законодательством для целей последующего включения в перечень.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 11.03.2015 № 18-ЗРХ
«О нормативных правовых актах Республики Хакасия» (далее – Закон № 18-ЗРХ) в целях указанного закона под нормативным актом Республики Хакасия понимается принятый (изданный) в определенных Конституцией Республики Хакасия и настоящим законом форме и порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти Республики Хакасия, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В систему нормативных правовых актов входят, в том числе, приказы органов исполнительной власти Республики Хакасия, имеющие нормативный характер – нормативные правовые акты, принятые по вопросам, входящим в полномочия исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия, постановлений Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, постановлений Правительства Республики Хакасия (статьи 5, 12 Закона
№ 18-ЗРХ).
Приказом Министерства от 01.12.2015 № 020-152-п определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год.
Анализируя текст данного приказа, суды установили, что содержащиеся в Приказе положения направлены на урегулирование общественных отношений в сфере налогообложения и сборов, обязательны для неопределенного круга лиц, поскольку в перечень включены конкретные объекты недвижимого имущества без указания их собственников, рассчитаны на неоднократное применение (в течение налогового периода - 2016 года). Указанный приказ опубликован 18.12.2015 в газете «Хакасия».
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что оспариваемый приказ от 01.12.2015 № 020-152-п обладает всеми признаками нормативного правового акта, поскольку регулирует правоотношения в сфере по включению объектов недвижимого имущества в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, сам же Перечень является неотъемлемой частью указанного нормативного правового акта. Оспариваемый приказ издан в установленном порядке управомоченным органом государственной власти и опубликован в установленном порядке.
Согласно пункту 3 сохраняющего силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» при применении статьи 29 АПК РФ необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
На момент обращения общества в арбитражный суд оспаривание нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации не было отнесено статьей 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов, федеральный закон, предусматривающий возможность оспаривания нормативного правового акта Министерства в арбитражном суде, обществом не назван и судами не установлен.
Из пункта 2.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» следует, что если арбитражный суд установит, что не имеется федерального закона, в соответствии с которым рассмотрение дела об оспаривании такого нормативного правового акта отнесено к его компетенции, арбитражный суд на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ прекращает производство по делу, за исключением случаев, когда заявление об оспаривании этого акта уже подавалось в суд общей юрисдикции и не было им рассмотрено по существу со ссылкой на неподведомственность соответствующего дела судам общей юрисдикции.
Поскольку общество с аналогичным заявлением в суд общей юрисдикции не обращалось, суды правильно указали, что производство по делу по заявлению общества об оспаривании приказа от 01.12.2015 № 020-152-п в соответствующей части подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ как неподведомственное арбитражном суду.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены определения Арбитражного суда Республики Хакасия и постановления Третьего арбитражного апелляционного суда, которые в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-290 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 мая 2017 года по делу № А74-2204/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда
от 17 июля 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
А.Н. Левошко
Л.А. Кадникова
Д.И. Шелег