НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 13.09.2007 № А19-1791/07

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

 Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: sibiria@arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

№ А19-1791/07-20 - Ф02-6337/2007

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Белоножко Т.В.,

судей: Парской Н.Н., Первушиной М.А.,

            при участии в судебном заседании представителей: Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу города Иркутска Егориной Н.А. (доверенность №08-09/56134 от 26.12.2006), Арвачева С.Г. (доверенность №08-09/33301 от 03.09.2007) и Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет» Югановой А.Н. (доверенность №32/12 от 15.05.2007), Коршунова А.Г. (доверенность № 32/14 от 15.05.2007),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу города Иркутска на постановление от 4 июня 2007 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда по делу А19-1791/07 -20  (суд первой инстанции – Гурьянов О.П.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Доржиев Э.П., Григорьева И.Ю.),

установил:

            Инспекция Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу города Иркутска (далее – налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области  с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет» (далее – учреждение,  ГОУ ВПО ИрГТУ) о взыскании задолженности в сумме 11 235 172 рубля 96 копеек, в том числе: по авансовым платежам по налогу на имущество в сумме 2 047 545 рублей 89 копеек, пени за несвоевременную уплату налога на имущество в сумме 26 364 рубля 74 копейки, по авансовым платежам по земельному налогу в сумме 9 055 462 рубля, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 105 800 рублей 33 копейки.

            Решением суда от 14 марта 2007 года заявленные требования удовлетворены частично. С учреждения взыскано 11 103 007 рублей 89 копеек, в том числе недоимки по налогу на имущество в сумме 2 044 545 рублей 89 копеек, недоимки по земельному налогу в сумме 9 055 462 рубля. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

            Постановлением апелляционной инстанции от 4 июня 2007 года решение суда первой инстанции изменено. С учреждения взыскано 2 211 983 рубля 89 копеек недоимки по налогу на имущество за 3 квартал 2006 года. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.

Из кассационной жалобы следует, что суд апелляционной инстанции, принимая решение, неправомерно руководствовался Федеральным законом «Об образовании», поскольку последний не относится к законам о налогах и сборах.

По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда апелляционной инстанции о том, что ГОУ ВПО ИрГТУ не является плательщиком земельного налога, противоречат налоговому законодательству Российской Федерации.

Учитывая, что земельные участки предоставлены учреждению в постоянное бессрочное пользование, ГОУ ВПО ИрГТУ является плательщиком земельного налога. 

В отзыве на кассационную жалобу учреждение с изложенными в ней доводами не согласилось, считает постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным, а  жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы,  изложенные  в  кассационной жалобе, отзыве на неё и пояснениях принимавших участие в заседании суда кассационной инстанции представителей сторон,  проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, по результатам проверки представленных ГОУ ВПО ИрГТУ расчетов по налогу на имущество за 3 квартал 2006 года и по земельному налогу за 3 квартал 2006 года налоговой инспекцией установлено, что авансовые платежи, исчисленные по данным расчетам, учреждением не произведены.

Требованием от 09.11.2006 №421453 ГОУ ВПО ИрГТУ в срок до 24.11.2006 предложено уплатить суммы исчисленных авансовых платежей. Требование было исполнено учреждением частично.

Налоговой инспекцией вынесено решение №30263 от 28.11.2006 о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.

В связи с отсутствием денежных средств на счетах, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании задолженности по налогу на имущество и земельному налогу в сумме 11 235 172 рубля 96 копеек в судебном порядке.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходил из того, что ГОУ ВПО ИрГТУ обязано самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, однако налоговой инспекцией неправомерно начислены пени по авансовым платежам. Кроме того, суд указал, что согласно Федеральному закону «Об образовании» учреждение владеет земельным участком на праве безвозмездного бессрочного пользования, следовательно, является  налогоплательщиком данного налога.

Изменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований налоговой инспекции о взыскании задолженности по земельному налогу, суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии со статьей 39 Федерального закона «Об образовании» земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование, поэтому вне зависимости от того, что статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются налогоплательщиками организации, у которых земельные участки находятся на праве безвозмездного срочного пользования,  ГОУ ВПО ИрГТУ не является плательщиком земельного налога, так как на ином праве, чем право безвозмездного бессрочного пользования, учреждение не имеет возможности владеть земельным участком.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда апелляционной инстанции ошибочными.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

   В соответствии со статьей 21 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.1999, налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 56 Кодекса льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах.

В связи с тем, что на момент вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации действовал порядок налогообложения, установленный ранее принятыми законами, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении № 5 от 28.02.2001 разъяснил, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса подлежат применению нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

Закон Российской Федерации №3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» регулирует деятельность образовательных учреждений в Российской Федерации. Льгота, установленная этим Законом для образовательных учреждений, действовала до введения в действие главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации  «Земельный налог».

Глава 31 «Земельный налог» введена в действие с 01.01.2005 Федеральным законом №141-ФЗ от 29.11.2004 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации, названный Федеральный закон не предусматривают льгот, установленных Законом Российской Федерации «Об образовании», и не содержат оговорки о сохранении их действия.

Льготы по уплате земельного налога установлены статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации, которая не содержит льготы для образовательных учреждений.

Таким образом, с 2005 года образовательные учреждения являются плательщиками налога на землю в случае, если в регионе будет введена глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением Думы города Иркутска №004-20-180203/5 от 23.11.2005 «Об установлении и введении в действие земельного налога и о положении о земельном налоге на территории города Иркутска» земельный налог на территории города Иркутска введен с 1 января 2006 года.

Льгот для учреждений высшего профессионального образования Положением о земельном налоге на территории города Иркутска не установлено.

В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 30.10.2001 (с последующими изменениями), государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» отменена статья 40 Закона Российской Федерации «Об образовании».

            Статьей 27 Федерального закона № 125-ФЗ от 22 августа 1996 года «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ) установлено, что за высшим учебным заведением выделенные ему в установленном порядке земельные участки закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование.

Более того, Федеральным законом №118-ФЗ от 26.06.2007 в статью 39 Закона  Российской Федерации «Об образовании» внесены изменения, в соответствии с которыми земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании свидетельств о государственной регистрации права №21789 от 06.07.1999, №0072701 от 24.02.2000 земельные участки закреплены за учреждением на праве постоянного бессрочного пользования.

 В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Исходя из буквального толкования положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками земельного налога не признаются только арендаторы земельных участком (по договорам аренды или ссуды).

Учитывая изложенное, вывод суда апелляционной инстанции о том, что ГОУ ВПО ИрГТУ, как образовательное учреждение, не является плательщиком земельного налога, не основан на нормах материального права.

Принимая во внимание указанное, учитывая, что судебными инстанциями имеющие значение для правильного рассмотрения дела фактические обстоятельства установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в материалах дела доказательств, но судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа  в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 287, пунктами 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает постановление апелляционной инстанции подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и Информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на ГОУ ВПО ИрГТУ.

Согласно  части 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании данного постановления подлежит выдаче Арбитражным судом Иркутской области.

            Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление от 4 июня 2007 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда по делу №  А19-1791/07-20 отменить, оставить в силе решение от 14 марта 2007 года Арбитражного суда Иркутской области.

Взыскать с Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет» в доход Федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.

Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.

  Постановление вступает в законную силу в день принятия.

Председательствующий судья

Т.В. Белоножко

Судьи

Н.Н. Парская

М.А. Первушина