НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 13.02.2009 № А19-1300/08-23-4-Ф02-173/2009

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

А19-1300/08-23-4 - Ф02-173/2009

13 февраля 2009 года

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Горячих Н.А.,

судей: Воробьевой Н.М., Мироновой И.П.,

при участии в судебном заседании представителя закрытого акционерного общества «Восточно - Сибирская факторинговая компания» Кокоянина С.А. (доверенность от 11.12.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 октября 2008 года по делу № А19-1300/08-23-4 (суд первой инстанции - Бучнева Н.А.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Агата-Сервис» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Министерство финансов Российской Федерации) и Управления Федерального казначейства по Иркутской области о взыскании 653 760 рублей 28 копеек, составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением ветеранам города Ангарска в 2004 году льгот по оплате жилья и коммунальных услуг во исполнение Федерального закона «О ветеранах».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области, Ангарское муниципальное образование, Управление департамента социальной защиты населения Иркутской области по г. Ангарску и Ангарскому району, Департамент социальной защиты населения администрации Иркутской области.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 мая 2008 года в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 июля 2008 года решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

При новом рассмотрении, решением Арбитражного суда Иркутской области 8 октября 2008 года исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО «Агата-Сервис» взысканы 653 760 рублей 28 копеек основного долга, 1 000 рубелей расходы по госпошлине за кассационное рассмотрение дела, 13 073 рубля 60 копеек судебных расходов по оплате госпошлины.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 8 октября 2008 года отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, при заключении ООО «Агата-Сервис» договора уступки права от 11.04.2007 № 22/07д нарушен принцип адресности и целевого характера выделяемых бюджетных средств.

Заявитель полагает, что личность кредитора по спорному обязательству как лица, предоставившего льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», так и лица, получившего право на их возмещение, для должника имеет существенное значение.

Заявитель указал, что доказательств получения согласия должника на уступку прав по договору от 01.01.2004 № 128/2004-37/04, заключенному между ООО «Агата» и администрацией Ангарского муниципального образования, не представлено.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Присутствующий в судебном заседании представитель ЗАО «Восточно - Сибирская факторинговая компания» возразил против доводов кассационной жалобы, просил оставить в силе обжалуемое решение.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.

Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием по делу является требование о взыскании 653 760 рублей 28 копеек, образовавшихся в результате предоставления ООО «Агата» в 2004 году льгот по оплате жилья и коммунальных услуг во исполнение Федерального закона «О ветеранах».

Правовым основанием истец указал статьи 8, 15, 16, 307, 309, 382, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 10 Федерального закона «О ветеранах».

Как усматривается из материалов дела, 01.01.2004 между ООО «Агата» (предприятие) и администрацией Ангарского муниципального образования (администрация) заключен договор № 128/2004-37/04 о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по Федеральному закону «О ветеранах».

По условиям договорапредприятиеприняло на себя обязательства по оказанию ветеранам, проживающим в Ангарском муниципальном образовании, коммунальных услуг с предоставлением 50 процентной скидки от установленного тарифа, а администрация обязалась возместить понесенные предприятием расходы по предоставленным льготам в пределах субсидий, поступивших на реализацию Федерального закона «О ветеранах» из областного бюджета.

Во исполнение Федерального закона «О ветеранах» и указанного договора ООО «Агата» предоставило ветеранам войны и труда в 2004 году льготы при оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов от тарифа всего на сумму 1 000 521 рубль 74 копейки, что подтверждается: счетами-фактурами и актом сверки на 01.01.2005, подписанным ООО «Агата» и Управлением по экономике и финансам администрации Ангарского муниципального образования.

Управлением по экономике и финансам администрации Ангарского муниципального образования в 2004 году за счет средств областного бюджета ООО «Агата» возмещено 346 761 рубль 46 копеек, сумма недофинансирования составила 653 760 рублей 28 копеек.

ООО «Агата» по договору уступки прав требования от 11.04.2007 № 22/07д передало ООО «Агата-Сервис» в полном объеме свои права кредитора по договору от 01.01.2004 № 128/2004.

Указанные обстоятельства послужили основаниям для обращения ООО «Агата-Сервис» в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Арбитражный суд Иркутской области, рассмотрев требования ООО «Агата-Сервис», признал их обоснованными. При этом суд пришел к выводу о неисполнении ответчиком - Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах».

Судом также установлено, что договор уступки прав требования от 11.04.2007 № 22/07д не противоречит действующему законодательству, в связи с чем ООО «Агата-Сервис» вправе требовать с Российской Федерации возмещения расходов, возникших в результате предоставления ветеранам в 2004 году льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.

В соответствии со статьями 14, 15, 16, 18, 21, 22 Федерального закона «О ветеранах» лицам, имеющим право на льготы, предоставляется льгота в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг (независимо от вида жилищного фонда).

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О ветеранах» в редакции, действовавшей в 2004 году, возмещение расходов на предоставление ветеранам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение. Таким образом, источником финансирования льгот по закону является федеральный бюджет.

Расходы истца по предоставлению указанных льгот компенсированы истцу лишь частично.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» целевые субвенции на реализацию Федерального закона «О ветеранах» бюджетам субъектов Российской Федерации не были предусмотрены.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

Проанализировав представленные истцом в материалы дела доказательства, Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о том, что общая сумма не возмещенных расходов ООО «Агата» составила 653 760 рублей 28 копеек.

Решением суда данная суммы взыскана в пользу ООО «Агата-Сервис» (правопреемник- «Восточно-Сибирская факторинговая компания»)в связи с уступкой принадлежащего ООО «Агата» права требования, произведенной на основании договора от 11.04.2007 № 22/07д.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что личность должника имеет существенное значение для кредитора, подлежит отклонению судом кассационной инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 383 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает запрет на переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности, требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью,

Пункт 2 статьи 388 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

По настоящему делу задолженность взыскана с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в связи с невыполнением органами государственной власти обязанности по выделению в полном объеме денежных средств на возмещение расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам на основании Федерального закона «О ветеранах».

Следовательно, по настоящему делу уступка права требования не находится в неразрывной связи с личностью кредитора, не ухудшает положения должника по выполнению им своих обязательств и не противоречит действующему законодательству.

При таких обстоятельствах с учетом положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопро­сах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» суд обоснованно взыскал с Рос­сийской Федерации в лице Министерства финансов Россий­ской Федерации в пользу истца расходы в сумме 653 760 рублей 28 копеек, возникшие в связи с предоставлением ООО «Агата» льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что обжалуемое решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 октября 2008 года соответствует нормам материального права, а изложенные в нем выводы установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 октября 2008 года по делу № А19-1300/08-23-4 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи

Н.А. Горячих

Н.М. Воробьева

И.П. Миронова