НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 12.10.2023 № А10-6739/2021

9011/2023-25660(2)



Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск  17 октября 2023 года Дело № А10-6739/2021 

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.  Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2023 года. 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ламанского В.А.,
судей: Качукова С.Б., Кушнаревой Н.П.,

при участии в судебном заседании представителей акционерного общества  «Теплоэнерго» Чернышенко О.А. (доверенность от 10.01.2023), Министерства  строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия  Севергиной Е.А. (доверенность от 29.02.2023), Бурюхаева Э.П. (доверенность от  19.07.2021), 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства  строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия,  Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия на решение Арбитражного  суда Республики Бурятия от 24 апреля 2023 года (с учетом определения об исправлении  опечатки и описок от 24 апреля 2023 года) по делу № А10-6739/2021 и постановление  Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2023 года по тому же делу, 

установил:

акционерное общество «Теплоэнерго» (ОГРН: 1093818001375, ИНН: 3818026815,  г. Иркутск; далее - АО «Теплоэнерго», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики  Бурятия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, к Республике Бурятия в лице Министерства  строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия  (ОГРН: 1020300971415, ИНН: 0326004709, г. Улан-Удэ; далее – Минстрой РБ, ответчик)  о взыскании за счет казны Республики Бурятия 59 344 810 рублей убытков в размере  суммы субсидии на компенсацию выпадающих доходов, связанных со снижением 


полезного отпуска, а также со сверхнормативными расходами топлива и  электрической энергии, в не выданной части. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечена Республиканская служба по  тарифам Республики Бурятия (далее - Служба по тарифам). 

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 апреля 2023 года  (с учетом определения об исправлении опечатки и описок от 24 апреля 2023 года),  оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного  суда от 03 августа 2023 года, исковые требования удовлетворены. 

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Служба по тарифам  и Минстрой РБ обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа  с кассационными жалобами, в которых со ссылкой на нарушение судами норм  материального и процессуального права просят их отменить. 

Служба по тарифам оспаривает выводы судов о наличии оснований для  удовлетворения иска, ссылается на отсутствие в материалах дела аудиозаписей судебных  заседаний, недоказанность истцом факта несения убытков на заявленную сумму. 

В жалобе (с учетом дополнений к ней) Минстрой РБ выражает несогласие  с результатами судебной экспертизы, утверждает, что спорная субсидия носит  стимулирующий характер и в отсутствие бюджетных средств возмещению не подлежит.  По мнению ответчика, оснований для взыскания убытков не имеется, поскольку потери  истца на сумму 41 731 890 рублей были компенсированы путем выплаты субсидии  в рамках соглашения от 29.12.2020 № 248-06/с-2020/0, заключенного между истцом и  ответчиком. 

АО «Теплоэнерго» в отзывах от 11.09.2023, 10.10.2023 доводы заявителей  кассационных жалоб отклонило, сославшись на их несостоятельность. 

В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы и  возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее. 

Служба по тарифам о времени и месте судебного заседания извещена по правилам  статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  однако своих представителей в суд округа не направила, в связи с чем кассационная  жалоба рассматривается в ее отсутствие. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, АО «Теплоэнерго»  (концессионер), муниципальное образование «город Северобайкальск» в лице главы  администрации (концедент), Республика Бурятия в лице временно исполняющего  обязанности главы Республики Бурятия (субъект), муниципальное предприятие 


«Жилищник» (МП «Жилищник») заключили концессионное соглашение в 2017 году,  по которому истец (концессионер) обязался осуществлять теплоснабжение и горячее  водоснабжение населения и иных потребителей города Северобайкальска и осуществлять  реконструкцию и ввод в эксплуатацию теплогенерирующего оборудования. Республика  Бурятия (субъект) приняла обязательство о возмещении недополученных доходов,  экономически обоснованных расходов истца (концессионера), подлежащих возмещению  за счет средств республиканского бюджета (подпункт «в» пункта 5.39, 5.43, 5.44  соглашения). 

По итогам рассмотрения заявления между АО «Теплоэнерго» и Минстроем РБ  заключено соглашение о предоставлении субсидии от 29.12.2020 № 248-06/с-2020/0  на сумму 41 731 890 рублей. 

Письмом от 02.08.2021 № 06-06-07-И6134/21 Минстроем РБ принято решение  об отказе в предоставлении оставшейся части субсидии по следующим основаниям: 

Минстроем РБ проведена проверка отчета АО «Теплоэнерго» за 2020 год,  в результате которой выявлены недостоверность расчетов объемов субсидии за 2020 год,  а также нарушения в предоставлении отчета о расходовании субсидии за 2020 год. 

Отказ ответчика в возмещении убытков (недополученных доходов, связанных  со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными расходами топлива  и электрической энергии в сфере теплоснабжения) в оставшейся сумме 59 344 810 рублей  (с учетом результатов судебной экспертизы) явился основанием для обращения  АО «Теплоэнерго» в арбитражный суд с настоящим иском. 


Удовлетворяя заявленный иск, суды первой и апелляционной инстанций пришли  к выводам о его обоснованности по праву и по размеру. 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены  обжалуемых судебных актов в силу следующего. 

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо,  право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации  субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным  (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим  лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной  и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи  с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. 

Согласно пункту 3 части 4 статьи 40 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ  «О концессионных соглашениях» субъект Российской Федерации, участвующий в  концессионном соглашении, несет обязанность по возмещение недополученных доходов,  экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещению за счет  средств бюджета субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном  соглашении в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. 

В целях компенсации выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального  хозяйства, связанных со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными  расходами топлива и электрической энергии в сфере теплоснабжения, Правительство  Республики Бурятия утвердило Порядок № 799. 

Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство  строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия  (пункт 1.3 Порядка № 799). Для получения субсидии организации до 26 декабря текущего  финансового года представляют в Министерство заявление о предоставлении субсидии по  форме согласно приложению к настоящему Порядку. Министерство в день поступления  регистрирует заявление в журнале регистрации в порядке очередности с указанием даты и  времени поступления. Размер субсидии определяется на основании заключения  Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия. В случае, если заявленный  организацией размер субсидии превышает объем выпадающих доходов, определенный  заключением Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, то субсидия  предоставляется в размере, указанном в данном заключении (пункты 2.2, 2.5). 

В связи с разногласиями сторон относительно объема выпадающих доходов  АО «Теплоэнерго» в 2020 году, определением Арбитражного суда Республики Бурятия  от 18 октября 2022 года по делу назначена судебная экспертиза. 


16.03.2023 в суд поступило заключение эксперта АНО Байкальский  Центр судебных экспертиз, права и землеустройства» Елиной Е.Г. № 38-08/2023/06. 

Согласно указанному заключению объем выпадающих доходов АО «Теплоэнерго»,  связанных со снижением полезного отпуска тепловой энергии в 2020 году, с учетом  состоявшихся фактических расходов организации по 2020 году составил 59 344,81 тысячи  рублей (71 213,77 тысяч рублей с учетом НДС). 

По результатам оценки представленного экспертного заключения суд первой  инстанции и апелляционный суд установили, что оно соответствует требованиям,  предъявляемым к доказательствам данного вида статьей 86 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, является полным, ясным,  мотивированным и непротиворечивым, в связи с чем признали заключение допустимым и  достоверным доказательством по делу. 

С учетом вышеизложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к  выводу об обоснованности требований истца о компенсации выпадающих в 2020 году  доходов, связанных со снижением полезного отпуска, а также со сверхнормативными  расходами топлива и электрической энергии в сфере теплоснабжения, в размере  59 344 810 рублей, и удовлетворили иск. 

Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.

Доводы заявителей кассационных жалоб об отсутствии у ответчика обязанности  по предоставлению оставшейся части субсидии основаны на неверном толковании  приведенных выше правовых норм, в связи с чем не являются основанием для отмены  обжалуемых судебных актов. 

Вопреки доводам Минстроя РБ при рассмотрении дела судами установлено,  что спорная субсидия не носит стимулирующий характер, предоставляется именно с  целью компенсации (возмещения) выпадающих доходов, т.е. является компенсационной. 

Ссылка Службы по тарифам на нарушение судом первой инстанции норм  процессуального права в связи с отсутствием аудиозаписей судебных заседаний подлежит  отклонению, поскольку судебные заседания по делу проводились с использованием  информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания), записи  заседаний имеются в открытом доступе на сайте https://kad.arbitr.ru/, нарушений прав лиц,  участвующих в деле, не допущено. 

Доводы заявителей кассационных жалоб о недоказанности размера убытков, о  несогласии с результатами судебной экспертизы направлены на переоценку  доказательств, что на стадии кассационного производства не допускается (статья 286  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 


Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи  288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным  основанием для отмены решения и постановления, судом округа не установлено. 

По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление  основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств,  приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на  основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения. 

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа,  подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей,  в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения  в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  в режиме ограниченного доступа. 

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном  носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления  соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или  вручена им под расписку. 

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 апреля 2023 года (с учетом  определения об исправлении опечатки и описок от 24 апреля 2023 года) по делу   № А10-6739/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда  от 03 августа 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные  жалобы - без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок,  не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном  статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий В.А. Ламанский 

Судьи С.Б. Качуков

Н.П. Кушнарева