НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 12.04.2022 № А58-3700/2021

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

14 апреля 2022 года

Дело №А58-3700/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен  14 апреля 2022 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Ананьиной Г.В.,

судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» Бурченю В.Ф. (доверенность от 11.03.2022, паспорт, диплом),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2021 года по делу № А58-3700/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2021 года по тому же делу,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» (ОГРН 1111428000023, ИНН 1428009987, далее - ООО «Фортуна», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление) о признании незаконным и отмене решения от 09.04.2021 № 01-03/21-1373 об отказе в продлении лицензий ЯКУ 04688 БП
от 06.06.2016 и ЯКУ 04763 БП от 27.06.2016.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2021 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.

ООО «Фортуна» обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить по мотивам неправильного применения норм Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по предоставлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 № 315 (далее – Административный регламент).

По мнению общества, судами оставлено без внимания, что заявитель обратился в орган, предоставивший лицензии с заявлением о продлении срока действия лицензий именно для завершения работ по геологическому изучению, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; в информационных письмах, приложенных обществом к каждой заявке на продление лицензий, указано, что испрашиваемое продление необходимо для завершения поисков и оценки месторождения россыпного золота по участкам с последующим составлением отчета с подсчетом запасов; работы не были выполнены в срок в связи с труднодоступностью участка в верхнем течении ручьев; представляется вполне естественным, что Якутский филиал ФБУ «ТФГИ» выдал справку о задолженности по отчетам и работам, которые не были завершены; условиями лицензии не предусмотрена сдача отчетности по части выполненных геологоразведочных работ. Также в кассационной жалобе общество ссылается на отсутствие документального подтверждения нарушений условий лицензий, полагает, что оснований для отказа в переоформлении лицензий не было; судами, при принятии судебных актов, не исполнена обязанность по определению всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора.

В отзыве на кассационную жалобу Управление выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru).

На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 марта 2022 года судебное разбирательство по рассмотрению кассационной жалобы было отложено до 11 часов 40 минут 12 апреля 2022 года, о чем лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением суда округа от 11 апреля 2022 года произведена замена судей в составе судей рассматривающих кассационную жалобу, судья Шелёмина М.М. заменена судьей Левошко А.Н.. Кассационная жалоба рассматривается с самого начала.

В судебном заседании представитель общества доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, обществу выданы лицензии: № ЯКУ 04688 от 06.06.2016 с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на территории Усть-Майского района, сроком действия до 10.06.2021; № ЯКУ 04763 от 27.06.2016 с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на территории Усть-Майского района, сроком действия до 30.06.2021.

04.03.2021 общество направило в адрес Управления две заявки на внесение изменений в лицензии на пользование участками недр в части продления срока их действия на 2 года с приложением копий лицензий, информационных писем об участке недр, выписок из ЕГРЮЛ, справок Якутского филиала федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Дальневосточному федеральному округу», справок Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Саха (Якутия) о состоянии расчетов и отсутствии задолженности.

25.03.2021 комиссия Управления рассмотрела заявочные материалы общества
и приняла решение об отказе в продлении лицензий, указав, ссылаясь на положения статей 10 и 22 Закона о недрах, на отсутствие проектов проведения работ на участках недр, прошедших государственную экспертизу (на 2019-2020 гг.), наличие задолженности
по сдаче отчетов по завершенным геологоразведочным работам по лицензиям
и недостаточность обоснования внесения изменений и дополнений в лицензии
(протокол № 167).

Приказом Управления № 129 от 31.03.2021 решение комиссии было утверждено и письмом № 01-03/21-1373 от 09.04.2021 и о данном решении было сообщено заявителю.

Несогласие общества с решением Управления явилось основанием для обращения с заявлением в суд.

Отказывая в удовлетворении требований общества, суды первой и апелляционной инстанции исходили из наличия у Управления достаточных правовых оснований для принятия оспариваемого решения.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

На основании пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

В силу абзаца 15 статьи 12 названного Закона условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение условий пользования недрами, предусмотренных в лицензии, допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Пунктом 7 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено право пользователя недр обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

Абзацем 9 статьи 10 Закона о недрах предусмотрено, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

Из приведенных норм следует, что по общему правилу изменение условий пользования недрами (включая условие о сроке действия лицензии) допускается лишь при взаимном согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, однако из этого правила законодателем могут быть установлены исключения. В случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых пользователь недр, не допустивший нарушений условий лицензии, имеет безусловное право на продление срока пользования участком недр независимо от наличия согласия органов, предоставивших лицензию (решение Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2012 № АКПИ12-1108).

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012
№ 412-О-О разъяснено, для целей защиты интересов государства как собственника недр обязательным условием продления срока пользования участком недр является отсутствие у недропользователя нарушений условий лицензий.

Административным регламентом установлена последовательность действий Федерального агентства по недропользованию и его территориальных органов при исполнении государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр.

В силу пункта 41 Административного регламента предоставление документов с нарушением требований пункта 39 настоящего регламента является основанием для отказа в рассмотрении заявки на внесение изменений и дополнений.

Пункт 39 Административного регламента предусматривает представление с заявкой справки федерального и/или территориального фондов геологической информации о регистрации геологоразведочных работ и об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на данном участке недр (подпункт 7).

После регистрации территориальным органом Роснедр заявки на внесение изменений и дополнений с приложениями (далее - заявочные материалы) в случае, если по результатам рассмотрения поступившие заявочные материалы признаются несоответствующими установленным требованиям, то заявителю направляется подписанное руководителем территориального органа Роснедр уведомление об отказе в приеме заявочных материалов с указанием причин отказа (пункт 44, 46, 47 Административного регламента).

Порядок рассмотрения поступивших заявочных материалов в случае признания их соответствующими и принятие по ним комиссией решения о внесении изменений и дополнений или отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию определен пунктами 48 - 52 Административного регламента.

Как следует из материалов дела, ООО «Фортуна» обращаясь с заявками на внесение изменений в лицензии на пользование недрами в части продления срока их действия, указывало, что продление срока действия лицензий необходимо для завершения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых.

К заявкам обществом были приложены справки территориального фонда геологической информации от 02.03.2021 «О регистрации геологоразведочных работ и об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на участках недр». Судами установлено, что согласно сведениям указанных справок общество имеет задолженность по предоставлению отчетов по завершенным видам работ по лицензиям ЯКУ 04688 БП и ЯКУ 04763 БП.

В связи с этим суды признали, что обществом, при подаче заявок, не было соблюдено требование о предоставлении справки территориального фонда геологической информации об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на участке недр, и указанное основание является достаточным для принятия оспариваемого решения Управлением. Также суды указали, что дополнительные основания отказа (отсутствие проекта работ на участке недр и недостаточность обоснования внесения изменений в лицензию) не имеют правового значения, поскольку они не являются основаниями для отказа в рассмотрении вопроса о внесении изменений в лицензию, предусмотренные пунктами 39 и 41 Административного регламента.

Вместе с тем, судами не учтено следующее.

Согласно Положению о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые), утвержденному распоряжением МПР РФ
от 05.07.1999 № 83-р, на этапе II выделяются стадии: - стадия 2 «Поисковые работы»;  - стадия 3 «Оценочные работы» (пункт 3). После завершения стадии «Оценочные работы» разрабатываются кондиции и составляется технико-экономический доклад, определяется целесообразность передачи объекта в разведку и освоение. Отчет с результатами подсчета запасов и технико-экономический доклад представляются на государственную геологическую, экономическую и экологическую экспертизу. Заключение государственной экспертизы является основанием для постановки запасов на государственный учет (пункт 3.2.5).

В соответствии со статьей 27 Закона о недрах,  Порядком представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 04.05.2017 № 216, представлению в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонд геологической информации субъектов Российской Федерации подлежит интерпретированная (включая геологический отчет) и первичная геологическая информация о недрах, отражающая конкретные результаты, полученные в итоге завершенных работ на участке недр или их самостоятельного этапа.

Судами неправомерно не принято во внимание то обстоятельство, что заявки о продлении срока действия лицензий подавались обществом в соответствии со статьей 10 Закона о недрах именно для завершения работ по геологическому изучению, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, то есть работы по соответствующему этапу не были завершены, поэтому справки территориального фонда геологической информации, указывающие на наличие задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ, приложенные обществом к заявкам, не могли быть иного содержания.

Кроме этого, суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на положения пунктов 39, 41, 46, 47 Административного регламента, предусматривающих отказ в рассмотрении заявки (до ее регистрации) и отказ в приеме заявочных материалов (после регистрации заявки по результатам рассмотрения заявочных материалов) по основанию несоответствия документов (заявочных материалов) установленным требованиям, и признавая отказ Управления правомерным, не учли, что Управлением не было отказано ни в рассмотрении заявок, ни в приеме заявочных материалов (по результатам рассмотрения) по указанным судами основаниям несоответствия документов или заявочных материалов установленным требованиям.

Напротив, из выписки протокола комиссии Управления № 167 от 25.03.2021 следует, что перечень и содержание заявочных материалов, представленных
ООО «Фортуна», в целом соответствуют пункту 39 Административного регламента.

Согласно протоколу № 167 от 25.03.2021, заявочные материалы рассмотрены по существу. В протоколе указано, что проекты работ по лицензиям согласованны
на 2017-2018 гг., общество имеет задолженность по представлению отчетов по завершенным видам работ; отсутствуют проекты на выполнение работ по геологическому изучению на 2019-2020 гг., прошедших государственную экспертизу; срок пользования участком недр может быть продлен при условии отсутствия нарушений условий лицензий данным пользователем недр. Также комиссией Управления сделан вывод о недостаточном обосновании внесения изменений и дополнений в лицензии.

В соответствии с положениями статей 10, 22 Закона о недрах названные обстоятельства послужили основанием для отказа Управлением в продлении лицензии.

Приведенная выше позиция Управления об основаниях отказа в продлении лицензии в связи с нарушением условий лицензий и недостаточной обоснованностью изложена и подтверждена и в отзыве на кассационную жалобу.

Однако, судами не дана правовая оценка приведенным Управлением в решении основаниям отказа обществу в продлении лицензий с учетом положений статей 10, 22 Закона о недрах.

Учитывая вышеизложенное, суд округа признает, что суды не исследовали и не дали оценку всем обстоятельствам, подлежащим выяснению и имеющим значение для правильного рассмотрения дела, а сделанные выводы о правомерности решения Управления не основаны на фактических обстоятельствах, сделаны при неправильном применении норм материального права и являются преждевременными.

Поскольку вышеназванное могло привести к принятию неправильного решения, то принятые по делу судебные акты не могут быть признаны соответствующими требованиям, установленным статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении.

На основании изложенного Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании частей 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что судами не были надлежащим образом исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса.

При новом судебном разбирательстве Арбитражному суду Республики Саха (Якутия) следует учесть вышеизложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке фактических обстоятельств дела, доказательств по делу, имеющих значение для настоящего дела, доводов лиц, участвующих в деле, проверить в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемое решение на соответствие действующему законодательству, и принять законное, обоснованное и мотивированное решение, решить вопрос о распределении государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 104, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2021 года по делу № А58-3700/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 22 декабря 2021 года по тому же делу отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Г.В. Ананьина

В.Д. Загвоздин

А.Н. Левошко