Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Иркутск
12 января 2022 года
Дело № А33-12797/2021
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
при ведении помощником судьи Слободчиковой О.А. протокола открытого судебного заседания, проводимого с использованием видеоконференц-связи Арбитражного суда Красноярского края, с участием судьи Заблоцкой А.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем Лебедевой М.Л.,
при участии представителей: Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия» – ФИО1, (доверенность от 10.01.2022), Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Красноярска – ФИО2 и ФИО3 (доверенности от 15.02.2021 и от 24.11.2021),
рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия» на решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 августа 2021 года по делу № А33-12797/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2021 года по тому же делу,
установил:
федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 01.02.2021 № 353 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, в размере 559 729 рублей 84 копеек, об обязании возвратить излишне взысканные пени в сумме 559 729 рублей 84 копейки на лицевой счет страхователя.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 августа 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда
от 27 октября 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты приняты со ссылками на статьи 45, 46, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс), статью 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральные законы от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона законом «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Законы № 212-ФЗ, № 250-ФЗ, № 243-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее – постановление № 409).
Учреждение в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права (пункт 7 постановления № 409), неправильное применение норм процессуального права (статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)), постановление и определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20-П и от 04.07.2002 № 202-О, просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении его требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неверно применили положения постановление № 409, фактически восстановив налоговому органу пропущенный им для взыскания пени во внесудебном порядке срок.
По мнению учреждения, применительно к рассматриваемым обстоятельствам компенсационный смысл начисления пени отсутствует, поскольку она уплачена из средств бюджета для компенсации потерь бюджета.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу против её доводов возразила, ссылаясь на их несостоятельность.
Присутствующие в судебном заседании представители учреждения и инспекции поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно нее, суд округа приходит к следующим выводам.
Инспекцией в адрес учреждения направлено требование № 68758 об уплате пени по состоянию на 11.12.2020 (далее – требование № 68758), согласно которому учреждение обязано в срок до 18.01.2021 уплатить пени по страховым взносам по дополнительным тарифам в размере 562 005 рублей 88 копеек.
В связи с неисполнением в добровольном порядке требования № 68758 в полном объеме инспекцией в порядке статьи 46 НК РФ вынесено решение от 01.02.2021 № 353 о взыскании 559 729 рублей 84 копеек пени за счет денежных средств на счетах страхователя.
Учреждение, считая данное решение нарушающим его права и законные интересы, соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из законности и обоснованности оспариваемого решения инспекции.
Выводы судов законны и обоснованы в силу следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона № 212-ФЗ страховые взносы подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды, в том числе в Пенсионный фонд, образовавшиеся на 01.01.2017, согласно положениям пункта 2 статьи 4 Закона № 243-ФЗ осуществляются налоговыми органами в порядке и сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой примененной пенсионным фондом и органами Фонда социального страхования (ФСС).
Из положений статьи 45 НК РФ следует: неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1); взыскание налога с организации производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса (пункт 2); правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункты 8 и 9).
Требование об уплате налога в силу пункта 1 статьи 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации.
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока или сроков, указанных в абзацах третьим и четвертом настоящего пункта, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу пункта 1 статьи 242.6 БК РФ, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее – должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.
Пунктом 7 постановления № 409 установлено, что предельные сроки направления требования об уплате, в том числе страховых взносов, пеней, штрафов и принятия решения о взыскании указанных сумм увеличиваются на 6 месяцев.
Постановления № 409 согласно его пункту 8 вступило в силу со дня опубликования (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 06.04.2020).
Руководствуясь названными нормами права, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
Учреждением 25.03.2020 в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации были представлены уточненные расчеты по уплаченным и начисленным страховым взносам за отчетные периоды с 01.01.2013 по 31.12.2016, в которых страхователь исчислил к доплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам в размере 3 134 804 рублей 61 копейки.
Исчисленные к доплате страховые взносы по дополнительным тарифам оплачены страхователем платежными поручениями № 777294 от 13.03.2020 (2 866 257 рублей
88 копеек), № 775739 от 13.03.2020 (268 546 рублей 73 копейки) и № 246310 от 22.05.2020 (67 361 рубль 31 копейка).
Исходя из дат представления уточненных расчетов (25.03.2020) и дат оплаты начисленных к доплате страховых взносов (13.03.2020 и 22.05.2020), предельный срок выставления требования об оплате пени должен был истечь после 06.04.2020, то есть после принятия постановления № 409.
Установив данные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о необходимости применения при рассмотрении настоящего дела постановления № 409.
Судами также установлено следующее.
Территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с уплатой страхователем страховых взносов, исчисленным по дополнительным тарифам, за отчетные периоды 2013 - 2016 годов с нарушением установленных сроков начислены пени в общей сумме 560 254 рубля 11 копеек.
Налоговым органом 11.12.2020 на основании статьи 69 НК РФ в адрес страхователя было выставлено требование № 68758 об уплате задолженности по пени, содержание которого соответствует пункту 4 статьи 69 НК РФ.
Требование вынесено в пределах установленного законом срока с момента выявления задолженности (3 месяца на принятие и направление требования по статье 70 Кодекса + 6 месяцев на выставление требования об уплате пени в соответствии с постановлением № 409 с учетом момента представления уточненных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам (25.03.2020), а также оплаты страховых взносов (13.03.2020)).
В связи с тем, что учреждение указанное требование не исполнило добровольно, инспекция вынесла решение от 01.02.2021 № 353 о взыскании указанных в требовании сумм за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств на сумму 559 729 рублей 84 копейки. Расчет пени судами проверен и является правильным.
Решение № 353: направлено по телекоммуникационным каналам учреждению и Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю в пределах срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ (получено 01.02.2021); соответствует фактической обязанности страхователя по оплате пени.
Указанное решение от 01.02.2021 также было принято в пределах установленного законом срока (18.01.2021 (срок для добровольного исполнения требования об уплате пени № 68758 от 11.12.2020) + 2 месяца на принятие решения по статье 46 НК РФ).
Установленная законодательством о налогах и сборах процедура взыскания задолженности инспекцией не нарушена.
Данные обстоятельства соответствуют материалам дела и заявителем кассационной жалобы по существу не оспорены и не опровергнуты.
В связи с изложенным, суд округа считает обоснованными выводы судов о наличии у учреждения обязанности по уплате пени по страховым взносам по дополнительным тарифам, о законности и обоснованности оспариваемого решения инспекции и об отсутствии оснований для удовлетворения заявления учреждения.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при исследовании и оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования статей 65, 71, 200 АПК РФ судами не нарушены.
Довод о нераспространении на учреждение положений постановления № 409 со ссылкой на пункт 1 указанного правового акта суд округа отклоняет, как основанный на неверном толковании указанной нормы права самим заявителем.
Из буквального толкования положений абзаца третьего пункта 7 указанного постановления следует, что предельные сроки направления требований об уплате налогов, сборов, взносов, пеней, штрафов и процентов, а также принятия решения о взыскании увеличены для налогового органа на шесть месяцев, вне зависимости от организационного-правового статуса организации – налогоплательщика (плательщика страховых взносов) и вида осуществляемой им деятельности.
Довод об отсутствии в рамках данного дела компенсационного смысла начисления пени со ссылкой на то, что она уплачена из средств бюджета для компенсации потерь бюджета несостоятелен, поскольку законом установлен общий и единый порядок налоговой ответственности юридических лиц, независимо от их статуса и финансирования. Нарушений судами при рассмотрении дела положений части 1 статьи 168 АПК РФ, суд округа не усматривает.
Приведенные в кассационной жалобе примеры судебной практики не могут быть приняты во внимание, поскольку судебные акты по указанным делам основаны и на других доказательствах и приняты при установлении иных фактических обстоятельств.
Иные доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 9 августа 2021 года по делу
№ А33-12797/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда
от 27 октября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
А.И. Рудых
В.Д. Загвоздин
М.М. Шелёмина