Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Иркутск
14 января 2022 года
Дело № А78-11431/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Хушенга-Древ» ФИО1 (доверенность от 10.02.2020, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Забайкальского края на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 сентября 2021 года по делу № А78-11431/2020 Арбитражного суда Забайкальского края,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Хушенга-Древ»
(ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - ООО «Хушенга-Древ», общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Забайкальского края (далее - Министерство) о признании незаконным решения об отказе в продлении срока рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины по лесной декларации № 4
от 10.12.2018, изложенного в письме от 24.03.2020 № УЛ-15/4825.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 мая 2021 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от
03 сентября 2021 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленного обществом требования; на Министерство возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества путем выдачи разрешения на продление сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины по лесной декларации № 4 от 10.12.2018 в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины в соответствии с заявлением общества от 03.03.2020 № 12 сроком на три месяца с момента вступления в законную силу настоящего постановления.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Согласно доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции не принял во внимание нормы Порядка заполнения и подачи лесной декларации и требования к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 № 17 (далее – Порядок № 17). Декларируемым периодом по лесной декларации является календарный год, поскольку объем заготавливаемой лесопользователем древесины должен соответствовать объему заготовки древесины применительно к конкретному календарному году. В лесной декларации общество заявило об использовании лесов (заготовка древесины) в период с 21 по 23 декабря 2018 года (3 дня) в рамках освоения допустимого объема древесины, подлежавшей изъятию в 2018 году. В соответствии с пунктом 11 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 (далее - Правила заготовки древесины), срок обусловленный лесной декларацией рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины мог быть увеличен на 12 месяцев всего 1 раз в случае возникновения неблагоприятных погодных условий. При этом моментом начала течения срока такого увеличения являлось 24.12.2018 – день, следующий за днем окончания декларируемого периода (23.12.2018), а моментом окончания течения указанного срока – 23.12.2019 (последний день 12-месячного периода); дальнейшее продление срока не допускалось.
В отзыве на кассационную жалобу общество выражает несогласие с доводами Министерства, ссылаясь на законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети «Интернет» на сайте суда – fasvso.arbitr.ru и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru), Министерство явку в судебное заседание не обеспечило, представителей не направило, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
В судебном заседании представитель общества просил оставить судебный акт без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Проверив соответствие выводов суда апелляционной инстанции установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.11.2014 между Государственной лесной службой Забайкальского края и ООО «Хушенга-Древ» был заключен договор аренды лесного участка № 1-14, по условиям которого обществу был передан лесной участок общей площадью 15 795 га, находящийся в кварталах № № 1 - 18 Хушенгинского участкового лесничества Хилокского лесничества Хилокского района Забайкальского края, для заготовки древесины на срок 25 лет с момента государственной регистрации договора.
Арендатор обязан ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию (пункт 4.12 договора).
Полномочия и функции упраздняемой Государственной лесной службы Забайкальского края по контролю и надзору, по оказанию государственных услуг и управлению в области лесных отношений, в том числе осуществление полномочий, переданных Российской Федерацией, переданы Министерству природных ресурсов Забайкальского края.
ООО «Хушенга-Древ» 10.12.2018 была подана в Министерство лесная декларация № 4 об использовании лесов для заготовки древесины в период с 21 по 23 декабря в 2018 году (3 дня).
10.01.2019 общество подало в Министерство заявление от 25.12.2018 № 74 о продлении срока действия лесной декларации от 10.12.2018 № 4 до 31.12.2019 в связи с неблагоприятными погодными условиями.
Минприроды Забайкальского края по результатам рассмотрения данного заявления 21.01.2019 обществу выдано разрешение № УЛ15/871 о продлении срока рубки, хранения и вывоза древесины по лесной декларации от 10.12.2018 № 4 на срок до 23.12.2019.
23.01.2019 общество подало в Минприроды Забайкальского края изменение № 1 к лесной декларации от 10.12.2018 № 4 об использовании лесов для заготовки древесины в период с 03.02.2019 по 23.12.2019, принятые Министерством 28.01.2019.
Также на основании заявления общества от 23.12.2019 Министерством 22.01.2020 выдано разрешение на продление срока рубки, хранения и вывоза древесины по лесной декларации от 10.12.2019 № 4 на срок до 02.02.2020 года.
24.01.2019 общество подало в Минприроды Забайкальского края изменение № 2 к лесной декларации от 10.12.2018 № 4 об использовании лесов для заготовки древесины в период с 30.01.2020 по 02.02.2020. Изменения № 2 к лесной декларации от 10.12.2018 № 4 приняты Министерством 30.01.2020.
ООО «Хушенга-Древ», ссылаясь на неблагоприятные погодные условия с марта по октябрь 2019 года, позднее рассмотрение заявления от 23.12.2019 и внесение изменений в лесную декларацию только 30.01.2020, в связи с этим продление срока заготовки и вывоза древесины фактически на 3 дня - до 02.02.2020, подало в Министерство заявление от 03.03.2020 № 12 о продлении срока рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины по лесной декларации от 10.12.2018 № 4 на срок до 15.05.2020.
Рассмотрев указанное заявление, Министерство 24.03.2020 приняло решение
УЛ-15/4825 об отказе в повторном продлении срока рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины по лесной декларации от 10.12.2018 № 4.
Полагая, что отказ Министерства не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске обществом срока на обращение в суд с заявлением, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, признал ошибочным вывод суда первой инстанции о пропуске обществом установленного законом срока на обращение в суд, как основанный на недопустимом и недостоверном доказательстве. Кроме того, апелляционный суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных обществом требований.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, исходя из следующего.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации ежегодно.
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 29).
Пунктом 11 Правил заготовки древесины (действовавшие до 31.12.2020) предусмотрено, что рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации; в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.
Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускаются в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований.
Срок рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
В соответствии с пунктом 2 Порядка № 17 лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов; срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
Пунктом 7 Порядка № 17 предусмотрено, что внесение изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода осуществляется в случаях: изменения условий договора аренды или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; внесения в установленном порядке изменений в проект освоения лесов; продления сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины согласно правилам заготовки древесины; исключения отдельных лесосек, объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры и (или) их замены на другие до начала рубки лесных насаждений; внесения изменений в материалы отвода и таксации лесосек при обнаружении ошибок до начала рубки лесных насаждений.
Пунктом 8 Порядка № 17 определено, что в случае внесения изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода лицо, подавшее лесную декларацию, направляет в уполномоченный орган письменное заявление в произвольной форме с указанием информации о вносимых изменениях, с обоснованием необходимости внесения таких изменений. К письменному заявлению прилагаются документы, обосновывающие необходимость вносимых изменений. Изменения в лесную декларацию являются неотъемлемой частью лесной декларации, в которую вносятся изменения.
Таким образом, по смыслу приведенных выше норм права, максимальный срок рубки и вывоза заготовленной древесины составляет 12 месяцев с даты начала декларируемого периода и увеличение такого срока заготовки лесных насаждений возможно в пределах срока, указанного в пункте 11 Правил заготовки древесины.
Общество, обращаясь в Министерство с заявлением от 03.03.2020, просило Министерство продлить срок рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины до 15.05.2020 в связи с неблагоприятными погодными условиями с марта по октябрь 2019 года, указывая на невозможность в связи с этим завершить работы в предоставленный ему сжатый срок, представив справку федерального государственного бюджетного учреждения «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 20.02.2020 № 20/1-105.
Отказывая обществу в повторном продлении срока рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанным обстоятельствам Министерство никакой оценки не дало, формально указав, что неблагоприятные условия в виде тумана и грозы характерны для времени года, в котором они наблюдались и не могли послужить основанием для приостановки деятельности арендатора на лесном участке.
Однако, как установлено апелляционным судом, согласно указанной справке
от 20.02.2020 № 20/1-105 по данным НП Хилок о погодных условиях с 01 марта
по 31 октября 2019 года число дней с неблагоприятными явлениями составило 122 дня:
10 дней в марте, 16 дней в апреле, 12 дней в мае, 10 дней в июне, 23 дня в июле, 26 дней в августе, 17 дней в сентябре и 8 дней в октябре.
В силу установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что у Министерства отсутствовали правовые основания для отказа
ООО «Хушенга-Древ» в продлении сроков заготовки и вывоза древесины в связи с неблагоприятными погодными условиями по лесной декларации от 10.12.2018 № 4 на срок до 15.05.2020.
Довод Министерства о том, что срок рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть продлен один раз
на 12 месяцев является несостоятельным в правовом отношении, поскольку как верно отмечено апелляционным судом испрашиваемое обществом право на увеличение срока для заготовки и вывоза древесины не противоречит пункту 11 Правил № 474 и пунктам 2, 7, 8 Порядка № 17, устанавливающим максимальный срок заготовки и вывоза древесины 12 месяцев и возможность продления такого срока на 12 месяцев ввиду сложившихся неблагоприятных погодных условий, исключающих осуществление данных действий в течение указанного срока.
Исходя из изложенного, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В качестве восстановительной меры, с учетом установленных по делу обстоятельств, в том числе о неблагоприятных погодных условиях и предоставленном обществу сроке рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения и вывоза заготовленной древесины по лесной декларации № 4 от 10.12.2018 - 1 год 1 месяц 13 дней при нормативно возможном сроке 2 года, суд апелляционной инстанции обоснованно обязал Министерство выдать обществу разрешение на продление сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины по лесной декларации № 4 от 10.12.2018 в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины в соответствии с заявлением общества от 03.03.2020 № 12 сроком на три месяца с момента вступления в законную силу настоящего постановления.
Фактические обстоятельства дела судом установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы и иное толкование им действующего законодательства, не опровергают выводы апелляционного суда, не влияют на законность принятого по делу судебного акта и не являются основаниями для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 03 сентября 2021 года по делу № А78-11431/2020 Арбитражного суда Забайкальского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Г.В. Ананьина
А.И. Рудых
М.М. Шелёмина