ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№А10-4957/2007 - Ф02-3127/2008
10 июля 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Гуменюк Т.А.,
судей: Смоляк Л.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей: от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия - Пронькиной А.И. (доверенность от 09.01.2008), от Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» - Рубан Т.А. (доверенность от 14.01.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия на решение от 26 марта 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу № А10-4957/2007 (суд первой инстанции: Дружинина О.Н.),
установил:
Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» (далее – ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке, предусмотренном статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (далее - ТУ ФСФБН в Республике Бурятия) по устранению выявленных нарушений от 29.11.2007 № 03-15/096.
Решением суда от 26 марта 2008 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Обжалуя решение суда, ТУ ФСФБН в Республике Бурятия оспаривает вывод суда об отсутствии у него полномочий на выдачу предписания об устранении выявленных по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности нарушений, считая, что такие полномочия органов финансово-бюджетного надзора предусмотрены действующим законодательством, и, учитывая законность вынесенного предписания, просит об отмене обжалуемого судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, ТУ ФСФБН в Республике Бурятия проведена внеплановая проверка финансово-хозяйственной деятельности ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» за период с 01.01.2006 по 30.09.2007, в результате которой выявлены факты неправомерного расходования бюджетных средств, что отражено в акте проверки от 09.11.2007 и дополнении к нему от 09.11.2007.
На указанный акт проверки заявителем направлены соответствующие возражения от 09.11.2007 № 2292, в связи с чем ТУ ФСФБН в Республике Бурятия подготовлено заключение на них от 29.11.2007.
На основании акта проверки и заключения на возражения в адрес ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» вынесено предписание по устранению выявленных нарушений от 29.11.2007 № 03-15/096, выразившихся в переплате зарплаты при исчислении средней заработной платы при начислении отпускных работникам с учётом разовой премии к празднику Дня медицинского работника в полном размере вместо 1/12 за каждый месяц расчётного периода; в выплате процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 40% вместо 10%; в передаче помещений в филиалах заявителя территориальным отделам Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия без согласования с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия и без заключения соответствующих договоров и оплаты за коммунальные услуги; в оказании материальной помощи лицам, не работающим в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия»; в оказании материальной помощи работнику на улучшение жилищных условий; в невосстановлении суммы причинённого работником материального ущерба; в передаче автомашины в безвозмездное пользование Управлению Роспотребнадзора по Республике Бурятия по договору безвозмездного пользования; в предоставлении услуг по организации и проведению вступительных экзаменов в Иркутский государственный медицинский университет; в оказании транспортных услуг Управлению Роспотребнадзора по Республике Бурятия, а также вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 29.11.2007 № 03-15/39, согласному которому указанные нарушения должны быть рассмотрены заявителем и приняты соответствующие меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Считая указанное предписание незаконным, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований о признании недействительным указанного предписания, суд исходил из того, что ТУ ФСФБН в Республике Бурятия имеет право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и, поскольку таковых в деятельности заявителя не установлено, выданное ответчиком предписание является незаконным, в связи с чем оно признано судом недействительным.
Проверив законность и обоснованность решения суда, принятого по настоящему делу Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Правовой статус органов финансово-бюджетного надзора определён Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», постановлением Правительства РФ от 08.04. 2004 № 198 "Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора", постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора", Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н.
В соответствии с Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Территориальное управление осуществляет в установленной сфере деятельности контроль и надзор, в том числе, за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.1.1).
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право:
- проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых:
- проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;
- проверять правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации (пункт 5.14.1).
- направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (пункт 5.14.7).
Исходя из вышеназванных норм ТУ ФСФБН в Республике Бурятия обладает полномочиями по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и вынесению предписаний по устранению выявленных нарушений.
Вывод Арбитражного суда Республики Бурятия об ограничении полномочий органов финансово-бюджетного надзора функциями по осуществлению валютного контроля и выдаче предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации является ошибочным и не соответствует положениям вышеуказанных нормативно-правовых актов.
Учитывая, что при рассмотрении настоящего дела арбитражным судом не проверена законность и обоснованность оспариваемого предписания ТУ ФСФБН в Республике Бурятия, решение суда подлежит отмене, а дело – направлению на рассмотрение по существу заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26 марта 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу № А10-4957/2007 отменить.
Дело направить в тот же арбитражный суд на рассмотрение по существу заявленных требований.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А. Гуменюк
Судьи
Л.И.Смоляк
М.М. Шелёмина