ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№А19-1802/08-61 - Ф02-6139/2008
09 декабря 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Горячих Н.А.,
судей: Кулакова В.И., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества «Иркутскэнерго» - Полусмяки А.Е. (доверенность от 01.01.2008), Областного государственного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Черемхова и Черемховского района» - Ракито Т.В. (доверенность от 08.12.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 сентября 2008 года по делу № А19-1802/08-61 (суд первой инстанции - Кшановская Е.А.),
установил:
Открытое акционерное общество (ОАО) «Иркутскэнерго» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Министерство финансов Российской Федерации), Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области, муниципальному образованию «Город Черемхово» в лице финансового управления администрации г. Черемхово с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании убытков, понесенных в связи с предоставлением гражданам субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг: с Российской Федерации – 157 079 рублей 75 копеек за декабрь 2005 года на основании Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики»; с Иркутской области – 293 857 рублей 25 копеек за сентябрь 2005 года на основании Закона Иркутской области от 05.05.2003 № 23-оз «О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области в период реформирования жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон Иркутской области от 05.05.2003 № 23-оз).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Областное государственное учреждение социального обслуживания (ОГУСО) «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Черемхова и Черемховского района», Финансовое управление администрации муниципального образования «Город Черемхово», Департамент социальной защиты населения Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 сентября 2008 года исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано 157 079 рублей 75 копеек – возмещение расходов по предоставленным субсидиям, 500 рублей – возмещение расходов по госпошлине, 4 141 рубль 60 копеек - госпошлины; с Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области взыскано 293 857 рублей 25 копеек – возмещение расходов по предоставленным субсидиям, 5 877 рублей 14 копеек – госпошлины.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 4 сентября 2008 года отменить.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, тогда как ответчиком по данной категории дел должно выступать публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Как указал заявитель, истцом не указано в чем заключается противоправное поведение ответчика - Министерства финансов Российской Федерации, причинная связь между противоправным поведением и причиненным вредом, вина Министерства финансов Российской Федерации в причинении убытков истцу не доказана.
Министерство финансов полагает недоказанным наличие состава гражданского правонарушения; незаконность действий Министерства либо его должностных лиц, повлекших причинение вреда истцу в порядке, предусмотренным действующим законодательством, не установлена.
ОАО «Иркутскэнерго» в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы, изложенные в ней, указав на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В отзыве на кассационную жалобу муниципальное образование «Город Черемхово» доводы жалобы отклонило, ссылаясь на их необоснованность.
В судебном заседании представители ОАО «Иркутскэнерго» и ОГУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Черемхова и Черемховского района» поддержали доводы отзывов.
Министерство финансов Российской Федерации, Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области, муниципальное образование «Город Черемхово» в лице финансового управления администрации г. Черемхово, Департамент социальной защиты населения Иркутской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что ОАО «Иркутскэнерго» в 2005 году во исполнение Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Иркутской области «О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области в период реформирования жилищно-коммунального хозяйства» предоставляло гражданам, проживающим в г. Черемхово, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (в виде уменьшения размера платежей за тепловую энергию).
В результате предоставления субсидий и уменьшения размера платежей за предоставление коммунальных услуг в указанный период ОАО «Иркутскэнерго» понесло расходы в сумме 450 937 рублей, из которых: по Закону Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», Жилищному кодексу Российской Федерации в декабре 2005 года – 157 079 рублей 75 копеек, по Закону Иркутской области от 05.05.2003 № 23-оз в сентябре 2005 года – 293 857 рублей 25 копеек.
Понесенные истцом расходы на общую сумму 450 937 рублей не были компенсированы, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В подтверждение расходов на заявленную сумму истцом представлены: договор от 11.01.2005 № 20, договор от 11.01.2005 № 20-16 о возмещении выпадающих доходов, связанных с предоставлением субсидий гражданам, заключенными между истцом и Комплексным центром социального обслуживания населения Черемховского городского муниципального образования; списки лиц, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, счета-фактуры за 2005 год, акты сверок взаимных расчетов за 2005 год.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Иркутской области пришёл к выводу о неисполнении ответчиками – Российской Федерации и Иркутской областью обязанности по возмещению истцу расходов по предоставлению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Иркутской области от 05.05.2003 № 23-оз. Суд также исходил из доказанности факта предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и размера убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, расходы истца, понесенные в связи с предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, обоснованно квалифицированы судом первой инстанции как убытки.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем, государством приняты некоторые социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 № 152-ФЗ) органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15.4 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и Законом Иркутской области «О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области в период реформирования жилищно-коммунального хозяйства» субсидии гражданам предоставляются на основании федеральных стандартов и региональных стандартов.
Законом Иркутской области «О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области в период реформирования жилищно-коммунального хозяйства» (в редакции от 29.12.2004) в спорный период также было предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории области (статья 5).
Судом первой инстанции установлено, что истец, следуя предписанию названных законов, в сентябре, декабре 2005 года уменьшил платежей за тепловую энергию малообеспеченным гражданам, проживающим в г. Черемхово.
Согласно пункту 1 Положения «О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения», субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги (п.6, 7).
Статья 15.4 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» устанавливает, что возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
В соответствии со статьей 6 Закона Иркутской области «О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области в период реформирования жилищно-коммунального хозяйства» финансирование расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств, предусмотренных в законе области об областном бюджете на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 № 154-ФЗ увеличение расходов органов самоуправления, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется органами, принявшими решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Органы государственной власти гарантируют компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов (пункт 3 статьи 5 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.1997 №126-ФЗ).
Выделенные на указанные цели из федерального и областного бюджета средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца.
Доказательства нецелевого использования муниципальным образованием «Город Черемхово» полученных в 2005 году бюджетных средств на реализацию Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и Закона Иркутской области «О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области в период реформирования жилищно-коммунального хозяйства» в материалы дела не представлено.
Исходя из изложенного, учитывая положения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» Арбитражный суд Иркутской области суд пришел к правомерному выводу о том, что убытки истца за декабрь 2005 года в сумме 157 079 рублей 75 копеек должны возмещаться за счет средств бюджета Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации; понесенные истцом расходы за сентябрь 2005 года в сумме 293 857 рублей 25 копеек - за счет средств бюджета Иркутской области, как публично-правовых образований, не исполнивших свою обязанность по финансированию указанных субсидий.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъект ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а изложенные в нем выводы установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.
Оснований для переоценки выводов Арбитражного суда Иркутской области у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению как несостоятельные.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 сентября 2008 года по делу № А19-1802/08-61 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Судьи
Н.А. Горячих
В.И. Кулаков
Л.М. Соколова