НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 09.03.2007 № А19-12509/06

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

тел. 20-95-67,  тел./факс 20-96-75, e-mail: sibiria@arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

№А19-12509/2006-6 - Ф02-762/2007

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего  Васиной Т.П.,

судей: Некрасовой Н.В., Палащенко И.И.,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца – муниципального унитарного предприятия «Усольский районный производственный трест жилищно-коммунального хозяйства» – Петровой С.В. (доверенность от 28.04.2006),

от ответчика –  Российской Федерации в лице Министерства финансов России, представляемого Управлением федерального казначейства по Иркутской области – Вокиной М.В. (доверенность от 20.01.2007 №13-17/4),

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия «Усольский районный производственный трест жилищно-коммунального хозяйства» и Российской Федерации в лице Министерства финансов России на решение от 13 октября 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 11 декабря 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу                  №А19-12509/2006-6 (суд первой инстанции – Коломинова Н.Ю., суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Архипенко А.А., Матинина Л.Н.),

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Усольский районный производственный трест жилищно-коммунального хозяйства» (далее – МУП «Усольский РПТ ЖКХ») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании с Российской Федерации в лице Минфина России задолженности в размере 16 021 661 руб. по возмещению доходов от предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим на это право.

Решением от 13 октября 2006 года иск удовлетворен частично: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу МУП «Усольский РПТ ЖКХ» взыскано 11 582 287 руб. расходов, понесенных от предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 11 декабря 2006 года решение суда первой инстанции изменено: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу МУП «Усольский РПТ ЖКХ» взыскано 11 727 187 руб. 39 коп. В остальной части иска отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, МУП «Усольский РПТ ЖКХ» и Российская Федерация в лице Минфина России обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 13 октября 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 11 декабря 2006 года Арбитражного суда Иркутской области отменить.

Как указывает МУП «Усольский РПТ ЖКХ», суд неправильно сделал вывод о пропуске истцом срока исковой давности, судом не были применены положения части 2 статьи 314 ГК РФ для определения срока исполнения обязательств.

Российская Федерация в лице Минфина России, ссылаясь на положения статьи 15.4 ФЗ от 24.12. 92 №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», статьи 6 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», считает, что обязанность по выделению средств на предоставление субсидий возложена не только на федеральные органы власти, но и на органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 27 февраля 2007 года судом был объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 1 марта 2007 года. Представители сторон после перерыва участия в судебном заседании не принимали.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы  извещены надлежащим образом.

На основании части 2 статьи 176 и части 1 статьи 284 АПК РФ резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 1 марта 2007 года, постановление в полном объеме изготовлено 9 марта 2007 года.

Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, в соответствии с требованиями Закона РФ от 24.12.92 №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», постановления Правительства РФ от 02.08.99 №887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» истец в период с 01.01.2003 по 30.06.2004 предоставлял гражданам субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Общая сумма предоставленных истцом субсидий за указанный период составила 27 229 826 руб. 68 коп. Размер предоставленных субсидий подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

Ссылаясь на то, что расходы на предоставление субсидий возмещены частично, МУП «Усольский РПТ ЖКХ» обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Арбитражный суд Иркутской области при разрешении спора правомерно руководствовался статьями 309, 310 ГК РФ, статьями 15, 15.4 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», Законом Иркутской области от 05.05.2003 №23-оз «О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства», Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.99 №887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг», ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления».

В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления субсидий и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление субсидий, исследования представленных доказательств суд пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Российской Федерации.

При этом Арбитражный суд Иркутской области исходил из установления факта предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению и из недостаточности выделенных из федерального бюджета средств для погашения расходов истца. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.

Ответчиком (Минфином РФ) до принятия судом решения заявлялось о пропуске истцом срока исковой давности по взысканию компенсаций за период с 01.01.2003 по 13.04.2003.

Как следует из материалов дела, МУП «Усольский РПТ ЖКХ» предоставило населению льготы за 1-ый квартал 2003 года на сумму 4 439 373 руб. 70 коп.

Суд правильно применил исковую давность по заявлению ответчика на основании статей 196 и 199 ГК РФ и отказал в иске в части взыскания долга за 1-ый квартал 2003 года, поскольку требования к РФ в лице Минфина России предъявлены истцом 18.04.2006. О нарушении прав по оплате услуг за 2-ой квартал 2003 года истец мог узнать в 3-ем квартале 2003 года, в связи с чем срок исковой давности для обращения в суд за взысканием долга за 13 дней апреля 2003 года не истек.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит правомерными и законными судебные акты о частичном удовлетворении требований истца.

Согласно статье 15 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.

Во исполнение названного Закона Правительство Российской Федерации постановлением от 02.08.99 №887 утвердило Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, согласно пунктам 6 и 7 которого субсидии устанавливаются (рассчитываются) организацией, уполномоченной органом местного самоуправления, а порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по федеральному закону, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов РФ, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовой год (статья 15.4 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики»).

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 38 ФЗ от 28.08. 95 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» увеличение расходов органов самоуправления, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется органами, принявшими решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Органы государственной власти гарантируют компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов (пункт 3 статьи 5 ФЗ от 25.09.97 №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»).

Арбитражный суд Иркутской области установил, что в соответствии с Федеральными законами №176-ФЗ от 24.12.2002 «О федеральном бюджете на 2003 год», №186-ФЗ от 23.12.2003 «О федеральном бюджете на 2004 год» государством установлены размеры дотаций, выделяемых из фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг из федерального бюджета. Так, в 2003 году Иркутской области выделено 99 572 тыс. руб., в 2004 году – 77 255 тыс. руб.

Названные средства, направленные на частичное финансирование расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, отражены в областных законах об областных бюджетах на соответствующие годы.

Все заложенные и перечисленные денежные средства распределены между муниципальными образованиями, из которых Усольскому районному муниципальному образованию выделено в 2003 году 3 252 тыс. руб., в 2004 году – 118 тыс. руб.

Между тем выделенные средства не компенсировали в полном объеме понесенные истцом расходы. Факт и правомерность предоставления льгот ответчиками не оспариваются.

Поскольку Российская Федерация, принимая Закон о жилищной политике, наделила органы местного самоуправления государственными полномочиями по выплате субсидий населению, при этом в спорный период Российская Федерация в целях реализации указанных полномочий передала в муниципальное образование недостаточно денежных средств, ответственность за неполное возмещение произведенных коммерческой организацией расходов в связи с предоставлением субсидий должна нести Российская Федерация в лице Минфина России.

При изложенных обстоятельствах является законным и обоснованным вывод арбитражного суда о взыскании убытков от предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета.

Ссылка Российской Федерации в лице Минфина России на статью 15.4 Закона о жилищной политике, устанавливающей совместное финансирование расходов, связанных с предоставлением населению субсидий, отклоняется, поскольку федеральный законодатель, предоставив льготы в виде субсидий по оплате коммунальных услуг, не урегулировал вопрос о распределении расходов между бюджетами различных уровней. Кроме того, ответчиком не представлено доказательств нецелевого использования субъектом РФ средств федерального бюджета и достаточное их направление.

Изложенные в кассационной жалобе МУП «Усольский РПТ ЖКХ» доводы о том, что срок исковой давности не пропущен, идентичны изложенным в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции им дана надлежащая, соответствующая материалам дела и закону оценка. Оснований для переоценки выводов суда не имеется.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, изменению не подлежат, а кассационные жалобы следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 274, 286–289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 13 октября 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 11 декабря 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу                  №А19-12509/2006-6 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.П. Васина

Судьи

Н.В. Некрасова

И.И. Палащенко