НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2008 № А33-9429/2007-03АП-1567/2007-Ф02-1224/2008

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

Дело № А33-9429/2007-03АП-1567/2007 – Ф02-1224/2008

8 апреля 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Парской Н.Н.,

судей: Белоножко Т.В., Борисова Г.Н.,

при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю ФИО1 (доверенность от 28.03.2008) и открытого акционерного общества «Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» ФИО2 (доверенность от 14.01.2008 № 1),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю на решение от 16 октября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 24 декабря 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-9429/2007 (суд первой инстанции – Бескровная Н.С.; суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Демидова Н.М., Первухина Л.Ф.),

установил:

Открытое акционерное общество «Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (далее – общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения от 15.03.2007 № 1 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярского края (далее - налоговая инспекция) в части доначисления налога на прибыль в сумме 28 661 491 рубль 23 копейки, доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 12 879 414 рублей 29 копеек, предписания внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

Решением от 16 октября 2007 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции 24 декабря 2007 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с нарушением судами норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, налогоплательщиком необоснованно исключены из состава доходов от реализации электрической энергии для целей налогообложения суммы стоимостного небаланса ФОРЭМ за 2003 год – 1 полугодие 2006 года, что привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.

Налоговая инспекция полагает, что в рассматриваемом случае объем электроэнергии равен общему объему электроэнергии, поставленному на ФОРЭМ, а стоимость поставки электроэнергии определяется как произведение тарифа, установленного ФЭК РФ, на общее количество поставленной энергии.

По мнению налоговой инспекции, законодательством закреплено четкое правило соблюдения баланса стоимости электроэнергии, поставленной на ФОРЭМ, и электроэнергии, купленной с ФОРЭМ. Налог должен уплачиваться исходя из произведения фактического объема и стоимости единицы реализованной электроэнергии, а не выручки, полученной в счет оплаты реализованной электроэнергии.

Кроме того, в своей кассационной жалобе налоговая инспекция указывает на то, что судом не дана оценка несоответствию фактического определения выручки установленному в учетной политике методу начисления.

В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции общество, ссылаясь на необоснованность ее доводов и законность принятых по делу судебных актов, просит оставить их без изменения.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель налоговой инспекции в судебном заседании поддержал доводы жалобы.

Представитель общества возражал против доводов жалобы, ссылаясь на их необоснованность.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Красноярская ГРЭС-2» реорганизовано в форме присоединения к открытому акционерному обществу «Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии», снято с учета в налоговом органе 29.09.2006.

Открытое акционерное общество (ОАО) «Красноярская ГРЭС-2» осуществляло производство и реализацию электроэнергии, входило в перечень коммерческих субъектов Федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее – ФОРЭМ, оптовый рынок), тарифы на электрическую энергию для которых устанавливаются Федеральной Энергетической Комиссией Российской Федерации (далее – ФЭК РФ).

Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по деятельности филиала – ОАО «Красноярская ГРЭС-2» по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.04.2003 по 31.07.2006.

По результатам проверки составлен акт от 15.01.2007 № 1 и вынесено решение от 15.03.2007 № 1 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», которым обществу предложено уплатить дополнительно начисленные налоги, в том числе, налог на прибыль в общей сумме 28 661 491 рубль 23 копейки; налог на добавленную стоимость в общей сумме 12 879 414 рублей 28 копеек.

Общество, полагая решение налоговой инспекции нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта частично недействительным.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и обоснованности исключения из состава доходов и выручки от реализации сумм недоплаты по балансу и тарифам ФЭК РФ.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает данные выводы судов правильными.

В проверяемом периоде налогоплательщик вырабатывал электроэнергию и поставлял ее на оптовый рынок.

Статьей 1 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» определено, что федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее - оптовый рынок) - сфера обращения особого товара - электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъектов оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка.

Основные принципы функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) определены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 года № 793 «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 года № 793 в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» утверждены Основные принципы функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее - основные принципы ФОРЭМ), в соответствии с которыми Федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) является сферой купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России.

В соответствии с пунктом 8 Основных принципов ФОРЭМ поставка электрической энергии (мощности) на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) и получение ее с указанного оптового рынка осуществляются на основании договоров субъектов оптового рынка с Российским акционерным обществом «ЕЭС России» или уполномоченной им организацией, заключенных в установленном порядке.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что налогоплательщиком заключались договоры на поставку, получение и оплату электроэнергии и мощности и оказание услуг между ним как поставщиком, покупателями электрической энергии и закрытым акционерным обществом «ЦДР ФОРЭМ» (оператор), согласно которым поставщик поставляет электрическую энергию и мощность в сеть ЕЭС России с оплатой их стоимости покупателем, покупатель принимает электрическую энергию и мощность из сетей ЕЭС России и оплачивает их стоимость поставщику, а оператор оказывает услуги по организации функционирования и развития ФОРЭМ и по реализации договорных отношений между субъектами.

В соответствии с условиями данных договоров на оператора (ЗАО "ЦДР ФОРЭМ") возложены обязанности по осуществлению учета количества и стоимости электроэнергии и мощности, отпущенных налогоплательщиком, являющимся поставщиком, и полученных покупателями, ведению учета расчетов и контроля оплаты покупателями полученной электроэнергии (мощности), сообщению сумм платежей поставщику и покупателям. Для определения количества реализованной и приобретенной электроэнергии, оператор устанавливает схемы плановых платежей, на основании которых составляются счета-извещения и счета-требования.

Условиями данных договоров предусмотрена также обязанность оператора при общей несбалансированности ФОРЭМ из-за утвержденных ФЭК России плановых балансов электроэнергии и мощности и утвержденных для поставщиков и покупателей тарифов распределение платежей производить с учетом существующего стоимостного баланса ФОРЭМ с возмещением выпадающих доходов в последующих периодах.

Согласно пункту 2 Инструкции о порядке расчета стоимостного баланса федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ) при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с ФОРЭМ, утвержденной постановлением ФЭК России от 21.01.2000 № 4/6 (далее – Инструкция № 4/6), стоимостным балансом ФОРЭМ является соотношение суммарной стоимости поставок электрической энергии (мощности) на оптовый рынок всеми поставщиками – субъектами ФОРЭМ (стоимостный поток на оптовый рынок) и стоимости поставок электрической энергии (мощности) с оптового рынка всем оптовым покупателям – субъектам ФОРЭМ, включая потребителей, выведенных на ФОРЭМ, а также поставки электрической энергии (мощности) с ФОРЭМ на экспорт (стоимостный поток с оптового рынка).

Стоимостный поток оптового рынка:

- при превышении стоимости поставки электрической энергии (мощности) на оптовый рынок над стоимостью поставки электрической энергии (мощности) с оптового рынка является отрицательным;

- при превышении стоимости поставки электрической энергии (мощности) с оптового рынка над стоимостью поставки электрической энергии (мощности) на оптовый рынок является положительным (бездефицитным или избыточным).

В соответствии со статьей 54 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

В соответствии со статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Согласно пункту 2 статьи 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль регулируется главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которой признаются для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Согласно статьей 248 Кодекса к доходам в целях налогообложения налогом на прибыль относятся прежде всего доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

Статьей 249 Кодекса установлено, что доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Пунктом 2 названной статьи Кодекса определено, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Согласно статье 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.

Статьей 40 Кодекса, устанавливающей принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, предусмотрено, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Пунктом 13 названной статьи установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» установлено, что государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

Названной нормой установлено также, что оплата электрической и тепловой энергии производится за фактически принятое потребителем количество электрической и тепловой энергии в соответствии с данными учета электрической и тепловой энергии, если иное не предусмотрено федеральным законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон.

Из анализа норм названного закона следует, что государственное регулирование тарифов осуществляется как в отношении энергоснабжающих организаций, так и в отношении потребителей энергии.

Пунктом 3 статьи 249 Кодекса предусмотрено, что особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями настоящей главы.

Поставки электрической энергии на оптовый рынок имеют специфический характер и регулируются целым рядом законодательных и нормативных актов. Вместе с тем данные нормативные акты и глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливают какие-либо особенности в определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль для поставщиков электрической энергии.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что фактический объем реализованной электроэнергии и ее стоимость должны быть выведены на основании актов первичного учета, составленных по показаниям приборов коммерческого учета. Суммы отрицательного стоимостного небаланса не соответствует критериям дохода от реализации, поскольку его возникновение не связано с реализацией товаров по конкретному договору, в отношении суммы небаланса не имеется конкретного лица, обязанного его погасить.

Материалами дела подтверждается, что общество рассчитывало выручку от реализации электроэнергии на ФОРЭМ на основании полученных счетов-извещений от системного оператора на федеральном оптовом рынке электроэнергии – ЗАО «ЦДР ФОРЭМ», а в дальнейшем ЗАО «ЦФР».

Стоимость поставки электроэнергии в счетах-извещениях, а также в бухгалтерском и налоговом учете общества рассчитывалась из предельно максимального установленного ФЭК России (в 2005-2006 годах – Федеральной службой по тарифам) тарифа для ОАО «Красноярская ГРЭС-2», как для поставщика, и общего объема поставленной электроэнергии.

Согласно счетам-извещениям за электроэнергию и мощность, поставляемую на рынок перетоков общества, а также оборотным ведомостям по сальдоперетокам за период с 01.01.2003 по 31.07.2006 выручка общества от реализации электроэнергии составила 7 551 517 287 рублей 68 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость – 1 068 976 464 рубля 97 копеек.

Согласно счетам-извещениям, оборотным ведомостям по сальдоперетокам за 2003 год – 1 полугодие 2006 года сумма недоплаты (переплаты) по тарифам и балансу ФЭК (ФСТ) России составила 218 020 211 рублей 36 копеек, включая налог на добавленную стоимость.

Налогоплательщик исключил из состава доходов от реализации электрической энергии для целей налогообложения стоимостный небаланс оптового рынка за 2003 год – 1 полугодие 2006 года на сумму 216 419 954 рубля 80 копеек. Недоплата возникла в виде разницы между объемом поставки, рассчитанной исходя из предельно максимальных тарифов ФЭК (ФСТ) России для общества, и объемов поставки, рассчитанных и распределенных между потребителями (покупателями) системным оператором ЗАО «ЦДР ФОРЭМ» (ЗАО «ЦФР») за отчетный период.

Судами двух инстанций обоснованно указано, что исключение из налоговой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость небаланса ФОРЭМ не нарушает порядок, установленный пунктом 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, так как реализация электроэнергии производится в соответствии с установленными ФЭК (ФСТ) России тарифами для покупателя.

По смыслу статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации при применении метода начисления доходы признаются для целей налогообложения после возникновения у налогоплательщика права требования к получателю товаров (работ, услуг) в размере выручки, подлежащей поступлению налогоплательщику в непосредственной связи с реализацией товаров (работ, услуг).

При рассмотрении настоящего дела налоговой инспекцией не представлены в суды первой и апелляционной инстанций доказательства, подтверждающие наличие у налогоплательщика в проверяемый период права требовать от конкретных покупателей электроэнергии ее оплаты по тарифу, утвержденному для поставщика.

Как установлено пунктом 7 Инструкции № 4/6, в случае невозможности обеспечения в текущем периоде регулирования бездефицитности стоимостного баланса оптового рынка ФЭК России принимает решение о порядке учета этого дефицита средств при регулировании тарифов в будущие периоды.

Представляется обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что, поскольку право требовать уплаты средств с целью восполнения стоимостного небаланса возникает у налогоплательщика только после принятия уполномоченным государственным органом решения о корректировке тарифов, и притом в форме оплаты электроэнергии (мощности) за последующие периоды, то оснований считать сумму небаланса частью выручки от реализации электроэнергии за предыдущие периоды не имеется.

Остальные доводы кассационной жалобы также подлежат отклонению как необоснованные и по сути повторяющие доводы, ранее приводимые налоговой инспекцией в судах первой и апелляционной инстанций, и проанализированные ими.

В кассационной жалобе не приведено иных доводов в пользу отмены обжалуемых судебных актов по делу.

Кроме того, налоговой инспекцией не указаны в жалобе конкретные нормы материального и процессуального права, которые суды нарушили при принятии по делу обжалуемых решения и постановления. Доводы налоговой инспекции направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой и апелляционной инстанций, что в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в суде кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах судебные акты, принятые на основании всестороннего и полного исследования представленных в материалы дела доказательств и при правильном применении норм материального и процессуального права, изменению или отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 16 октября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 24 декабря 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-9429/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Н.Н. Парская

Судьи

Т.В. Белоножко

Г.Н. Борисов