ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
тел./факс (3952) 20-96-75, 56-44-66 www.fasvso.arbitr.rue-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Иркутск
№А33-3646/2009
7 октября 2009 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Горячих Н.А.,
судей: Воробьёвой Н.М., Мироновой И.П.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Краевого государственного автономного учреждения «Красноярсклес» на решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 мая 2009 года по делу № А33-3646/2009 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2009 года по тому же делу (суд первой инстанции: Юрченкова Р.М.; суд апелляционной инстанции: Бабенко А.Н., Споткай Л.Е., Шошин П.В.),
установил:
Агентство лесной отрасли Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к краевому государственному автономному учреждению «Красноярское управление лесами» (далее – КГАУ «Красноярское управление лесами») с иском о взыскании 3 443 759 рублей 90 копеек, в том числе 3 107 153 рублей 90 копеек долга, 336 606 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами по договору от 11.04.2008 № 60.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 мая 2009 года исковые требования удовлетворены частично. С КГАУ «Красноярское управление лесами» в пользу Агентства лесной отрасли Красноярского края взыскано 3 430 814 рублей 80 копеек, в том числе 3 107 153 рубля 80 копеек платы за пользование лесами, 323 661 рубль процентов. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2009 года решение от 12 мая 2009 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, КГАУ «Красноярское управление лесами» обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 12 мая 2009 года, постановление от 10 августа 2009 года, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неправильно применили нормы материального права (статью 76 Лесного кодекса Российской Федерации).
Заявитель указал на то, что в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310) истцом при определении стоимости лесопродукции не применены корректирующие коэффициенты для поврежденных лесных насаждений.
Заявитель также ссылается на то, что подписал акты передачи лесных насаждений от 11.04.2008 без их осмотра, в связи с чем в актах отсутствуют сведения о повреждении лесопродукции в результате пожаре.
Агентство лесной отрасли Красноярского края отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений №11447, №11450), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 30 сентября 2009 года объявлялся перерыв до 11 часов 55 минут 7 октября 2009 года, о чем сделано публичное сообщение.
После перерыва представители лиц, участвующих в деле, участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием по делу является требование о взыскании задолженности по оплате по договору от 11.04.2008 стоимости заготовленной лесопродукции и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на сумму задолженности.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что ответчик в нарушение условий договора от 11.04.2008 №60 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Красноярского края не оплатил переданные ему по актам от 11.04.2008 №№ 3.1-3.50 для заготовки лесные насаждения.
Ссылаясь на просрочку исполнения обязательств ответчиком, в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации истец начислил проценты за пользование чужими денежными средствами, исходя из суммы задолженности за приобретенные лесонасаждения без учета НДС и учетной ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации в размере 13 процентов годовых.
В качестве доказательств в материалы дела представлены: договор от 11.04.2008, акты передачи лесных насаждений от 11.04.2008 №№3.1- 3.50, уведомление об оплате от 10.12.2008, расчет процентов.
Правовым основанием иска указаны статьи 307, 309, 310, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик иск не признал, сославшись на то, что иск заявлен неуполномоченным лицом; истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора; расчет произведен истцом в плотных кубических метрах, в связи с чем цена договора могла быть завышена; в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» истец не применил корректирующие коэффициенты для поврежденных пожаром лесных насаждений.
Арбитражный суд Красноярского края, удовлетворяя исковые требования в части взыскания основного долга, сослался на статьи 8, 307, 309, 395, 421, 424, 454, 486 Гражданского кодекса Российской Федерации; статьи 19, 75, 76, 77, Лесного кодекса Российской Федерации; постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310.
При этом суд исходил из обоснованности требований истца, из отсутствия доказательств оплаты задолженности ответчиком, а также сослался на отсутствие оснований для применения корректирующих коэффициентов в связи с повреждением лесных насаждений пожаром, поскольку в актах передачи лесонасаждений для заготовки от 11.04.2008 сведений об их повреждении не содержится.
Суд, частично удовлетворяя исковые требования в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, сослался на пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» и указал на необходимость применения при расчете процентов ставки рефинансирования 12, 5 процентов, а не 13 процентов, как просил истец.
Третий арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда первой инстанции и апелляционного суда законными и обоснованными, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что между Агентством лесной отрасли администрации Красноярского края (заказчик) и Краевым государственным автономным учреждением «Красноярское управление лесами» (подрядчик) по результатам конкурса был подписан договор, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по охране, защите, воспроизводству лесов, находящихся на землях лесного фонда Красноярского края. Одновременно с выполнением указанных работ осуществляется продажа подрядчику лесных насаждений для заготовки древесины на лесном участке, в границах указанных в настоящем договоре (п. 1.1, 1.3).
Пунктами 7.1, 7.3 стороны предусмотрели, что подрядчик производит оплату за древесину, заготовленную в ходе выполнения работ, в размере 3 107 153 рублей 90 копеек в течение 10 банковских дней с даты подписания сторонами актов сдачи-приемки лесных насаждений.
Факт передачи истцом лесных насаждений ответчику подтверждается подписанными сторонами актами передачи от 11.04.2008 №№3.1-3.50.
В силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации усматривается, что Российская Федерация делегировала субъектам Российской Федерации полномочия, в том числе, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетными полномочиями по осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет обладает администратор доходов бюджета.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» и приложением 6 к нему за Федеральным Агентством лесного хозяйства закреплены функции главного администратора дохода федерального бюджета за пользование лесным фондом.
Федеральное Агентство лесного хозяйства приказом от 16.01.2008 № 8 «Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2008 году» закрепило за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области лесных отношений, функции по администрированию доходов бюджетной системы Российской Федерации в части платы за использование лесов.
Кроме того, пунктом 1 названного приказа органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области лесных отношений, наделены также полномочиями на взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Таким образом, Агентство лесной отрасли Красноярского края является администратором поступлений платежей в федеральный бюджет по платежам за использование лесов, следовательно, оно обладало правом на обращение в суд с данным иском.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заключенный между сторонами договор от 11.04.2008 является договором подряда с элементами договора купли-продажи лесных насаждений.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Пунктом 1 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств надлежащего исполнения обязательств по оплате за переданные по актам от 11.04.2008 лесные насаждения, суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с КГАУ «Красноярское управление лесами» стоимости заготовленных лесонасаждений в размере 3 107 153 рублей 90 копеек, а также процентов, начисленных на данную сумму.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что истцом не применены корректирующие коэффициенты для поврежденных лесных насаждений, отклоняется судом кассационной инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 7.1 договора от 11.04.2008 стороны установили, что плата за заготовку древесины рассчитана в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации на основании минимального размера платы за единицу объема лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Лесного кодекса Российской Федерации минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.
Пунктом 3 названной нормы Кодекса установлено, что ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений, а также недревесных лесных ресурсов (хворост, сучья) установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310.
Подписанные сторонами акты передачи лесных насаждений сведений об их повреждении не содержат. Иные доказательства, подтверждающие факт повреждения приобретенных насаждений, ответчик в материалы дела не представил.
Арбитражный суд Красноярского края и Третий арбитражный апелляционный суд в соответствии с требованиями части 2 статьи 65, части 1 статьи 67, статей 68, 71, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценили доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 мая 2009 года по делу № А33-3646/2009 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2009 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.А. Горячих
Судьи:
Н.М. Воробьёва
И.П. Миронова