НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2009 № А33-15989/2008

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел./факс (3952) 56-44-04, 56-44-61 www.fasvso.arbitr.rue-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Иркутск

№А33-15989/2008

7 июля 2009 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Юдиной Н.М.,

судей: Брюхановой Т.А, Первушиной М.А.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2009 года по делу №А33-15989/2008, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2009 года по тому же делу (суд первой инстанции–Лапина М.В., суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Бычкова О.И., Демидова Н.М.)

установил:

Закрытое акционерное общество «Племенной завод Элита» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю (далее-инспекция) о признании недействительным решения от 08.10.2007 №31 в части начисления земельного налога за 2004, 2005 годы в сумме 155 473 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 46 443,74 рублей, привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 31 094 рублей, к Управлению Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю (далее – управление) о признании недействительным решения от 05.12.2007 №25-1032 в части оставления без изменения решения инспекции от 08.10.2007 №31 в части начисления земельного налога за 2004, 2005 годы в сумме 155 473 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 46 443,74 рублей, привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-Кодекс) за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 31 094 рублей.

6 ноября 2008 года дело передано Арбитражным судом г. Москвы в Арбитражный суд Красноярского края.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2009 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2009 года решение суда оставлено без изменения.

Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, регистрация права бессрочного (постоянного) пользования общества на земельный участок не признана недействительной в установленном законом порядке, следовательно, общество в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю» обязано уплатить соответствующую сумму налога;

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что на основании приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР от 08.05.1991 №368 государственный племенной завод «Элита» преобразован в акционерное общество закрытого типа коллективное сельскохозяйственное предприятие племенной завод «Элита» (далее-АОЗТ КСП «Племенной завод Элита») с коллективно-долевой формой собственности. АОЗТ КСП «Племенной завод Элита» зарегистрировано в качестве юридического лица на основании постановления Администрации Емельяновского района Красноярского края 10.12.1991 №627.

Согласно постановлению Администрации Емельяновского района Красноярского края №41 от 21.01.1993 АОЗТ КСП «Племенной завод Элита» передан земельный участок для сельскохозяйственного использования площадью 5 919 га. Право бессрочного (постоянного) пользования указанным земельным участком подтверждается свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей ККР-1100 №014091а от 25.01.1993.

В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства сельского хозяйства и природопользования РСФСР №368 от 08.05.1991 во владение, пользование и распоряжение трудового коллектива безвозмездно переданы основные фонды, оборотные средства и другое имущество госплемзавода, сформированное за счет собственных средств.

Согласно акту передачи основных и оборотных фондов денежных средств коллективу АОЗТ КСП «Племенной завод Элита» от 15.08.1991 и акту стоимости передаваемого безвозмездно имущества коллективному предприятию Емельяновского района Красноярского края по состоянию на 01.04.1991 АОЗТ КСП «Племенной завод Элита» в порядке приватизации (преобразования) было безвозмездно передано имущество стоимостью 10 858 рублей (с учетом деноминации). В состав переданного имущества земельные участки не включены.

25.04.1994 состоялось общезаводская конференция уполномоченных представителей АОЗТ КСП «Племенной завод Элита», на которой принято решение о внесении дополнений и изменений в устав. Согласно указанному решению уставный капитал АОЗТ КСП «Племенной завод Элита» составляет учредительные взносы акционеров в сумме 10 858 рублей, земельный пай учредителей в размере 5 854 га, в том числе пашни 3 660 га.

Согласно постановлению Администрации Емельяновского района Красноярского края №572 от 08.08.1994 членам АОЗТ КСП «Племенной завод Элита» в долевую собственность бесплатно предоставлен земельный участок площадью 5618 га из числа предоставленных ранее обществу в пользование 5 919 га. Земельная доля определена в размере 9,0 га на каждого акционера.

На величину уставного капитала в размере 10 858 рублей (с учетом деноминации) в момент учреждения АОЗТ КСП «Племенной завод Элита» осуществлен выпуск акций в количестве 10 858 шт. номинальной стоимостью 1 руб. (с учетом деноминации) каждая. Выпуск акции зарегистрирован Финансовым управлением Администрации Красноярского края 29.07.1994 с внесением в государственный реестр ценных бумаг записи под номером 19-1-782, что подтверждается письмом Финансового управления Администрации Красноярского края №04-10/1595 от 29.07.1994. Земельные паи в уставный капитал общества акционерами не вносились.

Постановлением Администрации Емельяновского района Красноярского края №198 от 17.04.1997 АОЗТ КСП «Племенной завод Элита» преобразовано в закрытое акционерное общество «Племенной завод Элита».

Общество перерегистрировано Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №17 по Красноярскому краю 18.07.2002.

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности общества. По результатам проверки составлен акт от 23.08.2007 № 32. и принято решение (с учетом возражений) от 08.10.2007 № 31, согласно которому обществу доначислен земельный налог за 2004, 2005 годы в сумме 155 473 рублей, пени в сумме 46 443,74 рублей, общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в размере 31 094 рублей.

Основанием для доначисления земельного налога, а также соответствующих сумм пени и штрафа послужило то, что общество имеет земельные участки сельскохозяйственного использования в бессрочном (постоянном) пользовании общей площадью 4 329 га, входящих в состав земель общей площадью 5 919 га, предоставленных на основании постановления Администрации Емельяновского района Красноярского края № 41 от 21.01.1993 и удостоверенных свидетельством ККР-1100 №014091а от 25.01.1993, была установлена неуплата земельного налога за 2004, 2005 годы.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган. Решением управления №25-1032 от 05.12.2007, решение инспекции №31 от 08.10.2007 в части доначисления земельного налога, а также соответствующих сумм пени и штрафа оставлено без изменения.

Считая решения инспекции и управления от 08.10.2007 №31 и от 05.12.2007 №20-1032 соответственно, незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными в части.

Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды исходили из следующего.

В соответствии со статьей 5 Закона РСФСР от 23.11.1990 №374-1 «О земельной реформе» колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могли передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.

При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производилась Советами народных депутатов за плату и бесплатно (статья 8 названного Закона).

Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.

Согласно пункту 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 №708, и разработанного на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 №323, в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (далее - Указ №1767) определено, что правоустанавливающим документом в отношении земельной доли следует считать свидетельство о праве собственности на землю, зарегистрированное в регистрационной (поземельной) книге.

В пункте 5 Указа №1767 в редакции, действовавшей до 25.01.1999, установлено, что каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной данным Указом, с определением площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.

Собственники земельных долей (паев) без согласия других сособственников имели право продавать земельные доли (паи) другим членам коллектива, а также иным гражданам и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции.

Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 07.03.1996 №337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» (далее - Указ №337) собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе: передать земельную долю по наследству; использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства; продать земельную долю; подарить земельную долю; обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве; передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства; передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания; внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.

Указ №337 предусматривал возможность передачи земельных долей в аренду сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Следовательно, при проведении земельной реформы в Российской Федерации, земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельные доли.

Из материалов дела следует, что во исполнение Указа №1767 постановлением Администрации Емельяновского района Красноярского края от 08.08.1994 №572 членам акционерного общества (622 человека) переданы земельные доли в праве долевой собственности на землю площадью 5 618 га. Земельная доля определена в размере 9 га земли на каждого человека.

Таким образом, из содержания указанного выше постановления администрации следует, что земельный участок площадью 5 618 га безвозмездно передан в общую долевую собственность гражданам-акционерам акционерного общества «Племенной завод Элита».

Принятие в последующем новых нормативных актов, в том числе Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон №101-ФЗ) и неполучение акционерами свидетельств о праве собственности на земельную долю не повлекло утраты гражданами приобретенного ими права собственности на долю в праве собственности на земельный участок.

В спорных периодах правоотношения по уплате земельного налога регулировались Законом Российской Федерации «О плате за землю» от 11.10.1991 №1738-1.

Согласно статье 1 указанного Закона плательщиками земельного налога являлись собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. За земли, переданные в аренду, взималась арендная плата.

Из материалов дела следует, что в октябре 2003 года между собственниками земельных долей и обществом заключены договоры аренды земельных долей сроком на три года с условием о выплате арендной платы в натуральной форме.

Статьей 15 Закона №101-ФЗ определено, что земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного закона, является долей в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии - выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 18 Закона №101-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона №101-ФЗ предусмотрено: к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила данного Кодекса применяются с учетом особенностей, установленных статьей 12, а также статьями 13 и 14 Закона №101-ФЗ.

Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона №101-ФЗ договоры аренды земельных долей, заключенные до вступления в силу названного Закона, должны быть приведены в соответствие с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 9 Закона в течение двух лет со дня вступления Закона в силу.

В случае, если указанные в пункте 1 статьи 16 Закона №101-ФЗ договоры аренды земельных долей в течение двух лет со дня вступления в силу Закона не приведены в соответствие с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 9 Закона, к таким договорам применяются правила договоров доверительного управления имуществом. Регистрация упомянутых договоров не требуется (пункт 2 статьи 16 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Исходя из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Указ №337, предусматривавший возможность уплаты земельного налога арендатором земельной доли, утратил силу с 25.02.2003 согласно Указу Президента Российской Федерации от 25.02.2003 №250 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации».

Следовательно, в периоды 2004, 2005 годов общество не относилось к лицам, указанным в данной правовой норме в качестве плательщиков земельного налога, и не являлось плательщиком земельного налога в соответствии с Законом от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю» в той части земельных участков, в которой право собственности на землю распределено между гражданам.

При изложенных обстоятельствах решения инспекции №31 от 08.10.2007 в части доначисления земельного налога за 2004, 2005 годы в сумме 155 473 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 46 443,74 рублей, привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 31 094 рублей, решения управления №25-1032 от 05.12.2007 в указанной части обоснованно признаны судами недействительными.

Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2009 года по делу №А33-15989/2008, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2009 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.Юдина

Судьи

Т.А. Брюханова

М.А. Первушина