ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№А58-9240/2007 - Ф02-3571/2008
6 августа 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Первушиной М.А.,
судей: Брюхановой Т.А., Новогородского И.Б.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего ФИО1 в интересах муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Нерюнгринский район» «Управление жилищного хозяйства» на решение от 7 февраля 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 8 мая 2008 года по делу № А58-9240/2007 (суд первой инстанции – Бадлуева Е.Б. суд апелляционной инстанции: Григорьева И.Ю., Желтоухов Е.В., Доржиев Э.П.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Нерюнгринский район» «Управление жилищного хозяйства» (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нерюнгринском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (далее – управление) о признании недействительным требования № 1449 по состоянию на 25.10.2007 о взыскании задолженности в сумме 6 994 482 рублей 76 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 7 февраля 2008 года заявленные предприятием требования удовлетворены в части признания недействительным требования о взыскании пени в сумме 1 187 744 рублей 71 копейки. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 8 мая 2008 года решение суда первой инстанции изменено в части взыскания судебных расходов. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприятие обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно – Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, требование учреждения, выставленное в адрес предприятия, противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральному закона № 127 «О несостоятельности (банкротстве)».
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, но своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно – Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) по делу № А58-3790/03 15 июня 2006 года предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства сроком на один год.
Конкурсным управляющим должника 29 июня 2006 года утверждена арбитражный управляющий ФИО1.
Предприятием 21 февраля 2007 года представлена в налоговую инспекцию декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2006год, согласно которой начислены страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в сумме 10 238 476 рублей, страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 995 005 рублей.
Согласно протоколу к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 21.02.2007 № 2720 подтверждается уплата страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии 4 370 791 рубль, на накопительную часть трудовой пенсии 381 857 рублей.
Согласно реестру поступлении платежей от страхователя за период с 01.01.2007 по 12.11.2007 подтверждается уплата страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии 1 679 869 рублей 14 копеек, на накопительную часть трудовой пенсии 168 278 рублей 42 копейки.
Требованием №1449 по состоянию на 25.10.2007 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов организацией-страхователем предприятию предложено в срок до 12.11.2007 погасить имеющуюся задолженность в сумме 6 994 482 рублей 76 копеек, в том числе недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 5 261 260 рублей 27 копеек, начисленных на нее пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 1 058 276 рублей 10 копеек, недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 545 477 рублей 78 копеек, пени по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии 129 468 рублей 51 копейки.
Одновременно с требованием №1449 направлен расчет суммы пени.
Обязанность по уплате страховых взносов за 2006 год возникла у предприятия с 01.01.2007, то есть после признания его банкротом и открытия конкурсного производства, и поэтому является текущей задолженностью, которая подлежит взысканию вне рамок дела о банкростве.
Предприятие, считая указанное требование незаконным, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании его недействительным.
Арбитражный суд, частично удовлетворяя заявленные предприятием требования, исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» N 167-ФЗ от 15.12.2001 (далее – Закон 167-ФЗ) Предприятие является страхователем по обязательное пенсионному страхованию.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 страхователи, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 Закона, обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно статье 24 Закона № 167-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 Федерального закона.
Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона.
Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается
поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», далее Закон, обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
Согласно пункту 4 статьи 142 Закона требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Пунктом 15 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» определено, что норма пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Закона). Требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке.
Как установлено арбитражным судом, в оспариваемое требование включена задолженность по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 5 261 260 рублей 27 копеек, на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 545 477 рублей 78 копеек.
Поскольку предприятием не представлены доказательства исполнения обязанности по уплате обязательных платежей по страховым взносам в указанных суммах по состоянию на 25.10.2007, то вывод арбитражного суда о том, что при таких условиях, в оспариваемом требовании суммы недоимки по страховым взносам управлением документально подтверждены, является обоснованным.
Пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» определено, что при применении предусмотренной абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.
Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки с учетом положений пункта 15 вышеуказанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Таким образом, правомерен вывод арбитражного суда о том, что управление вправе начислять пени в отношении страховых взносов, срок уплаты которых наступил после открытия конкурсного производства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Законом,
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями установлен статьей 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
В силу абзаца четвертого пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате согласно расчету (декларации), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период. При этом под расчетным периодом понимается календарный год (пункт 1 статьи 23 Закона). Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (пункт 6 статьи 24 Закона).
С учетом приведенных норм Закона N 167-ФЗ срок исполнения обязанности по уплате страховых взносов за расчетный период (2006 год) истекает 15.04.2007.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь обязан выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Согласно пункту 1 статьи 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный Орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов» начисленных на момент направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховые взносы (пункт 2 статьи 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ).
Пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации также устанавливает, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах» сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случав неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Как установлено арбитражным судом, оспариваемое требование не содержит указание о размерах недоимок, за несвоевременную уплату которых начислены пени в сумме 1 058 276 рублей 20 копеек и 129 468 рублей 51 копейки, период ее возникновения, дату, с которой начинаются начисляться пени и ставку рефинансирования.
Из указанного требования невозможно установить на какую именно сумму задолженности начислены пени и за какой период.
Прилагающийся к требованию расчет суммы пени подтверждает то обстоятельство, что пени начислены не на ту недоимку по страховым взносам за 2006 год, которая указана в оспариваемом требовании.
Поскольку срок исполнения обязанности по уплате страховых взносов за 2006 год истекает 15.04.2007 то, правомерен вывод арбитражного суда о том, что на недоимку, образовавшуюся за 2006 год, пени должны начисляться с 16.04,2007, а из указанного расчета суммы пени следует, что пени начисляются с 09.01.2007, т.е. до истечения срока уплаты страховых взносов за 2006 год.
При таких обстоятельствах, так как требование №1449 от 25.10.2007 в части предложения уплатить пени в сумме 1 058 276 рублей 20 копеек на страховую часть трудовой пенсии и в сумме 129 468 рублей 51 копейки на накопительную часть трудовой пенсии не соответствует положениям пункта 2 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ, пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд правомерно признал оспариваемое требование недействительным в указанной части.
На основании изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения доводов кассационной жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 7 февраля 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), постановления от 8 мая 2008 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда по делу № А58-9240/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Судьи:
М.А. Первушина
Т.А. Брюханова
И.Б. Новогородский