ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№А33-8858/2008 - Ф02-5975/2008
05 декабря 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Гуменюк Т.А., Кадниковой Л.А.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае на решение от 20 августа 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-8858/2008 (суд первой инстанции – Фролов Н.Н.),
установил:
Федеральное государственное учреждение «Краевая больница № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (далее - ФГУ «Краевая больница № 1», учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (далее – Росфиннадзор, административный орган) от 19.06.2008 № 03-14-106/7-ю о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 20 августа 2008 года заявленные требования удовлетворены. Производство по делу об административном производстве прекращено.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с судебным актом, административный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае ставит вопрос о проверке законности постановления апелляционного суда по основаниям неприменения части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неправильного применения статей 38, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя кассационной жалобы, факт нецелевого использования бюджетных средств (денежные средства в сумме 14200,00 рублей по виду расходов 240 «Гражданский персонал» подстатье 211 «Заработная плата» использованы на вид расходов 239 «Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющих специальное звание» подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» доказан административным органом.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления №№ 62745, 62746 от 12.11.2008), однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассматривается без их участия.
В судебном заседании 2 декабря 2008 года объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 04.12.2008 до 11 часов 00 минут и до 05.12.2008 до 10 часов 30 минут.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, административным органом проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности ФГУ «Краевая больница № 1» по вопросам соблюдения бюджетного законодательства в сфере целевого использования средств федерального бюджета.
В ходе проверки установлено, что учреждением по приходному кассовому ордеру от 26.09.2007 № 397 по виду расходов 240 «Гражданский персонал» подстатье 211 «Заработная плата» оприходовано в кассу 14 200 рублей. Согласно кассе от 26.09.2007 остаток денежных средств на начало дня и на конец дня составлял 3486,14 рублей. По расходному кассовому ордеру от 26.09.2007 № 280 по виду расходов 239 «Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющих специальное звание» подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» выдано 14 200 рублей. Выплата осуществлена за счет средств вида расходов 240 «Гражданский персонал» подстатье 211 «Заработная плата».
По результатам проверки, 11.04.2008 главным контролером-ревизором управления Некрасовой Т.М., составлен протокол № 7-юр об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 19.06.2008 № 03-14-106/7-ю государственное учреждение - «Краевая больница № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что в действиях учреждения отсутствует факт использования бюджетных средств (денежные средства возвращены на лицевой счет по квитанции № 21 от 26.09.2007, а именно в день их выдачи по расходному кассовому ордеру от 26.09.2007 № 280), то есть административным органом не установлен конкретный факт нецелевого использования бюджетных средств, так как не доказан факт выплаты указанных средств в виде пособия по уходу за ребенком.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно статье 289 названного Кодекса нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления в силу пункта 4 статьи 23.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Реализуя указанные полномочия, Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок применения статей и подстатей классификации. В частности, Министерство финансов Российской Федерации устанавливает перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи классификации. В 2007 году действовали Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 08.12.2006 №168н.
Согласно статье 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем принятых денежных обязательств подлежит исполнению за счет средств федерального бюджета, не превышающего лимиты бюджетных обязательств в текущем году.
Как следует из материалов дела, учреждением по приходному кассовому ордеру от 26.09.2007 № 397 по виду расходов 240 «Гражданский персонал» подстатье 211 «Заработная плата» оприходованы в кассу учреждения в сумме 14200 рублей. По расходному кассовому ордеру от 26.09.2007 № 280 денежные средства в сумме 14 200 рублей были сданы в банк по виду расходов 239 «Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов» подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению 211 «Заработная плата».
Арбитражным судом Красноярского края обоснованно указано на то, что доказательств, свидетельствующих о том, что бюджетные средства были израсходованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, административным органом в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах вывод суда о том, что действия учреждения не образуют объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, денежные средства выделенные из федерального бюджета согласно смете по виду расходов 240 подстатье 211, направлены и фактически использованы по виду расходов 239 подстатье 262, рассмотрен и учтен быть не может, так как данный довод не нашел документального обоснования, в связи с чем не может свидетельствовать о том, что рассматриваемая по настоящему делу операция с бюджетными средствами является нецелевым использованием бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 20 августа 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-8858/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Судьи
Л.Ю. Пущина
Т.А.Гуменюк
Л.А.Кадникова