НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 05.03.2024 № А10-1018/2023

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

11 марта 2024 года

Дело № А10-1018/2023

Резолютивная часть постановления объявлена05 марта2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2024 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

Председательствующего Шелёминой М.М.,

судей: Кореневой Т.И., Левошко А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,

с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Купцевич Д.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Бадуевой Д.И.,

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связив Арбитражном суде Республики Бурятия представителей: Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия Намжилон С.Б. (доверенность от 11.01.2024, диплом); Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия» Сандрыкиной А.Г. (доверенность от 09.01.2024, диплом),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 августа 2023 года по делу № А10-1018/2023, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2023 года по тому же делу,

установил:

некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия» (ОГРН 1140327006951, ИНН 0326522362. г. Улан-Удэ; далее – НО «Фонд капитального ремонта», Фонд) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее – УФК по Республике Бурятия, Управление, Казначейство) от 23.11.2022
№ 02-12-34/22-3328.

К участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Альтернатива», «Архитектурная мастерская «Параллели», «АнгараСтройТехКомплект», «ВостокПромПроект», «Ллатем», «ПрофСтройПроект», «Проектно-строительное бюро», «СибПроект», «Тех-Проект», «Уда проект», «Центр инженерных работ «ВКТ».

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 августа 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2023 года, заявленные требования удовлетворены.

УФК по Республике Бурятия обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами постановления Правительства Республики Бурятия от 30.09.2020 № 607 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Бурятия на 2021 год, утверждении размера предельной стоимости и минимального перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Бурятия (по типам многоквартирных домов) на 2021 год» (далее – Постановление № 607), приказа Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 08.05.2019 № 06-ПР88/19 «Об утверждении Республиканского краткосрочного плана реализации Республиканской программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия, на
2014 - 2043 годы» на 2020 - 2022 гг. (период реализации 2020 - 2023 гг.)» (далее – Приказ № 06-ПР88/19), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, ошибочными являются выводы судов о том, что определение предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на 2021 год верно произведено Фондом на основании краткосрочного плана реализации республиканской программы капитального ремонта, поскольку утверждение краткосрочного плана направлено на конкретизацию сроков проведения капитального ремонта общего имущества, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ с определением необходимого объема финансирования, но план не определяет размер предельной стоимости; размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества на 2021 год утвержден Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.09.2020 № 607, являющимся специальным нормативным правовым актом, подлежащим применению в данном случае. Судами двух инстанций не указаны мотивы, по которым данные доводы Казначейства отклонены.

В отзыве на кассационную жалобу НО «Фонд капитального ремонта» считает ее доводы несостоятельными, судебные акты – законными и обоснованными.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru); третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.

Представители УФК по Республике Бурятия и НО «Фонд капитального ремонта» в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные, соответственно, в кассационной жалобе и отзыве на нее.

В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 29 февраля 2024 годадо 05 марта 2024 года до 10 часов 40 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.

После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей, представители сторон участия в судебном заседании не принимали.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 27.07.2022 № 287 Управлением в отношении Фонда проведена плановая проверка предоставления и (или) использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2021 году.

Результаты проверки зафиксированы Управлением в акте выездной проверки от 19.10.2022.

Согласно пункту 8.6 акта проверкой установлено, что в проверяемом периоде размер предельной стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Бурятия по типу и виду работ установлен в Приложении № 2 к Постановлению № 607. В соответствии с пунктом 4 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования 01.10.2020 (опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru).

Согласно обоснованиям к расчету начальной максимальной цены договора (далее – НМЦД) расчет начальной максимальной цены договора НО «Фонд капитального ремонта» производился проектно-сметным методом. В случае превышения сметной стоимости проектных смет над предельной стоимостью, установленной Постановлением № 607, НМЦД устанавливалась в соответствии с Постановлением № 607.

В ходе проверки соответствия НМЦД по типу домов и виду работ размеру предельной стоимости работ, установленному в Приложении № 2 к Постановлению
№ 607, установлено завышение НМЦД на общую сумму 433 516 рублей 46 копеек.

Проверкой выявлены случаи, когда при обосновании НМЦД объектом контроля вместо Постановления № 607 использовалась предельная стоимость работы за 2020 год, утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.10.2019 № 571 «Об установлении минимального размера взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Бурятия на 2020 год, утверждении размера предельной стоимости и минимального перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Бурятия (по типам многоквартирных домов) на 2020 год», либо использовались данные сметной стоимости проектных смет без учета установленной предельной стоимости. При расчете предельной стоимости работ использовались данные краткосрочного плана на 2020 – 2022 (в редакции от 14.12.2020), где предельная стоимость рассчитывалась, исходя из данных 2020 года.

Казначейством установлено, что в нарушение части 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), абзаца 5 пункта 78(1) Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 (далее – Положение № 615), приложения № 2 к Постановлению № 607 НО «Фонд капитального ремонта» в 2021 году завышена начальная максимальная цена по 22 договорам на общую сумму 433 516 рублей 46 копеек.

Фондом заявлены возражения на акт проверки от 09.11.2022 № 05799/-22, частично возражения приняты контрольно-надзорным органом.

УФК по Республике Бурятия вынесено предписание от 23.11.2022 № 02-12-34/22-3328, в котором указано, что Фондом в 2021 году произведена оплата стоимости работ (услуг) по капитальному ремонту в размере, превышающем предельную стоимость таких работ, по 31 договору на общую сумму 364 493 рубля 09 копеек. Согласно предписанию Фонду необходимо в срок до 04.08.2023 обеспечить возврат средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта, израсходованных с нарушением законодательства Российской Федерации, в сумме 364 493 рубля 09 копеек.

Фонд обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя. При этом суды исходили из того, что на момент объявления аукционов и заключения договоров с подрядчиками действовал Краткосрочный план, утвержденный Приказом Минстроя Республики Бурятия от 08.05.2019 № 06-ПР88/19 «Об утверждении Республиканского краткосрочного плана реализации Республиканской программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия на 2014 – 2023 годы» на 2020 – 2022 годы (период реализации 2020 – 2023 годы)» в редакции от 14.12.2020. Актуализация краткосрочного плана и приведение в соответствие с предельной стоимостью, утвержденной Постановлением № 607, выполнена только в июне 2021 года приказом Минстроя Республики Бурятия от 07.06.2021 № 06-ПР108/21, вступившим в силу со дня официального опубликования 23.06.2021. Поскольку предельная стоимость работ по каждому конкретному дому, включенному в краткосрочный план с утвержденной предельной стоимостью работ за 1 кв. м, с учетом возможного дополнительного финансирования, утверждена только в июне 2021 года, Фондом при заключении договоров подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах цена определена из предельной стоимости на работы на 2020 год при отсутствии утвержденной предельной стоимости на 2021 год.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты первой и апелляционной инстанций подлежащими отмене, поскольку судами не учтено следующее.

Как следует из акта проверки и оспариваемого предписания, Управление выявило нарушение Фондом части 4 статьи 190 Жилищного кодекса, части 4 статьи 19 Закона Республики Бурятия от 14.11.2013 № 53-V «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия» (далее – Закон Республики Бурятия № 53-V), абзаца 5 пункта 78(1) Положения № 615, приложения № 2 к Постановлению № 607, что выразилось в завышении Фондом начальной максимальной цены договоров и оплате стоимости работ (услуг) по капитальному ремонту в размере, превышающем предельную стоимость таких работ, установленную Постановлением № 607, на общую сумму 364 493 рубля 09 копеек.

Частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в части 1 статьи 166 настоящего Кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с частью 2 статьи 166 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Согласно статье 14 Закона Республики Бурятия № 53-V размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться республиканским оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется Правительством Республики Бурятия.

Республиканский оператор оплачивает за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, услуги и (или) работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в размере, не превышающем предельную стоимость соответствующих услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 4 статьи 19 Закона Республики Бурятия № 53-V).

Суды, сославшись на утверждение Постановлением № 607 размера предельной стоимости услуг (работ) по капитальному ремонту, вместе с тем не указали мотивы, по которым приняли во внимание сведения краткосрочного плана и не применили названное Постановление № 607, а также абзац 5 пункта 78(1) Положения № 615, часть 4 статьи 190 Жилищного кодекса, в соответствии с которыми региональным оператором осуществляются закупки, в том числе определяется размер начальной максимальной цены стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту.

Судами не учтено, что из положений части 7 статьи 168 Жилищного кодекса, абзаца 1 Приложения № 3 к Республиканской программе следует, что краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются в целях конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения необходимого объема финансирования.

Согласно части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 5 пункта 78(1) Положения № 615, утвержденного в соответствии с частью 1.1 статьи 180, частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса, расчет начальной (максимальной) цены договора осуществляется с учетом размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, который определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 Жилищного кодекса.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.09.2020 № 607, вступившим в силу 01.10.2020, установлен размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Бурятия по типам многоквартирных домов на 2021 год из расчета стоимости за 1 квадратный метр общей площади многоквартирного дома.

Казначейство при рассмотрении данного дела, ссылаясь на вышеприведённые нормы права, указывало, что Приказ Министерства строительства и ЖКХ Республики Бурятия № 06-ПР88/19, которым утвержден Краткосрочный план, не является тем нормативным правовым актом, которым на основании части 4 статьи 190 Жилищного кодекса устанавливается размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Между тем судами данные доводы немотивированно не приняты во внимание, а также не указаны основания, по которым судами не применено правовое регулирование, которым руководствовалось Казначейство при установлении указанного нарушения и вынесении оспариваемого предписания.

Таким образом, вывод Управления о том, что расчет начальной (максимальной) цены договора должен был осуществляться Фондом с учетом размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации – Постановлением № 607, не был надлежащим образом исследован и оценён судом первой инстанции. Управлением данные доводы заявлялись и в апелляционной инстанции, однако также немотивированно не учтены судом.

С учетом изложенного вывод судов о том, что все договоры подряда, по которым Казначейством предъявлены требования о возврате денежных средств, заключены до утверждения предельной стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Из акта проверки следует и Казначейство при рассмотрении дела указывало, что электронные аукционы объявлены, а также все договоры заключены и оплачены после вступления в силу Постановления № 607 (начиная с января 2021 года).

Этим доводам судами также оценка не дана.

Между тем вышеупомянутые доводы, заявленные и в кассационной жалобе, заслуживают внимания, как влияющие на правильность разрешения вопроса о законности оспариваемого предписания Управления.

Учитывая изложенное, поскольку названное могло привести к принятию неправильного решения, что свидетельствует о преждевременности вывода судов о незаконности оспариваемого ненормативного правового акта, суд кассационной инстанции полагает, что принятые по делу судебные акты не могут быть признаны соответствующими требованиям, установленным статьёй 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемых судебных актах, либо были отвергнуты судами, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

На основании изложенного Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку вышеуказанные фактические обстоятельства и доводы заявителя жалобы не были надлежащим образом исследованы и оценены судами в порядке статьи 201 Кодекса, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса.

При новом судебном разбирательстве Арбитражному суду Иркутской области следует учесть вышеизложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке фактических обстоятельств дела, доказательств по делу, имеющих значение для настоящего дела, всех доводов лиц, участвующих в деле, проверить в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемое предписание Казначейства на соответствие действующему законодательству, дать оценку доводам заявителя по делу о неисполнимости предписания, и принять законное, обоснованное и мотивированное решение.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 августа 2023 года по делу № А10-1018/2023, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда
от 01 декабря 2023 года по тому же делу отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

М.М. Шелёмина

Судьи

Т.И. Коренева

А.И. Левошко