НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 04.07.2008 № А10-5363/06-Ф02-8196/2007

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

А10-5363/06 - Ф02-8196/2007

04 июля 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Кулакова В.И.,

судей: Горячих Н.А., Воробьевой Н.М.,

при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества «Бурятэнергосбыт» - Ильинова Е.Г. (доверенность от 1 января 2008 года), Министерства финансов Республики Бурятия – Чумаченко Т.А. (доверенность от 9 января 2008 года), Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия – Баирова С.В. (доверенность от 7 ноября 2007 года),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Бурятэнергосбыт» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 апреля 2008 года по делу № А10-5363/06 (суд первой инстанции: Степанова А.Н.),

установил:

Открытое акционерное общество (ОАО) «Бурятэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Министерству финансов Республики Бурятия о взыскании с казны субъекта Российской Федерации, от имени которой выступает Министерство финансов Республики Бурятия в качестве возмещения части убытков, причиненных истцу компенсацией льгот без учета НДС, 10 000 руб.

До принятия решения по делу истец увеличил размер исковых требований до 290736 руб. 81 коп.

Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 ноября 2006 года в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет социальной защиты населения г.Улан-Удэ Министерства труда и социального развития Республики Бурятия.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 июня 2007 года по делу № А10-5363/06 в иске отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2007 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 октября 2007 года решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 июня 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2007 года по делу А 10-5363/06 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.

Решением от 4 апреля 2008 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе на указанное решение ОАО «Бурятэнергосбыт» просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Заявитель считает его незаконным и необоснованным, поскольку судом неправильно истолкован пункт 2, абзац 3 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации и не учтено разъяснение, данное в письме Министерства финансов Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 03-04-11/126.

Представители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия указали на необоснованность кассационной жалобы и законность обжалуемого решения.

Представитель ОАО «Бурятэнергосбыт» поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Арбитражным судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ОАО «Бурятэнергосбыт» в период с 01.02.2006 года предоставляло льготы по оплате электрической энергии в размере 50%. С 01.01.2006 года компенсация льгот предприятию стала производиться без учета НДС. ОАО «Бурятэнергосбыт» вынуждено уплачивать НДС в бюджет с сумм льгот, привлекая кредитные средства.

Предоставляя скидки на оплату потребленной электроэнергии, ОАО «Бурятэнергосбыт» исходит из тарифа, установленного РСТ по Республике Бурятии с учетом НДС. Ответчик в полном объеме обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате гражданам не исполнил. В качестве правового обоснования истец ссылается на часть 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон № 901 от 27.07.1996 «О реабилитации жертв политических репрессий», Федеральный закон № 5 от 12.01.1995 «О ветеранах».

Предметом иска является требование истца о взыскании 290736 руб. 81 коп. убытков, причиненных истцу компенсацией льгот без учета НДС потребителям в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Федеральным законом «О реабилитации жертв политических репрессий» за февраль 2006 года.

Как видно из материалов дела и установлено арбитражным судом, между Комитетом социальной защиты населения по г.Улан-Удэ Министерства труда и социального развития Республики Бурятия и ОАО «Бурятэнергосбыт» 01 февраля 2006 года был заключен государственный контракт № 12 (далее контракт) . Предметом контракта является установление регламента и порядка взаимодействия между Сторонами по обмену информацией при предоставлении субсидий на оплату электроэнергии, начислению и возмещению расходов, связанных с предоставлением гражданам Улан-Удэнского межрайонного отделения ОАО «Бурятэнергосбыт» мер социальной поддержки по оплате за электрическую энергию. Контракт был заключен в целях реализации Федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и иных действующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Республики бурятия, устанавливающих и регулирующих предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и субсидий на оплату электрической энергии и возмещения связанных с этим расходов. Истцом были предоставлены льготы по оплате электроэнергии льготным категориям граждан, в том числе в феврале 2006 года.

За февраль 2006 года ответчиком истцу было перечислено 1 615 204 руб. 48 коп., в указанную сумму ответчиком не включен НДС. Оплата расходов, компенсированных истцу, подтверждается платежными поручениями № 397 от 28.02.2006, № 395 от 28.02.2006, № 396 от 28.02.2006.

Размер налога на добавленную стоимость за февраль 2006 года составляет 290 736 руб. 81 коп.

Оплата налогов за февраль истцом произведена, что подтверждается платежным поручением № 1051 от 20.03.2006 и налоговой декларацией по НДС за февраль 2006 года.

На основании пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

ОАО «Бурятэнергосбыт» является плательщиком налога на добавленную стоимость. В соответствии с Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 29.11.2005 № % тариф на электроэнергию составляет 1,35 руб., включая НДС. В связи с этим суд признал довод истца о перечислении денежных средств ответчиком по несуществующему тарифу – 1,14 руб., несостоятельным.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Судом исследован вопрос о том, что явилось основанием предоставления истцу денежных средств (компенсация понесенных расходов или оплата услуг, оказываемых льготным категориям граждан).

Представленный государственный контракт №12 от 01.02.2006 предусматривает возмещение расходов, связанных с предоставлением населению мер социальной поддержки по оплате за электрическую энергию. Таким образом, получателем электрической энергии являлось население, а не государственные органы исполнительной власти.

На основании статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по оплате услуг возникает у заказчика. Комитет социальной защиты по г. Улан-Удэ не являлся заказчиком на оказание услуг и договор на оказание услуг не заключал.

Следовательно, Комитетом социальной защиты населения Республики Бурятия компенсировались расходы (убытки) ОАО «Бурятэнергосбыт» в связи с предоставлением льгот населению.

Довод ответчика о том, что подпункт 2 и 3 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации не могут регулировать правоотношения между ответчиком и истцом, так как истец не является получателем субсидий, не основан на законе, поскольку указанная правовая норма не содержит такого требования.

Поскольку денежные средства, выделенные из бюджета на компенсацию расходов, возникших при предоставлении федеральным законом льгот для отдельных категорий граждан, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), они не учитываются при исчислении налоговой базы по НДС в порядке, определенном подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, НДС подлежит уплате только с сумм фактически полученных (подлежащих получению) от потребителя.

Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС, недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из бюджета без включения в них НДС.

Арбитражный суд округа соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.

Обжалуемое решение является законным, оснований для его отмены не имеется. Доводы заявителя кассационной жалобы являются необоснованными и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 4 апреля 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу №А10-5363/06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи

В.И. Кулаков

Н.А. Горячих

Н.М. Воробьева