НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 04.01.2009 № Ф02-6896/2008

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел., факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru; e-mail: sibiria@arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

 А33-7989/2008 - Ф02-6896/2008

14 января 2009 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,

судей: Скубаева А.И., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании представителя федерального государственного унитарного предприятия «Туруханское авиапредприятие» Нежгальцевой Е.Л., доверенность от 20.05.08,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия «Туруханское авиапредприятие» на решение от 27 августа 2008 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 29 октября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-7989/2008 (суд первой инстанции – Данекина Л.А.; суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Колесникова Г.А., Первухина Л.Ф.)

установил:

федеральное государственное унитарное предприятие «Туруханское авиапредприятие» (далее – предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Красноярскому краю (далее – инспекция) № 06-05/3 от 15.05.2008 в части начисления транспортного налога с воздушных судов за 2005-2006 годы в сумме 6 438 750 рублей и штрафных санкций в сумме 1 287 750 рублей.

Решением от 27 августа 2008 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования удовлетворены частично, решение инспекции признано незаконным в части начисления штрафных санкций в сумме 1 287 750 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением от 29 октября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, предприятие обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, предприятие не являлось в оспариваемый период лицом, на которое зарегистрированы транспортные суда, следовательно, не являлось в этот период плательщиком транспортного налога.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения .

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Инспекция надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка предприятия на предмет соблюдения им законодательства об уплате налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.12.2006. По результатам проверки инспекцией составлен акт от 09.04.2008 № 06-05/5, на основании которого вынесено решение от 15.05.2008 № 06-05/3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Не согласившись с данным решением в указанной выше части, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его в этой части недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суды исходили из того, что объектами государственной регистрации прав в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации являются вещные права на определенный объект, следовательно, под лицами, на которых зарегистрированы транспортные средства понимаются субъекты вещных прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В пункте 1 статьи 358 Кодекса установлено, что объектом налогообложения признаются, в том числе, самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, плательщиками транспортного налога являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы в установленном законом порядке.

Вместе с тем государственная регистрация воздушных судов как объектов недвижимости регламентируется статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с положениями данной статьи государственной регистрации подлежит право собственности, другие вещные права на недвижимое имущество, а также ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

Исходя из того, что объектами государственной регистрации прав в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации являются вещные права на данный объект недвижимости и ограничения этих вещных прав, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации под лицами, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, понимаются субъекты вещных прав (собственники).

Из материалов дел следует, что спорные вертолеты переданы предприятию на праве хозяйственного ведения на основании договоров от 19.01.1998 № 07-002-ХВ и от 11.07.2002 № 06-510р. В оспариваемые периоды предприятие данное право не утратило.

В этой связи вывод судов о том, что налогоплательщиком транспортного налога в оспариваемые периоды являлось предприятие, - является правильным.

При таких обстоятельствах, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, принятого на основании всестороннего и полного исследования представленных в материалы дела доказательств и при правильном применении норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 27 августа 2008 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 29 октября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-7989/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.А. Брюханова

Судьи

А.И. Скубаев

Н.М. Юдина