ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: sibiria@arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск | № А19-1857/07-59-Ф02-3977/2007 |
3 июля 2007 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рюмкиной М.Д.,
судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителя Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации – Талаева Д.В. (доверенность № 13-17/6 от 09.01.2007),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 марта 2007 года по делу №А19-1857/07-59 (суд первой инстанции: Ибрагимова С.Ю.),
установил:
Квартирно-эксплуатационная часть (КЭЧ) района Белая обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском (с учетом уточнения) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства Министерства финансов по Иркутской области о взыскании расходов, связанных с по предоставлением в 2004 году льгот по оплате жилья и коммунальных услуг во исполнение Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в размере 308 024 рублей 40 копеек.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечен Департамент социальной защиты населения города Иркутска, в качестве второго ответчика – Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Иркутской области.
Решением от 30 марта 2007 года с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу КЭЧ района Белая взыскано 308 024 рублей 40 копеек.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Иркутской области, Российская Федерация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражному суду в соответствии со статьями 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 10, 11 закона Российской Федерации «О межбюджетных отношениях в Иркутской области» следовало рассмотреть вопрос о финансировании льгот из областного бюджета, распределении финансовой помощи Иркутской областью бюджетам муниципальных образований, использование ее по целевому назначению.
Министерство финансов считает, что предоставление финансовой помощи из федерального бюджета на реализацию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не освобождают Иркутскую область от обязанности по исполнению возложенных полномочий и финансированию расходов на предоставление льгот.
Заявитель указывает на недоказанность состава правонарушения, необходимого для привлечения к ответственности на основании статей 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
КЭЧ района Белая не имеет право на обращение в суд иском к Российской Федерации о взыскании убытков за счет средств казны Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, отзыв на кассационную жалобу не представили.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование (с учетом уточнения) о взыскании расходов, возникших в связи с предоставлением в 2004 году льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги во исполнение Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в размере 308 024 рублей 40 копеек.
Основанием иска указано на неисполнение Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации обязательств по компенсации расходов, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в 2004 году во исполнение Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в размере 308 024 рублей 40 копеек.
В обоснование своих требований истец представил: договоры на возмещение расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных, акты сверки сумм, подлежащих возмещению, претензионные письма КЭЧ района Белая, письма Главного финансового управления Комитета оп экономике и финансам администрации г.Иркутска, УФПС Иркутской области, Департамента социальной защиты населения комитета по делам горожан администрации г.Иркутска, Главного финансового управления Иркутской области, расчет исковых требований, отчеты на возмещение расходов, расшифровки к отчетам.
Возражая против заявленных требований, Министерство финансов Российской Федерации указало на недоказанность наличия состава гражданского правонарушения, необходимого для применения ответственности за вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов и их должностных лиц; на отсутствие у КЭЧ Белая права на обращение в суд с исковые требованиями к Российской Федерации о взыскании убытков за счет средств казны Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании расходов с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что льгота на оплату не ниже 50% жилья и коммунальных услуг установлена статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанность по возмещению расходов, связанных с реализацией указанного законодательства, возложена на Российскую Федерацию.
Суд первой инстанции, установив обстоятельства предоставления истцом льгот инвалидам, распределение Иркутской областью и муниципальным образованием город Иркутск предоставленных федеральных бюджетных средств в полном объеме, пришел к выводу о неисполнении государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
По мнению суда кассационной инстанции, выводы Арбитражного суда Иркутской области о взыскании с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 308 024 рублей 40 копеек, составляющих невозмещенные расходы истца по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", являются обоснованными.
Указанная выше сумма составляет расходы КЭЧ района Белая по предоставлению инвалидам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы КЭЧ района Белая. В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией установленных льгот, влечет возникновение у такой организации убытков, подлежащих возмещению.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот инвалидам установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.
Удовлетворяя исковые требования к Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, арбитражный суд правомерно руководствовался статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", статьями 4, 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг".
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
В результате анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления льгот инвалидам и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление льгот, исследования представленных доказательств Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Довод заявителя жалобы, что КЭЧ района Белая не имеет право на обращение в арбитражный суд с иском к Российской Федерации о взыскании убытков подлежит отклонению.
В силу статей 1, 2 и 9 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками гражданских правоотношений могут выступать граждане и юридические лица.
КЭЧ района Белая как юридическое лицо является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений со всеми материальными и процессуальными правами, в том числе и правом на обращение в суд с иском к Российской Федерации о взыскании убытков.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 марта 2007 года по делу №А19-1857/07-59 вынесено с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 марта 2007 года по делу №А19-1857/07-59 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий | М.Д.Рюмкина | |
Судьи: | Н.М.Воробьева | |
Л.М.Соколова |