НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 03.03.2009 № А19-2078/08-36-Ф02-580/2009

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г.Иркутск

А19-2078/08-36 - Ф02-580/2009

03 марта 2009 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Шелёминой М.М.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области постановление от 17 декабря 2008 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда по делу № А19-2078/08-36 (суд первой инстанции: Самойлова О.И., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Борголова Г.В., Ткаченко Э.В.),

установил:

Открытое акционерное общество «Восточный экспресс банк» (далее - ОАО «Восточный экспресс банк», банк) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – УФАС по Иркутской области) о признании незаконным и отмене постановления от 09.01.2008 № 16 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации).

Решением от 31 октября 2008 года Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением от 17 декабря 2008 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда решение от 31 октября 2008 года отменено. Принят новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления от 09.01.2008 № 16.

В кассационной жалобе УФАС по Иркутской области ставит вопрос о проверке законности постановления апелляционного суда по основаниям неправильного применения части 3 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации, части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 08.11.2008 №195-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. УФАС по Иркутской области просит оставить в силе решение суда первой инстанции.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО «Восточный экспресс банк» считает постановление апелляционного суда законным, просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления № 69306, 69307, 69308 от 06.02.2009), однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассматривается без их участия.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене постановления апелляционного суда.

Как усматривается из материалов дела, ОАО «Восточный экспресс банк» 10.09.2007 заключено генеральное соглашение о сотрудничестве № 26401 с ООО «М-Арт», с целью кредитования банком физических лиц и приобретение у ООО «М-Арт» товаров длительного пользования и услуг.

25.10.2007 ОАО «Восточный экспресс банк» представило в УФАС по Иркутской области уведомление о заключении указанного соглашения, нарушив установленный Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135- ФЗ), 15-дневный срок подачи уведомлений.

По факту нарушения требований частей 9, 12 статьи 35 Федерального закона № 135- ФЗ УФАС по Иркутской области в отношении ОАО «Восточный экспресс банк» 24.12.2007 составлен протокол № 195 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.8 КоАП Российской Федерации.

09.01.2008 постановлением УФАС по Иркутской области № 16 ОАО «Восточный экспресс банк» привлечено к административной ответственности, установленной частью 4 статьи 19.8 КоАП Российской Федерации, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Данные обстоятельства явились основанием для обращения ОАО «Восточный экспресс банк» в арбитражный суд с названным заявлением.

Арбитражный суд Иркутской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности наличия в действиях ОАО «Восточный экспресс банк» состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение, пришел к выводу о том, что в действиях банка отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.8 КоАП Российской Федерации. Как посчитал апелляционный суд, УФАС по Иркутской области ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении не установило критериев, по которым можно считать генеральное соглашение от 10.09.2007 № 26401 выходящим за рамки обычной хозяйственной деятельности банка. Кроме того, принимая новое решение о признании постановления от 09.01.2008 № 16 незаконным и его отмене, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения дела в апелляционном суде законодательно устранена обязанность банка уведомлять антимонопольные органы о соглашениях, достигнутых в любой форме с иными организациями, не относящимися к финансовым.

В соответствии с пунктами 9, 12 статьи 35 Федерального закона №135ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вынесения антимонопольным органом оспариваемого постановления о привлечении банка к административной ответственности), финансовые организации обязаны были направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением соглашений между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации; соглашений, являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг; соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Частью 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений.

Поскольку уведомление об указанном соглашении направлено банком в антимонопольный орган с нарушением установленного антимонопольным законодательством срока, суд признал правомерным привлечение банка к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Апелляционный суд пришел к противоположному выводу.

Между тем, Федеральным законом от 08.11.2008 № 195-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» в часть 9 статьи 35 Закона «О защите конкуренции» внесены изменения, в том числе исключающие обязанность финансовой организации направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме, с любыми организациями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Таким образом, на момент рассмотрения апелляционным судом данного спора законом устранена обязанность банка уведомлять антимонопольные органы обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме с любыми организациями, за исключением финансовых организаций.

Поскольку в рассматриваемом случае вышеназванное соглашение заключено между банком и организацией, которая не является финансовой, обязанность банка уведомлять антимонопольный орган об этом соглашении с таким хозяйствующим субъектом отменена.

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

При таких условиях, установив, что публичная обязанность, за нарушение которой общество было привлечено к административной ответственности, отменена, а также то, что оспариваемое постановление не исполнено, наложенный штраф не уплачен и не взыскан с банка, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление антимонопольного органа.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что на момент принятия данное постановление соответствовало требованиям действующего законодательства и распространение нового закона на лицо, привлеченное к административной ответственности, означает право этого лица быть освобожденным от исполнения наказания за совершенное административное правонарушение, а не свидетельствует о незаконности акта административного органа о привлечении к административной ответственности проверены, однако учтены быть не могут.

Суд апелляционной инстанции учёл принцип применения обратной силы закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение.

Выводы суда соответствуют установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. У суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов апелляционного суда.

С учётом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление от 17 декабря 2008 года Четвёртого арбитражного апелляционного суда по делу № А19-2078/08-36 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Л.А. Кадникова

Л.Ю. Пущина

М.М. Шелёмина