ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№ А19-11316/04 -47-22-16-Ф02-577/2009
3 марта 2009 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Рюмкиной М.Д.,
судей: Попова О.А., Тютриной Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей:
- Иркутской областной организации общероссийской общественной организации Всероссийского общества инвалидов – ФИО1 (доверенность от 12.01.2009),
- Агентства имущественных отношений Иркутской области – ФИО2 (доверенность от 12.12.2008 № 11-5404/1и, паспорт),
- ФИО3 (паспорт), ФИО4 (паспорт) и их представителя ФИО5 (доверенность от 25.08.2008, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутской областной организации общероссийской общественной организации Всероссийского общества инвалидов на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 ноября 2008 года по делу № А19-11316/04-47-22-16 (суд первой инстанции – Грибещенко Г.Н.),
установил:
Иркутская областная организация общероссийской общественной организации Всероссийского общества инвалидов (ИООООО «ВОИ») обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Территориальному управлению Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Иркутской области, Комитету по управлению государственным имуществом Администрации Иркутской области о признании права собственности на следующие объекты недвижимости: нежилое отдельно стоящее здание склада, расположенное по адресу: <...> литер «Н», общей площадью 670,1 кв.м, с кадастровым номером 38:36:000020:0000:11111/Н; здание туалета, расположенное по адресу: <...> литер «Ф», общей площадью 10 кв.м, с кадастровым номером 38:36:000020:0000:11111/Ф; сооружения и ограждения, расположенные по адресу: <...>, общей площадью 3456,3 кв.м; здание проходной, расположенное по адресу: <...> литер «А», общей площадью 16,8 кв.м, с кадастровым номером 38:36:000013:0000:13849/А; сооружения и ограждения, расположенные по адресу: <...>, общей площадью 3111 кв.м; жилое здание общежития, расположенное по адресу: <...> литер «В», общей площадью 676,6 кв.м.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 августа 2004 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 июня 2008 года отменено решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 августа 2004 года в части признания права собственности на жилое здание общежития, расположенное по адресу: <...>, литер «В», общей площадью 676,6 кв.м, дело в этой части передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 23 июля 2008 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены – ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО7 (ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО7).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 26 августа 2008 года к участию в процессе в качестве третьего лица привлечена Администрация города Иркутска.
По заявлению ответчиков уточнены их наименования. Комитет по управлению государственным имуществом Иркутской области в настоящее время именуется Агентством имущественных отношений Иркутской области. Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Иркутской области в настоящее время именуется Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 ноября 2008 года в удовлетворении искового требования о признании права собственности на жилое здание общежития, расположенное по адресу: <...>, литер «В», общей площадью 676,6 кв.м, отказано.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Иркутской области, ИООООО «ВОИ» обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение отменить полностью, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
По мнению заявителя, арбитражным судом нарушены нормы материального права – статьи 96, 102 Гражданского кодекса РСФСР, статья 132 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР», Постановление Совета Министров СССР от 16.10.1979 № 940 «О порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий, сооружений», Постановление Совета Министров РСФСР от 7.02.1990 № 42 «О мерах по улучшению социального обслуживания инвалидов в РСФСР».
Как полагает ИООООО «ВОИ», у Арбитражного суда Иркутской области отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
ФИО6 (третье лицо) в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонила, указав на их необоснованность.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального права и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Обращаясь в арбитражный суд с исковыми требованиями о признании права собственности на спорный объект недвижимости, истец представил решение Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов № 152 от 25.03.1991, согласно которому Исполнительный комитет, рассмотрев ходатайство Иркутского областного правления Всероссийского общества инвалидов о передаче ему Иркутской фабрики швейных и художественных изделий, учитывая мнение трудового коллектива фабрики и руководствуясь Постановлением Совета министров РСФСР от 07.02.1992 № 42 «О мерах по улучшению социального обслуживания инвалидов в РСФСР», решил безвозмездно передать по состоянию на 01.01.1991 Иркутскому областному правлению Всероссийского общества инвалидов основные и оборотные средства Иркутской фабрики швейных и художественных изделий, лимиты и фонды на централизованно распределяемые материально-технические ресурсы, а также получаемые по договорам, основанным на длительных хозяйственных связях. Передача основных и оборотных средств фабрики Иркутскому областному правлению Всероссийского общества инвалидов была поручена Фонду областной собственности.
Правовым основанием заявленных требований истец указал на Постановление Совета Министров РСФСР от 07.02.1990 № 42 «О мерах по улучшению социального обслуживания инвалидов в РСФСР», пунктом 12 которого министерствам и ведомствам РСФСР, а также облисполкомам с участием Всероссийского общества инвалидов было предписано в трехмесячный срок определить подведомственные предприятия (объединения) и с учетом мнения трудовых коллективов передать их обществу; передачу предприятий (объединений) Всероссийскому обществу инвалидов осуществлять в 1990-1991 годах, в порядке исключения, безвозмездно.
В качестве доказательства передачи спорного жилого здания по адресу: <...> истцом представлен в дело акт приема-передачи, составленный 27.03.1991 Иркутской фабрикой швейных и художественных изделий Территориально-производственного объединения Местпром и Иркутским областным правлением Всероссийского общества инвалидов.
Согласно данному акту фонд областной собственности передал безвозмездно, а Иркутское областное правление ВОИ приняло Иркутскую фабрику швейных и художественных изделий с 01.01.1991 согласно следующим прилагаемым документам: баланс предприятия (приложение № 1), баланс доходов и расходов (финансовый план) (приложение № 2), ведомость основных технико-экономических показателей, лимитов и нормативов плана экономического и социального развития предприятия (приложение № 3); разделительные ведомости на передачу лимитов на электроэнергию, топливо и водные ресурсы (приложение № 4), разделительные ведомости на передачу горюче-смазочных материалов (приложение № 5), разделительные ведомости на передачу материально-технических ресурсов (приложение № 6).
Истцом представлено также регистрационное удостоверение Иркутского бюро технической инвентаризации, выданное в январе 1990 года, о том, что домовладение № 22 лит.В по ул.Грязнова города Иркутска зарегистрировано за Иркутской фабрикой швейных и художественных изделий.
Согласно письму Фонда имущества Иркутской области от 12.10.2001 № 02-1135 Иркутскому областному правлению Всероссийского общества инвалидов была передана Иркутская фабрика швейных и художественных изделий по акту приема-передачи от 27.03.1991, расшифровка передаваемого имущества отсутствует.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области, возражая против исковых требований, заявило, что Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусматривало отнесение исключительно к муниципальной собственности жилищного и нежилого фонда, находящегося в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе зданий и строений, ранее переданных ими на баланс другим юридическим лицам.
Также ответчик пояснил, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 07.02.1990 № 42 «О мерах по улучшению социального обслуживания инвалидов в РСФСР» была предусмотрена передача Всероссийскому обществу инвалидов предприятий имущественных комплексов, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, тогда как истцом заявлено о признании права собственности на объект жилищного фонда (общежитие).
Ответчик сослался также на положения Постановления Совета Министров СССР от 16.10.1979 № 940 «О порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий, сооружений», которым было установлено, что передача предприятий, объединений, организаций и учреждений, а также зданий и сооружений государственными органами кооперативным и другим общественным организациям осуществляется за плату.
По мнению ответчика, имеет место нарушение прав граждан, проживающих в спорном доме, на приватизацию занимаемых ими жилых помещений.
Администрация города Иркутска изложила аналогичные доводы, указав также на то, что объект жилищного фонда по адресу: <...>, поименованный истцом общежитием, в действительности является жилым домом, перевод которого в статус общежития не осуществлялся.
Администрация города Иркутска указала на положения Постановления Совета Министров СССР от 08.04.1987 № 427 «О мерах по дальнейшему совершенствованию жилищно-коммунального хозяйства», которым была предусмотрена передача в ведение местных Советов городского жилищного фонда, находящегося на балансе предприятий (кроме общежитий и домов, отнесенных к числу непригодных для проживания); передача жилых домов общественным организациям не предусматривалась.
Третьи лица - ФИО3, ФИО8, ФИО7, ФИО4 заявили о фальсификации доказательств (решение № 152 от 25.03.1991 Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов, акт приема-передачи Иркутской фабрики швейных и художественных изделий Территориально-производственного объединения Местпром Иркутскому областному правлению Всероссийского общества инвалидов от 27.03.1991) и указали на необоснованность исковых требований.
Исследовав представленные доказательства, Арбитражный суд Иркутской области пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании права собственности на здание общежития, расположенное по адресу: <...>, литер «В», общей площадью 676,6 кв.м, переданных по акту основных средств и объектов недвижимости.
Арбитражный суд Иркутской области установил, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что спорное жилое здание, расположенное по адресу: <...>, передано Иркутскому областному правлению ВОИ на основании решения Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов № 152 от 25.03.1991 по акту приема-передачи Иркутской фабрики швейных и художественных изделий Территориально-производственного объединения Местпром от 27.03.1991.
Данные выводы соответствуют требованиям действовавшего законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР», статьи 135 Гражданского кодекса РСФСР от 11.06.1964 право собственности у приобретателя имущества возникает с момента передачи вещи.
Арбитражный суд, принимая во внимание, что представленные доказательства не содержат указания на передачу спорного имущества в собственность общественной организации, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания законной передачи жилья в собственность Иркутскому областному правлению ВОИ.
Не содержится соответствующего указания и в Постановлении Совета Министров РСФСР от 07.02.1990 № 42 «О мерах по улучшению социального обслуживания инвалидов в РСФСР».
Постановлением Совета Министров РСФСР от 07.02.1990 № 42 «О мерах по улучшению социального обслуживания инвалидов в РСФСР» была предусмотрена возможность безвозмездной передачи Всероссийскому обществу инвалидов в 1990-1991 годах (в порядке исключения) только предприятий (объединений). Между тем, спорным по настоящему иску имуществом является жилое здание, то есть имущество, которое не предназначено для ведения предпринимательской деятельности и не может являться частью предприятия как имущественного комплекса.
Передача жилищного фонда из государственной собственности в собственность общественной организации могла быть осуществлена только за плату, то есть в общем порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров СССР от 16.10.1979 года № 940 (которым было утверждено Положение о порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений), поскольку в 1990-1991 годах разрешалась безвозмездная передача общественной организации ВОИ в виде исключения из общего порядка только предприятий (объединений).
Арбитражный суд, исследовав представленную копию решения Исполнительного комитета Иркутского городского совета народных депутатов от 11.12.1989 № 26/917 о регистрации права собственности Иркутской фабрики художественных изделий на жилой дом по ул.Грязнова, 22, с учетом положений Постановления Совета Министров СССР от 08.04.1987 № 427 «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы жилищно-коммунального комплекса», признал, что спорный жилой дом не мог в 1991 году поступить в собственность общественной организации, поскольку должен был быть передан Иркутской фабрикой художественных изделий в ведение местных Советов народных депутатов.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность Республики в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты жилищного фонда, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации) были отнесены исключительно к муниципальной собственности, в том числе здания и строения, ранее переданные исполкомами на баланс другим юридическим лицам.
Арбитражным судом сделан вывод, что фактически жилое здание по адресу: <...>, находилось в распоряжении Администрации и после принятия решения Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов № 152 от 25.03.1991 и акта приема-передачи Иркутской фабрики швейных и художественных изделий Территориально-производственного объединения Местпром от 27.03.1991, на которые истец ссылается как на документы, свидетельствующие о передаче ему спорного здания.
Данные выводы суда основаны на оценке представленных ордеров на жилые помещения, пояснений третьих лиц (Администрации города Иркутска и граждан ФИО4 ФИО3, ФИО7).
В 1968 году ФИО9 выдан Кировским исполнительным комитетом районного Совета народных депутатов трудящихся ордер № 39120 от 30.07.1968 на право занятия семьей из 3 человек квартиры № 11 в доме по ул.Грязнова, 22.
В 1994 году ордер был переоформлен на ФИО4 в связи с признанием ее нанимателем жилого помещения в порядке, установленном статьей 88 Жилищного кодекса РСФСР.
Руководствуясь статьей 109 Жилищного кодекса РСФСР, статьями 92, 94 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом пояснений Администрации города Иркутска, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что спорный объект жилищного фонда не обладает статусом общежития, а является жилым домом.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает законными и обоснованными выводы Арбитражного суда Иркутской области о недоказанности ИООООО «ВОИ» права собственности на жилое здание по адресу: <...>, литер «В», общей площадью 676,6 кв.м.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 ноября 2008 года по делу № А19-11316/04-47-22-16 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 ноября 2008 года по делу № А19-11316/04-47-22-16 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Судьи
М.Д. Рюмкина
О.А. Попов
Н.Н. Тютрина