ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75 www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№А10-1802/08-Ф02-7057/2008
3 марта 2009 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Смоляк Л.И.,
при участии в судебном заседании представителей Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия ФИО1 (доверенность от 11.01.2009), Министерства финансов Республики Бурятия ФИО2 (доверенность от 03.02.2009 №01-01/23-9);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия на решение от 22 октября 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу №А10‑1802/08 (суд первой инстанции – Дружинина О.Н.),
установил:
Министерство финансов Республики Бурятия (далее - Минфин Республики Бурятия) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (далее - ТУ ФСФБН в Республике Бурятия) по вынесению представления от 22.05.2008 №06-15/61, предписания от 22.05.2008 №06-15/031, и о признании недействительными указанных представления и предписания.
Решением от 22 октября 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия ТУ ФСФБН в Республике Бурятия по вынесению предписания от 22.05.2008 №06-15/031 и недействительным данное предписание. В части заявленных требований о признании незаконными действий ТУ ФСФБН в Республике Бурятия по вынесению представления от 22.05.2008 №06-15/61 и о признании недействительным этого представления дело производством прекращено. ТУ ФСФБН в Республике Бурятия обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства финансов Республики Бурятия.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
ТУ ФСФБН в Республике Бурятия обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый судебный акт в части удовлетворения заявленных требований, по мотивам неправильного применения судом пункта 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 №278, пункта 5.13.6 Положения о Территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия, утверждённого приказом Росфиннадзора от 28.06.2006 №62, Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», статей 283, 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 №75н; несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу в указанной части новое решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы судом неправомерно не принято во внимание то, что ТУ ФСФБН осуществляло в данном случае проверку соблюдения требований бюджетного законодательства Минфином Республики Бурятия как получателем финансовой помощи в виде субсидий, дотаций из федерального бюджета.
В отзыве на кассационную жалобу Минфин Республики Бурятия считает принятый по настоящему делу судебный акт законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы – несостоятельными, просит оставить жалобу без удовлетворения, указывая на то, что не являлся получателем финансовой помощи в виде субсидий, дотаций из федерального бюджета.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 25 февраля до 3 марта 2009 года до 11 часов 15 минут.
Проверив в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом доводов кассационной жалобы, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения в этой части Арбитражным судом Республики Бурятия норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ТУ ФСФБН в Республике Бурятия в период с 11.03.2008 по 08.05.2008 проведена проверка обоснованности и соответствия федеральному законодательству Указа Президента Республики Бурятия от 24.12.2007 №738 «О совершенствовании оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Бурятия» за 2007 год по представленным Минфином Республики Бурятия документам.
В ходе проверки установлено, что в силу Указа Президента Республики Бурятия от 24.12.2007 № 738 увеличен фонд оплаты труда государственных служащих Минфина Республики Бурятия на 14 694 500 рублей, произведённый на основании Закона Республики Бурятия от 07.09.2007 № 2493-Ш «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2007 год», была искусственно создана экономия средств (дополнительный фонд оплаты труда) по заработной плате работников министерства, которая в декабре 2007 года использована на выплату премий.
По результатам проверки составлены акт от 08.05.2008 №111 и заключение от 20.05.2008 по возражениям Минфина Республики Бурятия на акт проверки от 08.05.2008, которым изменена резолютивная часть акта проверки.
На основании указанного акта 22.05.2008 ТУ ФСФБН вынесено предписание по устранению выявленных нарушений №06-15/031 и представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса №06-15/61.
Предписанием по устранению выявленных нарушений Минфину Республики Бурятия предписано устранить «иные финансовые нарушения»: нарушение порядка формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Бурятия и неправомерное использование необоснованно полученных средств; принять меры по взысканию в бюджет Республики Бурятия необоснованно полученных и неправомерно использованных средств республиканского бюджета в размере 14 694 500 рублей; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. Срок исполнения требований и информирования о результатах исполнения предписания -не позднее месяца с даты получения предписания. Невыполнение в установленный срок предписания влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Считая названные представление и предписание не соответствующими действующему законодательству, принятыми ТУ ФСФБН с превышением пределов полномочий и нарушающими его права и законные интересы, Минфин Республики Бурятия обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание не основано на законе, нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебный акт в обжалуемой части не подлежащим отмене в силу следующего.
Выполняя требования части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд обоснованно включил в предмет доказывания (судебного исследования) по делу совокупность следующих обстоятельств: соответствия (несоответствия) обжалуемого акта действующему законодательству и иному нормативному правовому акту, наличия полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, лежит на органе, принявшем акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
В соответствии с Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации (пункт 1). Территориальное управление осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций (пункты 5.1.1., 5.1.3 названного Положения).
Арбитражный суд Республики Бурятия, установив, что фактически территориальным управлением ФСФБН в Республики Бурятия была проверена смета расходов Министерства финансов на 2007 год, то есть правомерность расходования средств, выделяемых из республиканского бюджета, учитывая пределы полномочий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, установленные вышеназванными нормативными правовыми актами, обоснованно признал, что ТУ ФСФБН в Республике Бурятия не имело полномочий проводить проверку фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Министерства Финансов Республики Бурятия, сформированного за счет средств республиканского бюджета.
Довод заявителя кассационной жалобы со ссылкой на письма Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия от 11.03.2008 №08-15-04 и от 19.01.2008 № 08-15-01, о том, что основанием для проведения внеплановой проверки явилось получение Министерством финансов Республики Бурятия в 2007 году финансовой помощи в виде субсидий, дотаций из федерального бюджета в сумме 9132248, 40 тыс. рублей, был предметом надлежащего исследования и обоснованно отвергнут как не соответствующий имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов проверки и оспариваемых по делу актов не усматривается, что данное обстоятельство явилось основанием для проведения внеплановой проверки.
Как установлено судом, финансовую помощь в виде субсидий, дотаций из федерального бюджета в сумме 91 322 248, 40 тыс. рублей получила Республика Бурятия, а не Министерство финансов Республики Бурятия, которое является администратором доходов, утверждённым Законом Республики Бурятия от 28.12.2006 №2057-111 «О республиканском бюджете на 2007 год». Министерство финансов Республики Бурятия в данном случае, являясь финансовым органом, лишь администрирует указанные доходы, не являясь получателем бюджетных средств как бюджетное учреждение.
Кроме того, судом установлено, что при проведении проверки ТУФСФБН допущены нарушения пунктов 42, 76, 102 Административного регламента исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (далее - Административный регламент): внеплановая проверка Минфина Республики Бурятия, осуществленная по запросу Прокуратуры республики Бурятия, проведена без обязательного согласования с центральным аппаратом Росфиннадзора; с 17 апреля 2008 проверка проводилась без вынесения решения о возобновления проверки, чем был нарушен порядок и срок проведения проверки; доказательства, подтверждающие увеличения фонда оплаты труда на основании Указа Президента от 24.12.2007 № 738, в акте не изложены и не представлены. В акте проверки и в обжалуемом предписании не отражены факты выявленных проверкой нарушений требований бюджетного законодательства Российской Федерации, с указанием содержания нарушения, отсутствуют документы, подтверждающие нарушения.
Таким образом, установив несоответствие оспариваемого акта действующему законодательству и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал данное предписание недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судом данные требования закона выполнены надлежащим образом, выводы суда соответствуют установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Поэтому у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда и учёта доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных фактических обстоятельств.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 октября 2008 года по делу №А10‑1802/08 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Судьи
М.М. Шелёмина
Л.А. Кадникова
Л.И. Смоляк