ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
тел. (3952) 20–96–75, 20–95–67, факс (3952) 20–96–75, e-mail: sibiria@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск | № А19-13887/06-13-Ф02-141/2007-С2 |
31 января 2007 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рюмкиной М.Д.,
судей: Кулакова В.И., Мироновой И.П.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства финансов Российской Федерации – Талаева Д.В. (доверенность от 09.01.2007),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 20 октября 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу №А19-13887/06-13 (суд первой инстанции: Андриянова Н.П.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» (ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 2 608 126 рублей 11 копеек, составляющих сумму расходов от предоставления льгот по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за период с 01.07.2004 по 31.12.2004, с 01.09.2005 по 30.11.2005.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены: Иркутская область в лице главного финансового управления Иркутской области, муниципальное образование «город Иркутск» в лице администрации г.Иркутска.
Впоследствии истец заявил об изменении исковых требований и просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытки в размере 1 670 621 рублей 23 копеек, составляющих сумму расходов от предоставления льгот по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за период с 01.07.2004 по 31.12.2004.
Решением от 20 октября 2006 года исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН взыскано 1 670 621 рублей 23 копейки – выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В части взыскания выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот в сумме 937 504 рублей 88 копеек, производство по делу прекращено.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Иркутской области, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 20 октября 2006 года и отказать в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены нормы материального права (статьи 6, 44, 85, 86, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15, 16, пункт 2 статьи 124, статьи 401, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 5 Федерального закона «О защите инвалидов в Российской Федерации», статьи 15.3, 15.6 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2004 года № 173-О «Об отказе в приятии к рассмотрению жалобы ОАО «Центральная телекоммуникационная компания» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 30 Федерального закона от 16.02.1995 «О связи», пунктов 1 и 2 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах» и пункта 2 статьи 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации»).
Предусмотренные в федеральном бюджете денежные средства перечислены в бюджет Иркутской области в полном объеме. Недостаточность денежных средств для компенсации недополученных доходов не свидетельствует о нарушении государством своих обязательств.
Министерство финансов Российской Федерации ссылается на отсутствие состава гражданского правонарушения.
Лица, участвующие в деле, отзыв на кассационную жалобу не представили.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Министерства финансов Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование (с учетом уточнений) о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытки в размере 1 670 621 рублей 23 копеек, составляющих сумму расходов от предоставления льгот по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за период с 01.07.2004 по 31.12.2004.
Основанием иска ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН указало на ненадлежащее исполнение Российской Федерации своих обязательств по возмещению расходов от предоставления льгот во исполнение Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В обоснование своих требований истец представил: учредительные документы, свидетельство о внесении в реестр федерального имущества № 039640 с приложением с изменениями, распоряжение о передаче на баланс ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН материальных ценностей № 15000-284 от 31.05.2002, акт приема-передачи основных средств от 31.05.2002, договор на возмещение расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг № 221-66-105/4 от 24.03.2004, договор о возмещении расходов, понесенных в связи с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг № 64 от 04.03.2005, исполнение сметы доходов и расходов по ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН по общей деятельности за 2004 год, 2005 год, договоры на долевое участие в содержании жилищного фонда ИНЦ СО РАН от 01.01.2004 № 1, от 31.12.2004 № 1, приложение № 1 к договору от 31.12.2004, договор на техническое обслуживание лифтов № Т5-007/05 и приложение № 1 к нему, дополнительное соглашение № 2 к договору № ТОТ-F7-17 на техническое обслуживание лифтов от 01.01.2004 и приложение №1 к нему, договор на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воду с потребителем, финансируемым из федерального бюджета № 1077 от 01.07.2002 и дополнительное соглашение к нему, соглашение о порядке осуществления текущих платежей за потребленную тепловую энергию № 1Т/Р-1077/2004 от 01.09.2004, приложение № 3 от 04.02.2005 к договору № 1077 от 20.12.2001, договор на пользование холодной водой № 07/10/04 от 01.09.2004, договор о предоставлении услуг на планово-регулярную вывозку твердых бытовых отходов № 130 от 29.12.2004, № 130 от 29.01.2004, договор на оказание услуг № 4833 от 16.01.2003, расчеты суммы долга, платежные поручения, акты сверки, отчеты о получателях мер социальной поддержки, счета-фактуры, расшифровка к отчету на возмещение расходов.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал на выделение Иркутской области субвенций на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в полном объеме предусмотренном Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год». Министерство финансов Российской Федерации ссылается на недоказанность состава гражданского правонарушения, необходимого для применения ответственности о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственного органов и их должностных лиц.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришел к выводу о то, что понесенные истцом в 2004 году расходы по предоставлению инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг должны возмещаться за счет средств федерального бюджета в силу прямого указания закона. Факт предоставления указанных льгот и заявленная к возмещению сумма расходов подтверждены материалами дела.
В части исковых требований о взыскании задолженности за предоставленные льготы с сентября по ноябрь 2005 года в размере 937 504 рублей 88 копеек производство по делу прекращено в связи с отказом истца от исковых требований в этой части.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильной правовой квалификации спорных правоотношений.
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилого фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (срок действия которого продлен на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80) установлены правила предоставления и расходования средств, выделяемых на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" из Фонда компенсаций.
Пунктами 18 и 19 статьи 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов, формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме. Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по исполнению закона.
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных платежей, не компенсированные выделенными бюджетными средствами, являются убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот инвалидам установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.
Удовлетворяя исковые требования за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с казны Российской Федерации, Арбитражный суд Иркутской области правомерно руководствовался статьями 2, 15, 125, 309, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80 срок действия продлен на 2004 год).
В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления льгот инвалидам и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление льгот, исследования представленных доказательств Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер задолженности.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 20 октября 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу №А19-13887/06-13 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2006 года по делу №А19-13887/06-13 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий | М.Д.Рюмкина | |
Судьи: | В.И.Кулаков | |
И.П.Миронова |