НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 01.08.2008 № А58-144/07-Ф02-3570/2008

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

тел./факс 20-96-75, 20-95-67 www.fasvso.arbitr.rue-mail: sibiria@arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г.Иркутск

А58-144/07-Ф02-3570/2008

01 августа 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Кулакова В.И.,

судей: Горячих Н.А., Соколовой Л.М.,

при участии в судебном заседании представителей Департамента по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) – ФИО1 (доверенность от 1 января 2008 года), открытого акционерного общества «Хантымансийскгеофизика» - ФИО2 (доверенность от 8 мая 2008 года),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 4 февраля 2008 года по делу № А58-144/07 (суд первой инстанции: Лисица Г.И.),

установил:

Открытое акционерное общество «Хантымансийскгеофизика» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском об обязании государственного учреждения (ГУ) «Ленский лесхоз» произвести возврат незаконно взысканной лесной подати в размере 4 065 003 руб.

Определением от 22 марта 2007 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).

Определением от 19 апреля 2007 года произведена замена ненадлежащего ответчика - ГУ «Ленский лесхоз» на надлежащих ответчиков - Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия), ГУ «Ленский лесхоз» привлечено третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора.

Определением суда от 25 июля 2007 года произведена замена ненадлежащих ответчиков - Министерство природных ресурсов Российской Федерации на Федеральное агентство лесного хозяйства и Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) на Департамент по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).

Решением от 4 февраля 2008 года исковые требования удовлетворены, с Федерального агентства лесного хозяйства взыскано лесной подати в сумме 2000910 руб., с Республики Саха (Якутия) в лице Департамента по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) взыскано лесной подати в сумме 2 064 093 руб.

Постановлением от 4 июня 2008 года решение от 4 февраля 2008 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе на решение от 4 февраля 2008 года Департамент по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) просит его отменить, в иске отказать.

Заявитель считает, что на основании статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 №22-ФЗ при переводе лесных земель в нелесные земли взимается плата, как возмещение потерь лесного хозяйства.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО «Хантымансийскгеофизика» указало на её необоснованность и законность обжалуемого решения.

Представители сторон поддержали доводы, содержащиеся в кассационной жалобе и отзыве на нее.

От Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу поступило ходатайство о переносе судебного разбирательства по делу в связи с нахождением представителя ФИО3 в служебной командировке.

Указанное ходатайство оставлено без удовлетворения, поскольку доказательств невозможности направления иных лиц к участию в судебном заседании ответчиком не представлено, не указаны также обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в его отсутствие.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку решение от 4 февраля 2008 года оставлено без изменения постановлением от 4 июня 2008 года, арбитражный суд округа проверяет так же законность и указанного постановления.

Арбитражный суд округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Арбитражными судами первой и второй инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

Распоряжением Агентства лесного хозяйства по Республики Саха (Якутия) от 15.02.2005 № 8-р переведены лесные земли общей площадью 1 432,1 га Ленского лесхоза, Таежного и Витимского лесничеств в нелесные для использования их для изыскательских работ (сейсморазведочных) филиалу ОАО «Хантымансийскгеофизика».

Оплата платежей за перевод лесных земель в нелесные в сумме 6 137 614 руб. и лесных податей в сумме 4 065 003 руб. истцом подтверждена материалами дела. В федеральный бюджет лесных податей поступило 2 000 910 руб., в бюджет Республики Саха (Якутия) - 2 064 093 руб.

Истцом земли использовались в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, для изыскательских (сейсморазведочных) работ. Истец не является лесозаготовителем.

В соответствии со статьями 63, 103 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда.

Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда.

Согласно пункту 6 статьи 58 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 30.06.2003 №86-ФЗ) при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда возмещаются потери лесного хозяйства.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2004 № 647 «О расчете и возмещении потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом и при переходе лесного фонда в земли иных (других) категорий», Правил расчета и взимания платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий перевод лесных земель в нелесные неразрывно связан с их изъятием из лесного фонда, при переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользование лесным фондом взимание иных платежей, кроме платы за перевод, не установлено.

В силу статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации видами лесопользования являются:

заготовка древесины;

заготовка живицы;

заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и других);

побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства); (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 №199-ФЗ)

пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;

пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия.

Истец не входит в перечень лесозаготовителей, не является лесопользователем и, следовательно, не должен уплачивать лесные подати за пользование лесным фондом.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу об отсутствии у истца обязанности уплаты лесных податей и их возврате.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.96 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 №174-ФЗ) и приложением 11.1 к этому закону Федеральное агентство лесного хозяйства является администратором поступлений платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, и на него как администратора возложены полномочия по контролю за правильным исчислением, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей. Функции администратора названных платежей возложены на Федеральное агентство лесного хозяйства с 01.01.2005 также частью 1 статьи 6 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» и приложением №1 к нему. Таким образом, за Федеральным агентством лесного хозяйства закреплены как источник дохода бюджета Российской Федерации все платежи за пользование лесным фондом. При этом не имеет значения, являются ли эти платежи налоговыми или относятся к доходам от использования собственности.

На основании приведенных нормативных актов Министерством финансов Российской Федерации изданы приказы от 10.12.2004 №114н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (Указания) и от 16.12.2004 №116н, которым утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (Порядок). В приложении №11 к Указаниям также Федеральное агентство лесного хозяйства названо главным распорядителем средств федерального бюджета администратором поступлений в бюджет Российской Федерации по коду бюджетной классификации, на который налоговым органом зачислены средства Общества, а пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам; при этом в платежных документах указываются дата и номер решения администратора о возврате поступления.

Поэтому именно Агентство на основании статьи 2 Федерального закона от 15.08.96 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» обязано возвратить Обществу ошибочно уплаченные в федеральный бюджет денежные средства в части минимальных лесных ставок древесины на корню.

Согласно статьей 2 ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.2006 №115-ФЗ (в редакции от 18.12.2006) субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе закреплять источники доходов соответствующего бюджета за администраторами поступлений в соответствующий бюджет.

Департамент по лесным отношениям Минприроды Республики Саха (Якутия) на основании пункта 6.3 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2006 №38 является администратором неналоговых платежей за пользование лесным фондом.

В соответствии со статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части, не превышающей минимальные лесные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, возврат должен быть произведен Федеральным агентством лесного хозяйства. В соответствии со статьей 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части, превышающей минимальные лесные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, возврат должен быть произведен Республикой Саха (Якутия) в лице Департамента по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).

Арбитражный суд округа соглашается с указанными выводами арбитражных судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.

Обжалуемые судебные акты являются законными, оснований для их отмены не имеется.

Доводы заявителя кассационной жалобы являются необоснованными и не влияют на правильность принятых по делу судебных актов.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 4 февраля 2008 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 июня 2008 года по делу № А58-144/07 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

В.И. Кулаков

Н.А. Горячих

Л.М. Соколова