ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
http://14aas.arbitr.ru
06 июля 2017 года | г. Вологда | Дело № А13-15019/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2017 года .
В полном объёме постановление изготовлено июля 2017 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Кутузовой И.В. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от ответчика Кондрашиной Н.Ю. по доверенности от 14.04.2017 № 141,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Северная Торговая Компания» и государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 марта 2017 года по делу № А13-15019/2016 (судья Мамонова А.Е.),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Северная Торговая Компания» (ОГРН 1033500080547, ИНН 3525132411; место нахождения: 160012, город Вологда, улица Герцена, дом 121, помещение 7; далее – общество, ООО «СТК») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187; место жительства: 160001, город Вологда, проспект Победы, дом 33; далее – учреждение, фонд, ФСС) о признании недействительным решения от 03.10.2016 № 5195 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 15 721 руб. 53 коп., и о возложении на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечено Управление социальной защиты, опеки и попечительства администрации города Вологды (ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930; место нахождения: 160035, город Вологда, улица Каменный мост, дом 4; далее – управление).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30 марта 2017 года по делу № А13-15019/2016 признано не соответствующим Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) и недействительным решение от 03.10.2016 № 5195 в части отказа в выделении обществу средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 12 376 руб. 65 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
ООО «СТК» с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на положения статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) согласно, которой лица, указанные в части второй названной статьи во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворения заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что поскольку мать ребенка от него отказалась, то абзац восьмой пункта 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (далее – Закон № 81-ФЗ) в рассматриваемом случае не применим, необходимость представления работодателю документов о рождении предыдущих детей отпала.
ФСС в отзыве на жалобу общества с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение в соответствующей части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО «СТК» отзыв на жалобу учреждения не представило.
Управление отзывы на жалобы не представило.
Общество и управление надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя фонда, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО «СТК» зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию, регистрационный номер 3500257151.
Страхователь обратился в фонд с заявлением от 18.07.2016 о выделении денежных средств на возмещение расходов в сумме 42 323 руб. 47 коп., в том числе 36 254 руб. 56 коп., произведенных им на выплату страхового обеспечения в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком Годовикову Е.В.
Учреждение провело камеральную проверку правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой составлен акт от 26.08.2016 № 25342/3, а также принято решение от 03.10.2015 № 5195 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечении.
Указанным решением частично выделены средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения (26 418 руб. 37 коп.) и отказано в выделении 15 905 руб. 10 коп.
Основанием для отказа в возмещении средств на осуществление расходов на обязательное социальное страхование послужило нарушение страхователем следующих положений законодательства:
статьи 13 Закона № 81-ФЗ, части 2 статьи 256 ТК РФ, поскольку назначено и выплачено ежемесячное пособие по уходу за ребенком Годовикову Е.В., являющемуся приемным родителем, осуществляющим уход за ребенком на возмездной основе, по договору о приемной семье;
части 2 статьи 11.2 Закона № 255-ФЗ, статьи 15 Закона № 81-ФЗ ввиду того, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком Годовикову Е.В. (дата рождения ребенка 27.09.2015, период выплаты с 19.01.2016 по 15.06.2016) выплачено в минимальном размере пособия по уходу за вторым и последующими детьми. Следовало в размере 40 процентов среднего заработка (4136,61 руб.), так как нет информации о предыдущих детях, рожденных матерью данного ребенка.
Не согласившись с решением фонда, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 названного Федерального закона отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 указанного Закона).
Пунктом 6 статьи 12 Закона № 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам, ежемесячными пособиями по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Законом № 255-ФЗ и Законом № 81-ФЗ.
В соответствии со статьями 3, 4 Закона № 81-ФЗ пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются государственными пособиями и выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Обязанность выплаты пособий возложена на страхователя с последующим зачетом за счет средств фонда. Страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 11, статья 12 Закона № 165-ФЗ, пункт 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101).
Из содержания приведенных норм права следует, что основанием для отказа в финансировании пособия по беременности и родам может являться нарушение обществом законодательства Российской Федерации, нарушение установленных правил или неподтверждение расходов документами.
В соответствии с частью 2 статьи 1.3 Закона № 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются, в частности беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В силу статьи 1.4 данного Закона ежемесячное пособие по уходу за ребенком относится к видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе, работающие по трудовым договорам (статья 2).
На основании пункта 1 части 1 статьи 4.1 Закона № 255-ФЗ страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 4.6 названного Закона территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 данной статьи.
Условия и размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены статьями 11.1 и 11.2 Закона № 255-ФЗ. Аналогичные положения содержатся в статьях 14 и 15 Закона № 81-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 11.1 указанного Закона ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Согласно статье 11.2 указанного Закона ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом № 81-ФЗ (часть 1).
В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленный в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100 процентов среднего заработка застрахованного лица, определенного в порядке, установленном статьей настоящего Федерального закона, но не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия (часть 2).
При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка (часть 3).
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен статьей 13 Федерального закона № 255-ФЗ.
В соответствии с частью 1 указанной нормы назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Частью 6 статьи 13 Закона № 255-ФЗ также установлено, что для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не служит), справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.
Указанный перечень документов является исчерпывающим.
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, как в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, фонд ссылается на отсутствие оснований для выплаты опекуну пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми, считая, что пособие может быть выплачено только матери ребенка.
При этом, поскольку Алферьева Ю.В. отказалась от своего ребенка, то абзац восьмой пункта 15 Закона № 81-ФЗ в рассматриваемом случае не применим, необходимость представления работодателю документов о рождении предыдущих детей отпала.
Указанный довод был предметом исследования в суде первой инстанции, и ему дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционная коллегия соглашается.
Действительно, согласно части 4 статьи 11.2 Закона № 255-ФЗ и абзацем восьмым пункта 15 Закона 81-ФЗ предусмотрено, что в случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных настоящей статьей, без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.
Однако, в силу статьи 256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.
По желанию работников, усыновивших ребенка (детей), им предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им (ими) возраста трех лет (статья 257 ТК РФ).
Абзацем вторым статьи 13 Закона № 81-ФЗ также предусмотрено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящихся в отпуске по уходу за ребенком.
Как верно отметил суд первой инстанции, анализ изложенных норм в совокупности позволяет сделать вывод о том, что ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком и последующими детьми может быть назначено и выплачено не только матери ребенка, но и иным лицам, перечисленным в абзаце втором части 1 статьи 13 Закона №81-ФЗ, в том числе опекунам. Каких-либо исключений в этой части абзац второй пункта 15 Закона № 81-ФЗ не содержит.
В данном случае из материалов дела усматривается, что А.Ю.В., отказалась взять свою дочь А.Т.П., из медицинской организации, ребенок остался без попечения родителей.
Распоряжением начальника управления от 19.01.2016 № 34 «Об установлении предварительной опеки в отношении А.Т.П.» Годовиков Е.В. временно назначен опекуном в отношении А.Т.П., на шесть месяцев со дня принятия распоряжения.
Приказом общества (в котором Годовиков Е.В. принят на работу на должность заместителя директора) от 19.01.2016 по заявлению работника Годовикову Е.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет на период с 19.01.2016 по 18.07.2016 с назначением ежемесячного пособия согласно действующему законодательству.
ООО «СТК» при обращении в фонд с заявлением о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения в числе других документов представлены копии свидетельств о рождении детей Г.В.Е., Г.В.Е. и Г.А.Е.
Из материалов дела следует, что Годовиков Е.В. является единственным кормильцем в семье, осуществляющим уход за детьми и их воспитание.
Таким образом, факт наступления страхового случая подтвержден материалами дела.
Факт выплаты обществом пособия Годовикову Е.В. подтверждается платежными ведомостями от 01.02.2016 № 4, от 29.02.2016 № 6, от 31.03.2016, от 30.04.2016, от 31.05.2016, от 30.06.2016, и ответчиком не оспаривается, также как и правильность оформления подтверждающих документов.
С учетом положений статьи 256 ТК РФ, статьей 13 и 14 Закона № 81-ФЗ, статьи 11.1 Закона № 255-ФЗ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности предоставления обществом Годовикову Е.В. отпуска по уходу за ребенком и выплате ему пособия, в связи с этим признал незаконным решение фонда от 03.10.2016 №5195 об отказе ООО «СТК» в возмещении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в сумме 12 376 руб. 65 коп.
Помимо изложенного ООО «СТК» при обращении в ФСС предъявило к возмещению расходы на выплату Годовикову Е.В. ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с 16.06.2016 по 30.06.2016.
Однако из материалов дела следует, что распоряжением начальника управления от 16.06.2016 № 1069 «Об установлении опеки на возмездной основе в отношении А.Т.П.» с 16.06.2016 Годовиков Е.В. назначен опекуном на возмездной основе в отношении А.Т.П.
Во исполнение указанного распоряжения управление и Годовиков Е.В. 16.06.2016 заключили договор о приемной семье № 74, согласно условиям которого Годовиков Е.В. принимает на воспитание в приемную семью ребенка – А.Т.П., а орган опеки и попечительства в лице управления передает приемного ребенка на воспитание в приемную семью и обеспечивает выплату приемному родителю денежного вознаграждения и денежных средств на содержание приемного ребенка, обеспечивает предоставление мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством.
В силу пунктов 5.1 и 5.2 договора выплата денежного вознаграждения осуществляется в размере, предусмотренном статьей 26 Закона Вологодской области от 16.03.2015 № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» (далее - Закон № 3602-ОЗ).
Приказом общества от 18.07.2016 Годовикову Е.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 19.07.2016 по 27.03.2017 с назначением ежемесячного пособия согласно действующему законодательству.
Отказывая в удовлетворении требований общества в указанной части, суд первой инстанции сослался на то, что Годовиков Е.В. являясь приемным родителем А.Т.П. и осуществляя деятельность по воспитанию указанного ребенка на возмездной основе, фактически осуществляет трудовую деятельность, в связи с этим у него отсутствует право на получение ежемесячного пособия.
ООО «СТК» в апелляционной жалобе сослалось на положения статьи 256 ТК РФ и согласно, которой лица, указанные в части второй названной статьи во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия.
Данный довод подлежит отклонению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Закон № 48-ФЗ) обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных данной статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Закона № 48-ФЗ).
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 СК РФ («Опека и попечительство над детьми»). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (пункты 1 и 2 статьи 152 СК РФ).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153 СК РФ).
Из положений пункта 2 статьи 153.1 названного Кодекса, усматривается, что Семейный кодекс Российской Федерации разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм Семейного кодекса Российской Федерации также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной СК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 26 Закона № 3602-ОЗ денежное вознаграждение, причитающееся приемным родителям (родителю), проживающим на территории Вологодской области, и взявшим на воспитание не более трех детей, устанавливается в размере 4798 рублей в месяц за воспитание каждого приемного ребенка.
Выплата вознаграждения приемным родителям (родителю) осуществляется государственным учреждением области, уполномоченным на оказание государственных услуг и исполнение государственных функций в сфере социальной защиты населения, с момента заключения договора о приемной семье с учетом районных коэффициентов, установленных на территории Вологодской области (пункт 3 статьи 26 названного Закона).
Из изложенных норм регионального законодательства видно, что получаемое приемными родителями вознаграждение за оказание услуг по воспитанию ребенка приравнивается к заработной плате.
В статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), действовавшего на момент возникновения спорных отношений и утратившего силу с 01.01.2017.
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 9 Закона № 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Следовательно, принимая на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение по договору о приемной семье, приемный родитель выполняет оплачиваемую работу.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного суда Российской Федерации от 15.05.2017 № 91-КГ17-2.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что государственная поддержка приемных семей осуществляется не через систему пособий, а через систему установления вознаграждений за воспитание ребенка, различных льгот и компенсаций, что не может рассматриваться как нарушение прав граждан и юридических лиц.
При этом в рассматриваемом случае ежемесячное пособие по уходу за ребенком теряет функцию компенсации утраченного заработка.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалоб не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясьстатьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 марта 2017 года по делу № А13-15019/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Северная Торговая Компания» и государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Мурахина |
Судьи | И.В. Кутузова А.А. Холминов |