ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
03 февраля 2020 года | г. Вологда | Дело № А13-9961/2017 | |
Резолютивная часть постановления объявлена января 2020 года .
В полном объёме постановление изготовлено февраля 2020 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Череповецкий порт» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 ноября 2019 года по делу № А13-9961/2017,
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Череповецкий порт» (ОГРН 1023501238298, ИНН 3528054779; адрес: 162603, Вологодская область, город Череповец, улица Судостроительная, дом 7; далее – ОАО «Череповецкий порт», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявлением от 19.09.2017 (том 1, листы 169, 171), к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области (межрайонному) (ОГРН 1023501245074, ИНН 3528076797; адрес: 162602, Вологодская область, город Череповец, улица Труда, дом 49; далее – управление, УПФ) о признании безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам и пеням в общей сумме 8 647 613 руб. 14 коп.
Определением суда от 14 ноября 2017 года (с учетом определения от 16 декабря 2019 года об исправлении опечаток) к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области (ОГРН 1043500289898, ИНН 3528014818; адрес: 162608, Вологодская область, город Череповец, проспект Строителей, дом 4б; далее – инспекция, налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24 сентября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО «Череповецкий порт» с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Считает, что в рассматриваемом случае взыскание страховых взносов и пеней произведено с грубым нарушением порядка принудительного досудебного взыскания является незаконным и противоправным. Также считает, что принудительное списание налоговым органом денежных средств в сумме 6 097 770 руб. 34 коп. по инкассовому поручению № 113960, в сумме 799 847 руб. 50 коп. по инкассовому поручению № 113961, в сумме 1 479 997 руб. 75 коп. по инкассовому поручению № 1139652 (всего 8 377 613 руб. 59 коп.) с расчетного счета общества и окончание исполнительного производства не могут препятствовать признанию безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам и пеням в общей сумме 8 647 613 руб. 14 коп.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
От управления отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Общество и УПФ надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей общества, учреждения и инспекции в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя налогового органа, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество 19.08.2002 зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1023501238298, и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), действовавшего до 01.01.2017, являлось плательщиком страховых взносов.
ОАО «Череповецкий порт» 20.08.2015 представило в УПФ расчет по форме РСВ-1 за полугодие 2015 года, в котором самостоятельно исчислило к уплате за указанный период страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 6 097 770 руб. 34 коп., по дополнительному тарифу – в размере 799 847 руб. 50 коп., на обязательное медицинское страхование – 1 479 997 руб. 75 коп.
Исчисленные в названном расчете суммы страховых взносов в установленные сроки обществом не уплачены.
Письмами от 03.07.2015, от 07.12.2015, от 06.12.2016 (том 1, листы 168-171) общество сообщило управлению, что нарушение сроков уплаты страховых взносов обусловлено кризисными явлениями в экономике и отрасли, а также уведомило УПФ о намерении до конца 2015 года погасить задолженность по уплате страховых взносов.
Однако ввиду того, что данные действия обществом не были совершены, в связи с неуплатой исчисленных самостоятельно обществом страховых взносов за полугодие 2015 года и в соответствии с правом, предоставленным статьями 19, 20 и 22 Закона № 212-ФЗ, управление выставило страхователю требование от 12.10.2015 № 045S01150020104 (том 1, листы 72-73).
В названном требовании обществу предложено в срок до 02.11.2015 добровольно уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 6 097 770 руб. 34 коп. и пени в размере 196 809 руб. 91 коп., недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на дополнительный тариф страховых взносов в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ в сумме 799 847 руб. 50 коп. и пени в размере 25 469 руб. 29 коп., недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 479 997 руб. 75 коп. и пени в размере 47 718 руб. 35 коп. (всего 8 647 613 руб. 14 коп.).
Неисполнение обществом названного требования явилось основанием для вынесения управлением решения от 15.04.2016 № 045S02160011953 о взыскании названных сумм страховых взносов и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах заявителя (том 1, листы 74-75).
В дальнейшем, 20.10.2016, управлением вынесено постановление № 045S04160022581 о взыскании 8 647 613 руб. 14 коп. за счет имущества заявителя (том 1, листы 78-80), на основании которого службой судебных приставов по постановлению от 05.12.2016 возбуждено исполнительное производство № 81519/16/35024-ИП (том 1, лист 86).
Спорные суммы страховых взносов и пеней взысканы с общества в принудительном порядке в полном объеме, в связи с этим исполнительное производство № 81519/16/35024-ИП, возбужденное на основании постановления от 20.10.2016 № 045S04160022581, окончено постановлением от 16.10.2017 (том 2, листы 155-156).
Закон № 212-ФЗ с 01 января 2017 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ (редакция от 19.12.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Из пояснений представителя налогового органа следует, что после передачи управлением в инспекцию сальдо расчетов общества с бюджетами по страховым взносам налоговым органом к расчетному счету общества выставлены инкассовые поручения от 27.09.2017 на общую сумму 8 377 613 руб. 59 коп., которые исполнены в полном объеме, в том числе с расчетного счета заявителя взысканы средства в сумме 6 097 770 руб. 34 коп. по инкассовому поручению № 113960, в сумме 799 847 руб. 50 коп. по инкассовому поручению № 113961, в сумме 1 479 997 руб. 75 коп. по инкассовому поручению № 1139652 (том 3, листы 16-22). При этом на тот момент инспекции не было известно о возбуждении в отношении общества исполнительного производства на взыскание этих же сумм задолженности по страховым взносам и пеням.
Посчитав, что указанные выше требование, решение и постановление УПФ являются недействительными, поскольку вынесены с нарушением установленного Законом № 212-ФЗ срока, исходя из положений части 1 статьи 23 названного Закона, общество обратилось в суд с заявлением о признании безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам и пеней в общей сумме 8 647 613 руб. 14 коп., в отношении которой было возбуждении и окончено исполнительное производство № 81519/16/35024-ИП
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно исходил из следующего.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались до 01.01.2017 Законом № 212-ФЗ.
Согласно статье 5 названного Закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - организации.
В силу части 1 статьи 15 Закона № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с частью 9 статьи 15 упомянутого Закона плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования;
В силу части 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 названного Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 названной статьи (части 2, 3 статьи 18 Закона № 212-ФЗ).
По правилам статьи 23 этого Закона недоимка, пени, штрафа, числящиеся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким нормативным правовым актом является постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в пенсионный фонд российской федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям» (далее – Постановление № 820), которое содержит исчерпывающий перечень оснований и документов для признания задолженности безнадежной.
Названное Постановление применяется в отношении признания безнадежными к взысканию и списания сумм страховых взносов, взносов на выплату доплаты к пенсии, пеней и штрафов по основаниям, возникшим до 1 января 2017 (пункт 5 Постановления № 820).
Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено, что решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и взносов на выплату доплаты к пенсии, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования принимается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Подпунктом «г» пункта 1 Постановления № 820 установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженность по начисленным пеням и штрафам в случае принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Согласно пункту 4 Постановления № 820 решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности, а также сумм, указанных в пункте 1(1) настоящего постановления, принимается при наличии в случае, указанном в подпункте «г» пункта 1 настоящего постановления, копии вступившего в законную силу акта суда, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копии определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, заверенная в установленном порядке.
В данном случае из материалов дела следует, что общество не обращалось в учреждение с заявлением о признании спорной суммы недоимки безнадежной к взысканию.
Также отсутствует вступивший в законную силу судебный акт, в соответствии с которым орган контроля за уплатой страховых взносов утратил возможность взыскания спорной суммы недоимки и задолженности по пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Кроме того, из указанных выше норм следует, что безнадежной может быть признана недоимка, числящаяся за отдельным плательщиком страховых взносов, уплата и взыскание которой невозможно в силу причин экономического, социального или юридического характера.
В данном случае материалами дела подтверждается, что спорные суммы страховых взносов и пеней взысканы с общества в полном объеме до обращения в суд с заявлением по настоящему делу, исполнительное производство № 81519/16/35024-ИП, возбужденное на основании постановления УПФ от 20.10.2016 № 045S04160022581, окончено 16.10.2017.
Данное обстоятельство обществом не оспаривается.
Нарушение управлением установленной статьями 19, 20 и 22 Закона № 212-ФЗ процедуры принудительного взыскания недоимки по страховым взносам и пеней, как правомерно указано судом первой инстанции, также не является основанием для освобождения страхователя от обязанности по уплате страховых взносов и пеней и признания спорной суммы задолженности безнадежной к взысканию.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в судебных актах трех инстанций по делу № А13-9932/2017 с участием этих же сторон по спору о признании безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам и пеням за I квартал 2015 года, до вступления в силу решения суда по которому судом первой инстанции приостанавливалось рассмотрение настоящего дела.
Обязанность по уплате страховых взносов за I полугодие 2015 года возникла у общества в связи с наличием базы для начисления страховых взносов, определяемой по правилам статьи 8 Закона № 212-ФЗ, а не из требования управления об уплате спорных сумм страховых взносов.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По общему правилу в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Поскольку при принятии апелляционной жалобы к производству определением суда от 24 декабря 2019 года по настоящему делу ОАО «Череповецкий порт» предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины и в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 ноября 2019 года по делу № А13-9961/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Череповецкий порт» – без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества «Череповецкий порт» (ОГРН 1023501238298, ИНН 3528054779; адрес: 162603, Вологодская область, город Череповец, улица Судостроительная, дом 7) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий А.Ю. Докшина
Судьи Е.А. Алимова
Н.В. Мурахина