НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Вологодской области от 23.10.2019 № А13-7833/19

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 октября 2019 года

г. Вологда

Дело № А13-7833/2019

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2019 года .

В полном объёме постановление изготовлено октября 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Болдыревой Е.Н. и            Докшиной А.Ю.при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великий Устюг Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 июля 2019 года по делу № А13-7833/2019 ,

у с т а н о в и л:

закрытое акционерное общество «Великоустюгский завод «Северная чернь» (ОГРН 1023502689572, ИНН 3526011667; адрес: 162390, Вологодская область, Великоустюгский район, город Великий Устюг, улица Анатолия Угловского, дом 1; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великий Устюг Вологодской области (ОГРН 1023502689858, ИНН 3526015968; адрес: 162390, Вологодская область, Великоустюгский район, город Великий Устюг, улица 2-я Пролетарская, дом 34а; далее – учреждение, фонд) о признании недействительным решения от 07.02.2019 № 045V12190000014.

Решением Арбитражного суда Вологодской области суда от 03 июля              2019 годарешение учреждения от 07.02.2019 № 045V12190000014 признано не соответствующим требованиям Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) и недействительным в части доначисления и предложения уплатить обществу за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования пеней в общей сумме 124 261 руб. 16 коп. и штрафов в общей сумме 121 487 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано. На учреждение возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. С учреждения в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.

Фонд с решением суда первой инстанции частично не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части удовлетворения заявления общества. В обоснование позиции указывает на то, что у суда не имелось оснований для полного освобождения общества от уплаты пеней и штрафов за неуплату страховых взносов, поскольку факт вынесения Конституционным судом Российской Федерации определений от 06.06.2016 о признании вознаграждений членам совета директоров и ревизионной комиссии объектами обложения страховыми взносами учтен фондом при внесении оспариваемого решения, что выразилось в исчислении периода просрочки уплаты страховых взносов с 01.07.2016. Также ссылается на превышение судом первой инстанции пределов заявленных обществом требований, что выразилось в освобождении от уплаты пеней и штрафа по эпизоду непринятия к зачету расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию по справке государственного учреждения – Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС), который не обжаловался заявителем.

Общество доводы подателя апелляционной жалобы в части необоснованности освобождения заявителя от уплаты пеней и штрафов по страховым взносов на выплату вознаграждений членам совета директоров и ревизионной комиссии отклонило, просило в указанной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным. Вместе с тем общество согласилось с доводами жалобы, касающимися превышения судом первой инстанции пределов заявленных требований. Указало, что оспариваемое решение фонда в части доначисления страховых взносов на выплаты, не принятые ФСС, не обжаловало.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть судебного акта и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции находит ее частично обоснованной.

Как следует из материалов дела, на основании решения начальника управления от 26.11.2018 № 045V02180000445 управлением проведена выездная проверка деятельности общества по страховым взносам, в которых сумма страховых взносов указана в размере, меньшем ранее заявленного, вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.

В результате проверки фондом установлена занижение обществом базы для исчисления страховых взносов, которое выразилось в неисчислении и неуплате страховых взносов с сумм оплаты вознаграждений членам совета директоров и ревизионной комиссии в общей сумме 15 228 000 руб., а также с сумм непринятых к зачету ФСС сумма страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплаченных с нарушением требований законодательства, в размере 134 387,82 руб.

По результатам проверки управлением составлен акт от 28.12.2018                       № 045V10180000534 и принято решение от 07.02.2019 № 045V12190000014.

Названным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 121 487 руб., заявителю также доначислено и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за периоды, начиная с 2014 года, в сумме                             2 125 125 руб. 32 коп. и пени в размере 91 063 руб. 02 коп., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 783 481 руб. 78 коп. и пени в размере 33 198 руб. 14 коп.

Не согласившись с решением учреждения от 07.02.2019                                        № 045V12190000014 в части вывода о необоснованном неисчислении страховых взносов с сумм оплаты вознаграждений членам совета директоров и ревизионной комиссии, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что учреждение обоснованно доначислило обществу страховые взносы по эпизоду невключения в базу для исчисления страховых взносов сумм вознаграждений членам совета директоров и ревизионной комиссии, однако освободил общество от уплаты пеней и от ответственности за данное нарушение на основании части 9                    статьи 25, пункта 3 части 1 статьи 43 Закона № 212-ФЗ.

Апелляционная коллегия согласна с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Пунктом 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В силу пункта 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 данного закона, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного закона.

Из анализа положений статьи 103 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 85, пункта 1 статьи 64 Федерального закона от 26.12.1995              № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» следует, чтодеятельность совета директоров и ревизионной комиссии акционерного общества и отношения между советом директоров общества и ревизионной комиссией регулируются нормами гражданского законодательства; эти отношения являются гражданско-правовыми, выплата вознаграждения членам совета директоров и ревизионной комиссии связана с выполнением ими управленческих функций, в связи с этим на вознаграждение, выплаченное указанным лицам, подлежат начислению страховые взносы.

Данная правовая позиция корреспондирует позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 06.06.2016 № 1169-О и № 1170-О, согласно которым действующее регулирование предполагает отнесение указанного вознаграждения к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о его выплате в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров, поскольку в противном случае правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты будет ставиться в зависимость от формального критерия (наличие или отсутствие условия о ней в договоре), что приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства.

С учетом изложенных положений законодательства суд первой инстанции пришел к выводу о том, что произведенные обществом в период с 26.01.2015 по 21.12.2016 на основании соответствующих расчетов выплаты вознаграждений членам совета директоров и ревизионной комиссии общества  в общей сумме 15 228 000 руб. подлежат обложению страховыми взносами.

Таким образом, суд первой инстанции признал правомерным доначисление обществу на основании оспариваемого решения учреждения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 2 125 125 руб. 32 коп. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 783 481 руб. 78 коп.

В указанной части вывод суда первой инстанции сторонами не оспаривается.

Как указано ранее, в связи с неуплатой обществом названных сумм страховых взносов фондом обществу доначислены соответствующие пени на основании пункта 1 статьи 25 Закона № 212-ФЗ и штраф по пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ.

Между тем частью 9 статьи 25 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика страховых взносов в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (часть 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ).

На основании пункта 3 части 1 статьи 43 Закона № 212-ФЗ выполнение письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в пределах его компетенции является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении правонарушения.

Из материалов дела следует, что письмом от 30.04.2014 № 731 общество обращалось в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области (далее – отделение) с просьбой разъяснить порядок начисления страховых взносов на выплаты членам совета директоров и членам ревизионной комиссии.

В ответе от 20.05.2014 № 20-30/5500 отделение сообщило обществу о том, что спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами, поскольку производятся не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, а на основании решения общего собрания участников акционерного общества.

Кроме того, при неисчислении страховых взносов с названных выплат общество руководствовалось разъяснениями Министерства туда и социальной защиты Российской Федерации, изложенными в письмах от 26.03.2014                          № 17-4/ООГ-200, от 15.06.2016 №17-4/В-247 и т.д.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2009 № 731 «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в целях единообразного применения Закона                        № 212-ФЗ Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации было предоставлено право издавать разъяснения по вопросам уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации.

В этой связи суд первой инстанции правомерно признал, что на недоимку по страховым взносам, образовавшуюся у общества за 2015-2016 годы в результате выполнения им письменных разъяснений отделения и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о порядке исчисления, уплаты страховых взносов, пени и штрафы начислению не подлежат.

Довод жалобы фонда о том, что пени и штраф в такой ситуации могли быть начислены страхователю, начиная с расчетного периода, следующего за периодом опубликования Определений Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 № 1169-О и № 1170-О, является ошибочным, поскольку противоречит смыслу части 9 статьи 25 Закона № 212-ФЗ, полностью исключающей возможность начисления пеней на недоимку, образовавшуюся у страхователя в результате выполнения им письменных разъяснений уполномоченного органа государственной власти.

Аналогичные выводы содержатся и в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.07.2019 по делу № А56-87659/2018.

С учетом изложенного у фонда отсутствовали правовые основания для исчисления пеней и начисления штрафа за неуплату страховых взносов с сумм выплат вознаграждения членам совета директоров и ревизионной комиссии, следовательно, решение учреждения 07.02.2019 № 045V12190000014 в данной части правомерно признано судом недействительным.

Вместе с тем суд первой инстанции признал недействительным оспариваемое решение фонда в части начисления всей суммы пеней и штрафов за неуплату страховых взносов, не учтя при этом, что часть указанной суммы пеней и штрафов, начислена по другому эпизоду – невключения обществом в базу для исчисления страховых взносов 134 387,82 руб. - суммы, страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплаченных с нарушением требований законодательства и непринятых к зачету ФСС на основании справки ФСС о результатах проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения от 21.12.2018.

По указанному эпизоду общество решение фонда не оспаривало, что подтверждается им самим в возражениях на апелляционную жалобу, а также следует из заявления, поданного в суд первой инстанции.

В связи с этим заявленный им при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции отказ от иска в указанной части не принят апелляционной инстанцией как не соответствующий требованиям статьи                     49 АПК РФ.

В решении суда первой инстанции правовое обоснование вывода об освобождении общества от уплаты пеней и штрафа по эпизоду непринятия к зачету ФСС сумм страховых взносов в указанной части  также отсутствует.

Согласно представленным учреждением и обществом расчетам по данному эпизоду заявителю доначислено 5 187,58 руб. пеней (из которых 4 211,33 руб. – по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской федерации, 976,25 руб.– на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) и 3 093,98 руб. штрафа (из которых из которых 2 511,72 руб. – по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской федерации, 582,26 руб. – на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Спор о размере данных сумм между сторонами отсутствует.

При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует отменить в части признания недействительным принятого учреждением решения от 07.02.2019                              № 045V12190000014 в части доначисления 5 187,58 руб. пеней, а также    3 093,98 руб. 98 коп. штрафных санкций. В остальной части решение суда следует оставить без изменения.

Поскольку судебный акт принят не в пользу государственного органа, на основании части 1 статьи 110 АПК РФ расходы заявителя по уплате государственной пошлины относятся на учреждение и перераспределению в связи частичной отменой решения суда не подлежат.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 июля 2019 года по делу № А13-7833/2019 отменить в части признания недействительным принятого государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великий Устюг Вологодской области решения                 от 07.02.2019 № 045V12190000014 в части доначисления 5 187 руб. 58 коп. пеней, а также 3 093 руб. 98 коп. штрафных санкций.

В остальной части решение Арбитражного суда Вологодской области                   от 03 июля 2019 года суда оставить без изменения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                      Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Е.Н. Болдырева

А.Ю. Докшина