АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 июля 2020 года | Дело № | А13-21007/2019 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В., рассмотрев 20.07.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе Вологодской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.01.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2020 по делу № А13-21007/2019, у с т а н о в и л: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе Вологодской области (межрайонное), адрес: 161200, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Лесагро», адрес: 161100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), 5 500 руб. финансовой санкции. Решением суда от 29.01.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2020, заявленное требование оставлено без удовлетворения. В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя кассационной жалобы, деятельность, связанная с доставкой лесопродукции до покупателя, не попадает под категорию льготных условий труда; условия труда водителя автомобилей, осуществляющих передвижение по лесовозным дорогам лесосеки, отличаются от условий передвижения по дорогам общего пользования, что снижает негативное воздействие вредных факторов на здоровье работника; кроме того, водители автомобилей по вывозке леса в отдельные дни занимались ремонтными работами полный рабочий день, не участвуя в вывозке леса, следовательно, эти дни не подлежали включению в стаж для досрочного назначения пенсии, а представленные сведения не должны были иметь отметку об особых условиях труда. Податель кассационной жалобы также полагает необоснованной ссылку судов на проведение специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) в 2019 году, поскольку спорные периоды относятся к 2016 - 2018 годам; результаты СОУТ применяются для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, тогда как нормы Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» не предусматривают СОУТ для назначения пенсии, в том числе досрочной; обязанность страхователя начислять страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным действующим законодательством, не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия у работников права на назначение пенсии по льготным основаниям и от выводов аттестационной комиссии. В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. До начала судебного заседания от Общества поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Неявка представителя Общества не препятствует рассмотрению кассационной жалобы. Управление в судебное заседание своих представителей не направило, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы. Как установлено судами и следует из материалов дела, Управлением проведена документальная проверка представленных Обществом первичных документов за период с 01.01.2006 по 31.12.2018, послуживших основанием для включения должностей в перечни рабочих мест, наименований профессий, работники которых пользуются правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 и пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), а также оценка достоверности представленных страхователем индивидуальных сведений за вышеуказанный период. Результаты проверки оформлены актом от 20.06.2019 № 2, из которого следует, что основным условием назначения досрочной трудовой пенсии по Списку профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 273 (далее - Список профессий), является наличие в Обществе единого технологического процесса лесозаготовок за период с 01.01.2006 по 31.12.2018, который включает в себя в том числе трелевку (подвозку и вывозку) древесины с лесосек к промежуточным складам, штабелевку древесины, вывозку древесины на нижние склады для отправки потребителю, а также постоянный процесс ведения лесозаготовительной деятельности, за исключением периодов с апреля по ноябрь 2015 года, с апреля по ноябрь 2016 года, с апреля по декабрь 2017 года, с апреля по сентябрь 2018 года. Штатными расписаниями Общества, приказами по основной деятельности, личному составу предусмотрены такие должности как вальщик леса, помощник вальщика леса, тракторист на трелевке леса, чокеровщик, раскряжевщик, обрубщик сучьев, водитель автомобиля на вывозке леса. Индивидуальные сведения за 2006 - 2018 года на вальщиков леса, помощников вальщика леса, обрубщиков сучьев, чокеровщиков, мастеров, мастеров леса, старшего мастера, водителей автомобиля на вывозке леса, трактористов на трелевке леса, раскряжевщиков, представлены обществом с кодом 27-7. По мнению Управления, Общество представило недостоверные сведения с указанием кода 27-7 в отношении работников Общества - водителей автомобиля на вывозке леса ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, поскольку указанные лица выполняли работы по вывозке леса потребителю, доставке леса с верхнего склада на нижний, а также ремонтные работы, которые не являются частью единого технологического процесса и работой в тяжелых условиях труда. Периоды вывозки леса потребителям не могут быть включены в льготный стаж работы и подлежат исключению, в связи с чем право на досрочное пенсионное обеспечение у таких работников не возникло. Управление 09.07.2019 составило и направило Обществу уведомление об устранении ошибок, указав на необходимость отразить индивидуальные сведения без указания кода. Поскольку в установленный срок корректные индивидуальные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-КОРР с учетом выявленных документальной проверкой замечаний и нарушений не были представлены, Управление посчитало представленные Обществом за период с 2016 по 2018 год сведения на 5 застрахованных лиц (ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5) неполными и (или) недостоверными, о чем 29.07.2019 составило акт № 045S19190010318 и 02.09.2019 вынесло решение № 045S19190009035 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде 5 500 руб. штрафа. Управление выставило требование от 25.09.2019 № 045S01190009576 об уплате до 15.10.2019 начисленного решением № 045S19190009035 штрафа. Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Управления в суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, установив, что спорные работники Общества - водители автомобиля на вывозке леса участвовали в едином технологическом процессе лесозаготовок, при этом выполнение таких работ занимало у работников полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени), пришел к выводу о наличии у этих работников права на досрочное пенсионное страхование в связи с выполнением ими работ с тяжелыми условиями труда, входящих в единый технологический процесс, и отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим. Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Законом № 400-ФЗ. Согласно части 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к этому закону). В соответствии с пунктом 6 части1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к этому закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В силу части 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 названного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, применяется Список профессий. Согласно названному Списку профессий правом на пенсию по старости на льготных условиях пользуются работники, занятые в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности. Суды установили, что основным видом деятельности Общества является лесозаготовка, технологический процесс которой включает в себя подготовку лесосек к валке леса (вырубку кустарников, расчистку снега, очистку лесосек от порубочных остатков и т.д.); валку леса; обрубку сучьев и вершин, вырубку поврежденных при валке леса деревьев; трелевку (подвозку и вывозку) древесины с лесосек к промежуточным складам; разделку древесины, которая включает в себя раскряжевку хлыстов на сортименты, окорку круглого леса; штабелевку древесины; вывозку древесины на нижние склады для отправки потребителю. Для осуществления указанной деятельности Общество имеет в своем штате должности вальщика леса, помощника вальщика леса, тракториста на трелевке леса, чокеровщика, раскряжевщика, обрубщика сучьев, водителя автомобиля на вывозке леса. Работники Общества - водители автомобиля на вывозке леса ФИО2, ФИО1, ФИО4, ФИО6, ФИО3 участвовали в едином технологическом процессе лесозаготовок посредством осуществления трудовой функции, связанной с вывозкой леса для отправки потребителю, включая выполнение ремонтных работ машин и механизмов и работ по технической эксплуатации автомобилей. При этом выполнение таких работ работниками занимало у них полный рабочий день, то есть не менее 80% рабочего времени. Занятость этих работников на работах, связанных с доставкой древесины потребителю, а также совмещение функций водителя с иными трудовыми функциями, относящихся к общим условиям труда, не превышала 0,7-0,8 часа в течение рабочего времени. Суды также приняли во внимание, что в 2019 году Общество провело СОУТ работников, по результатам которой условия труда работников, занимающих должности водителя автомобиля на вывозке леса, отнесены к тяжелым, итоговый класс условий труда составил 3.2., что предусматривает начисление страховых взносов с применением дополнительных тарифов; соответствующие дополнительные тарифы страховых взносов Общество уплачивало. Учтя, что спорные работники Общества выполняли работы с тяжелыми условиям труда, занимаемая ими должность по своему характеру производственной деятельности отнесена к должностям и профессиям, предусмотренным Списком профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, суды пришли к выводу о правомерности отражения Обществом исходных сведений на указанных застрахованных лиц с указанием кода 27-7. Оснований для переоценки выводов судов кассационная инстанция не находит. Изложенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм законодательства Российской Федерации о страховых взносах и направленные на переоценку представленных доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.01.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2020 по делу № А13-21007/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Белозерском районе Вологодской области (межрайонного) - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | С.В. Лущаев | |||
Судьи | О.Р. Журавлева С.В. Соколова | |||